Катушка зажигания, или бобина, обеспечивает искровое зажигание топливно-воздушной смеси в двигателе автомобиля. Знание устройства и принципа работы катушки, а также умение ее проверить и подключить, поможет автовладельцам избежать проблем с запуском двигателя. В этой статье рассмотрим устройство катушки зажигания, схемы подключения и диагностику, что позволит поддерживать автомобиль в исправном состоянии.
Коротко о зажигании
Чтобы понять, зачем в автомобиле нужна бобина, стоит ознакомиться с устройством систем зажигания.
Ниже представлена упрощенная схема работы бобины.
Положительный вывод катушки соединен с положительной клеммой аккумулятора, а другой вывод подключается к распределителю напряжения. Эта схема подключения широко используется в автомобилях ВАЗ. Для ясности сделаем несколько уточнений:
- Распределитель напряжения подает напряжение на цилиндр, где происходит сжатие и должны воспламеняться пары бензина.
- Управление работой катушки зажигания осуществляется коммутатором напряжения, который может быть механическим или электронным (бесконтактным).
Механические устройства использовались в старых моделях, таких как ВАЗ 2106, но сейчас их заменили электронные.
Проверка катушки зажигания является важной процедурой для поддержания исправности автомобиля. Эксперты рекомендуют начать с визуального осмотра: необходимо проверить наличие трещин, коррозии или других повреждений на корпусе катушки. Далее следует использовать мультиметр для измерения сопротивления. Для этого нужно отключить катушку от системы зажигания и подключить прибор к выводам. Нормальные значения сопротивления варьируются в зависимости от модели, поэтому важно ознакомиться с технической документацией. Также стоит проверить искровой разряд, подключив катушку к высоковольтному проводу и наблюдая за искрой при запуске двигателя. Если искра отсутствует или она слабая, это может свидетельствовать о неисправности катушки. Регулярная проверка и диагностика помогут избежать серьезных проблем с двигателем и обеспечат его надежную работу.
Устройство и работа бобины
Современная бобина является упрощенной версией индукционной катушки Румкорфа. Она была названа в честь изобретателя немецкого происхождения – Генриха Румкорфа, который первым запатентовал в 1851 году устройство, преобразовывающее постоянное низкое напряжение в переменное высокое.
Чтобы понять принцип работы, нужно знать устройство катушки зажигания и основы радиоэлектроники.
Это традиционная, общая катушка зажигания ВАЗ, применяемая в течение длительного времени и на многих других автомобилях. Фактически это импульсный высоковольтный трансформатор. На сердечнике, предназначенном для усиления магнитного поля, тонким проводом намотана вторичная обмотка, она может содержать до тридцати тысяч витков провода.
Поверх вторичной обмотки находится первичная из более толстой проволоки и с меньшим количеством витков (100-300).
Обмотки с одних концов соединены между собой, второй конец первичной подсоединяется к аккумуляторы, вторичная обмотка свободным концом подключена к распределителю напряжения. Общей точкой обмотки катушки подключены к коммутатору напряжения. Всю эту конструкцию закрывает защитный корпус.
Через «первичку» в исходном состоянии протекает постоянный ток. Когда нужно образовать искру, цепь разрывается коммутатором или трамблером. Это приводит к образованию высокого напряжения во вторичной обмотке. Напряжение поступает на свечу нужного цилиндра, где и образуется искра, вызывающая сгорание топливной смеси. Для соединения свечей с распределителем использовались высоковольтные провода.
Конструкция с одним выводом не является единственно возможной, существуют и другие варианты.
- Двухискровые. Сдвоенная система применяется для цилиндров, которые работают в одной фазе. Предположим, в первом цилиндре происходит сжатие и искра нужна для воспламенения, а в четвертом фаза продувки и там образуется холостая искра.
- Трехискровые. Принцип работы как у двухвыводной, только используются подобные на 6 цилиндровых двигателях.
- Индивидуальные. Каждая свеча оснащена собственной катушкой зажигания. В данном случае обмотки поменяны местами — первичная находится под вторичной.
Метод проверки | Описание метода | Результат и интерпретация |
---|---|---|
Визуальный осмотр | Внешний осмотр катушки на наличие повреждений (трещины, оплавления, следы перегрева, коррозия) | Повреждения указывают на возможную неисправность. Отсутствие видимых повреждений не гарантирует исправность. |
Проверка сопротивления первичной обмотки | Измерение сопротивления первичной обмотки омметром. Значение сопротивления должно соответствовать значениям, указанным в технической документации автомобиля. | Значение сопротивления вне допустимого диапазона указывает на обрыв или короткое замыкание в первичной обмотке. |
Проверка сопротивления вторичной обмотки | Измерение сопротивления вторичной обмотки омметром. Значение сопротивления должно соответствовать значениям, указанным в технической документации автомобиля. | Значение сопротивления вне допустимого диапазона указывает на обрыв или короткое замыкание во вторичной обмотке. |
Проверка напряжения на высоковольтных выводах | Измерение напряжения на высоковольтных выводах катушки с помощью высоковольтного вольтметра во время работы двигателя. | Отсутствие или низкое напряжение указывает на неисправность катушки или других элементов системы зажигания. |
Проверка искры | Наблюдение за наличием искры на свечах зажигания. Можно использовать свечу зажигания в качестве индикатора, поднося ее к высоковольтному проводу. | Отсутствие искры указывает на неисправность катушки или других элементов системы зажигания. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проверке катушки зажигания на автомобиле:
-
Метод “проверки искры”: Один из самых простых способов проверить катушку зажигания — это использовать свечу зажигания и проверить наличие искры. Для этого нужно снять свечу, подключить её к высоковольтному проводу и прокрутить двигатель. Если искра присутствует, катушка работает, если нет — возможно, она неисправна.
-
Использование мультиметра: Для более точной диагностики можно использовать мультиметр. Измеряя сопротивление обмоток катушки, можно определить её работоспособность. Обычно значения сопротивления обмоток должны находиться в пределах, указанных в руководстве по эксплуатации автомобиля. Если сопротивление значительно отличается, это может указывать на неисправность.
-
Температурный эффект: Интересно, что катушки зажигания могут работать нормально при холодном двигателе, но терять эффективность при нагреве. Это связано с тем, что некоторые внутренние компоненты могут расширяться и вызывать короткое замыкание. Поэтому, если проблема проявляется только после прогрева двигателя, стоит обратить внимание на катушку зажигания.
Как проверить катушку зажигания
Ключевым показателем эффективности работы бобины является сопротивление её обмоток. Существуют нормы, указывающие на исправность. Однако отклонения от этих норм не всегда означают наличие неисправностей.
С помощью мультиметра
С помощью мультиметра можно проверить катушку зажигания по 3 параметрам:
- сопротивление первичной обмотки;
- сопротивление вторичной обмотки;
- наличие короткого замыкания (пробой изоляции).
Следует учесть, что таким образом можно проверить только индивидуальную катушку зажигания. Сдвоенные устроены иначе, и необходимо знать схему вывода «первички» и «вторички».
Первичную обмотку проверяем присоединив щупы к контактам Б и К.
Тип катушки | Сопротивление, Ом |
---|---|
ВАЗ 2106 (контактная система) | 3,07-3,5 |
27.3705 (бесконтактная, М, Р) | 0,45± 0,05 |
3122.3705 (С, З) | 0,43± 0,04 |
8352.12 (М, Р) | 0,42± 0,05 |
027.3705 (М, Р) | 0,43± 0,04 |
27.3707-01 (М, Р) | 0,42± 0,05 |
АТЕ1721 (М, Р) | 0,43± 0,05 |
М – маслозаполненная | |
С – сухая | |
Р – разомкнутый магнитопровод | |
З – замкнутый магнитопровод |
Измеряя «вторичку» подключаем один щуп к контакту Б, а второй к высоковольтному выводу.
Тип катушки | Сопротивление, КОм |
---|---|
ВАЗ 2106 (контактная система) | 5,4-9,2 |
27.3705 (бесконтактная, М, Р) | 5±1 |
3122.3705 (С, З) | 4,08±0,4 |
8352.12 (М, Р) | 5±1 |
027.3705 (М, Р) | 5±1 |
27.3707-01 (М, Р) | 5±1 |
АТЕ1721 (М, Р) | 5±1 |
Изоляцию замеряют через клемму Б и корпус катушки. Показания прибора должен быть не ниже 50 Мом.
Далеко не всегда у просто автолюбителя под рукой имеется мультиметр и опыт его использования, в дальней дороге проверка катушки зажигания указанным способом также недоступна.
Другие способы
Еще один метод проверки, особенно для старых автомобилей, включая модели ВАЗ, — это проверка искры. Для этого нужно поместить центральный высоковольтный провод на расстоянии 5-7 мм от корпуса двигателя. Если при запуске появляется синяя или ярко-фиолетовая искра, бобина работает исправно. Если искра светлее, желтая или отсутствует, это может указывать на неисправность бобины или проблемы с проводом.
Существует также простой способ проверки системы с индивидуальными катушками. Если двигатель работает неравномерно, можно поочередно отключать питание катушек на работающем двигателе. Если после отключения разъема звук работы двигателя изменился (машина начала троить) — катушка исправна. Если звук остался прежним, это значит, что искра не поступает на свечу в данном цилиндре.
Также стоит учитывать, что проблема может быть в свече. Для более точной диагностики рекомендуется поменять местами свечу из проблемного цилиндра с любой другой.
Подключение катушки зажигания
Если при демонтаже вы не запомнили и не отметили какой провод к какой клемме шел, схема подключения катушки зажигания следующая. На клемму со знаком + или буквой Б (батарея) подается питание от аккумулятора, на букву К подключается коммутатор. Цвета проводов в автомобилях могут отличаться, поэтому проще всего отследить какой куда идет.
Правильность подсоединения важна, и в случае нарушения полярности можно испортить саму бобину, трамблер, коммутатор.
Вывод
Катушка зажигания — ключевой элемент автомобиля, генерирующий высокое напряжение для искры. Нестабильная работа двигателя, проявляющаяся в провалах или троении, может свидетельствовать о проблемах с этой деталью. Поэтому важно уметь правильно проверять катушку зажигания и, при необходимости, использовать традиционные методы даже вне сервиса.
Распространенные неисправности катушки зажигания
Катушка зажигания является важным элементом системы зажигания автомобиля, отвечающим за преобразование низкого напряжения аккумулятора в высокое напряжение, необходимое для искрообразования в свечах зажигания. Неисправности катушки могут привести к различным проблемам с запуском двигателя и его работой. Рассмотрим наиболее распространенные неисправности катушки зажигания.
1. Перегрев катушки
Перегрев может быть вызван различными факторами, включая длительную работу двигателя на высоких оборотах, недостаточную вентиляцию или использование некачественных компонентов. Перегрев приводит к разрушению изоляции обмоток, что может вызвать короткое замыкание и поломку катушки.
2. Износ изоляции
Со временем изоляционные материалы катушки могут терять свои свойства, что приводит к утечкам тока. Это может проявляться в виде пропусков зажигания или нестабильной работы двигателя. Проверка состояния изоляции может быть выполнена с помощью мультиметра, измеряя сопротивление обмоток.
3. Механические повреждения
Катушка зажигания может подвергаться механическим повреждениям из-за вибраций, ударов или коррозии. Это может привести к нарушению контактов и, как следствие, к сбоям в работе системы зажигания. Визуальный осмотр на наличие трещин, сколов или коррозии поможет выявить такие проблемы.
4. Неправильное сопротивление обмоток
Каждая катушка зажигания имеет определенные параметры сопротивления для первичной и вторичной обмоток. Если сопротивление выходит за пределы нормы, это может указывать на неисправность. Для проверки сопротивления необходимо использовать мультиметр и сравнить полученные значения с заводскими характеристиками.
5. Проблемы с подключением
Неисправности в соединениях, такие как окисление контактов или повреждение проводов, могут привести к плохому контакту и, как следствие, к сбоям в работе катушки. Регулярная проверка и очистка контактов помогут избежать таких проблем.
6. Вода и влага
Попадание влаги внутрь катушки может вызвать коррозию и короткие замыкания. Это особенно актуально для автомобилей, эксплуатируемых в условиях повышенной влажности или в дождливую погоду. Проверка герметичности и отсутствие следов влаги внутри катушки помогут предотвратить подобные неисправности.
Знание распространенных неисправностей катушки зажигания поможет водителям своевременно выявлять и устранять проблемы, что обеспечит надежную работу двигателя и повысит его эффективность.
Вопрос-ответ
Как понять, рабочая катушка или нет?
Нормальная работа катушки зажигания при исправной свече дает яркую и контрастную искру синего или фиолетового цвета. Отсутствие искры или ее желтый неяркий цвет сигнализируют о необходимости замены неисправного устройства.
Как при помощи мультиметра проверить катушку зажигания?
Проверить мультиметром катушку зажигания необходимо на каждой обмотке – первичной и вторичной по отдельности. Их параметры должны отличаться друг от друга. Далее следует коснуться щупами контактов первичной обмотки. Мультиметр должен показать сопротивление в пределах от 0,5 до 3,5 Ом.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом проверки катушки зажигания убедитесь, что двигатель выключен и ключ зажигания вынут. Это обеспечит вашу безопасность и предотвратит случайное включение системы зажигания во время работы.
СОВЕТ №2
Используйте мультиметр для проверки сопротивления катушки. Подключите щупы мультиметра к выводам катушки и проверьте значения сопротивления. Сравните полученные результаты с рекомендациями производителя, указанными в руководстве по эксплуатации автомобиля.
СОВЕТ №3
Проверьте катушку зажигания на наличие видимых повреждений, таких как трещины или коррозия. Если вы заметили какие-либо дефекты, это может быть признаком того, что катушка нуждается в замене.
СОВЕТ №4
Если у вас есть возможность, попробуйте заменить катушку зажигания с другого работающего автомобиля. Это поможет вам определить, является ли проблема в катушке или в других компонентах системы зажигания.