Россия, Ставрополь, Кулакова проспект
Пн-вс: 08:30—19:00
whatsapp telegram vk email

ABS – лучше с ней, чем без нее

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — ключевой элемент автомобилей, обеспечивающий безопасность при торможении. В экстренной ситуации ABS предотвращает блокировку колес, позволяя водителю сохранять управляемость и избегать заносов. В статье рассмотрим основные виды ABS, их принцип действия и преимущества, подчеркивая, как наличие этой системы повышает безопасность на дороге.

Что такое торможение, и как надо тормозить

На первый взгляд может показаться, что главное — не опоздать с нажатием на тормоза, и тогда автомобиль остановится. Однако ситуация гораздо сложнее.

При торможении на транспортное средство воздействует множество сил, и даже опытному водителю бывает трудно справиться с этой задачей, особенно на скользкой или мокрой дороге.

Рассмотрим пример: автомобиль движется с определенной скоростью, водитель замечает опасность, резко нажимает на тормоза, и машина вылетает на встречную полосу. В лучшем случае она окажется на обочине или врежется в столб.

Что вызывает такое поведение автомобиля? Причина в неправильном торможении. Когда водитель нажимает на тормоза, замедляются передние и задние колеса.

Если хотя бы одно колесо блокируется (перестает вращаться и начинает скользить), тормозной путь увеличивается, а вероятность заноса автомобиля в сторону заблокированного колеса возрастает.

Чтобы избежать подобных ситуаций и повысить эффективность торможения, особенно на скользкой поверхности, необходимо применять прерывистое торможение. Это значит, что нужно нажимать на педаль, а когда колеса почти заблокированы, отпускать ее и повторять этот процесс, пока автомобиль не остановится.

Таким образом, вместо удерживания педали в нажатом состоянии, следует многократно нажимать и отпускать ее. Этот подход позволяет удерживать автомобиль на грани блокировки колес.

Эта техника значительно улучшает эффективность остановки автомобиля, особенно на скользких и обледенелых дорогах.

Конечно, это может быть страшно, когда к вам стремительно приближается, например, задняя часть грузовика, и нужно отпустить тормоза. Если вы не можете справиться с такой ситуацией — лучше не садитесь за руль или выбирайте автомобиль с системой ABS.

абс

Эксперты единодушно утверждают, что система антиблокировки тормозов (ABS) значительно повышает безопасность на дороге. Она предотвращает блокировку колес при экстренном торможении, что позволяет водителю сохранять управляемость автомобиля. Это особенно важно в условиях скользкой или мокрой дороги, где риск заноса возрастает. Исследования показывают, что автомобили с ABS участвуют в меньшем количестве аварий, чем те, которые не оснащены этой системой. Кроме того, наличие ABS способствует сокращению тормозного пути, что может стать решающим фактором в критической ситуации. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ABS — это не просто удобство, а необходимый элемент безопасности, который делает вождение более предсказуемым и контролируемым.

Кому нужна АБС? Антиблокировочная система | Голос Бездока | MC Garage @MotorcyclistMagКому нужна АБС? Антиблокировочная система | Голос Бездока | MC Garage @MotorcyclistMag

Что такое ABS

Эта аббревиатура у всех на слуху, сокращенное обозначение, переводимое с английского языка как антиблокировочная система.

Фактически, в простейшем варианте – электромеханическая система, копирующая действия опытного водителя и обеспечивающая эффективное торможение на скользкой дороге.

Если она установлена на автомобиле, то позволяет значительно облегчить жизнь начинающим водителям. Хотя не стоит возлагать на нее слишком большие надежды – ABS только помогает водителю в управлении автомобилем, а не сама им управляет.

Так что, водитель должен знать свою машину, ее поведение в различных ситуациях и на разном дорожном покрытии, в том числе и поведение с учетом работы дополнительных систем.

система abs колодки

Преимущество ABS Ситуация без ABS Ситуация с ABS
Сохранение управляемости В экстренном торможении колеса блокируются, автомобиль становится неуправляемым, потеря контроля над траекторией движения. Колеса не блокируются, водитель сохраняет возможность руления и контроля над автомобилем.
Сокращение тормозного пути на скользких поверхностях (лед, снег, вода) Значительно удлиненный тормозной путь, повышенный риск заноса и столкновения. Более короткий тормозной путь, повышенная безопасность.
Уменьшение риска заноса Высокий риск заноса, особенно на скользких поверхностях. Трудно контролировать автомобиль. Снижение риска заноса, улучшенная стабильность автомобиля.
Повышение безопасности пассажиров Повышенный риск травм в случае аварии из-за потери контроля над автомобилем. Повышенная безопасность пассажиров благодаря сохранению управляемости и сокращению тормозного пути.
Улучшение комфорта вождения Резкие рывки руля и кузова при экстренном торможении. Более плавное и комфортное торможение.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о системе ABS (антиблокировочная система тормозов):

  1. Улучшение управляемости: ABS предотвращает блокировку колес при торможении, что позволяет водителю сохранять управляемость автомобиля. Это особенно важно в условиях скользкой дороги, где блокировка колес может привести к потере контроля над транспортным средством.

  2. Сокращение тормозного пути: Исследования показывают, что автомобили с ABS могут иметь более короткий тормозной путь на скользких поверхностях по сравнению с автомобилями без этой системы. Это связано с тем, что ABS позволяет колесам продолжать вращаться, что помогает сохранить сцепление с дорогой.

  3. Распространение технологии: Система ABS была впервые внедрена в серийные автомобили в 1970-х годах, но с тех пор она стала стандартом безопасности во многих странах. В некоторых регионах наличие ABS в автомобилях является обязательным требованием для получения сертификатов безопасности.

Эти факты подчеркивают важность системы ABS для повышения безопасности на дороге и улучшения управляемости автомобиля.

Владимир Пресняков — Без неё никак (Lyric Video)Владимир Пресняков — Без неё никак (Lyric Video)

Небольшая историческая справка

Ранее мы обсуждали, как психологические причины могут затруднять управление автомобилем. Для предотвращения таких ситуаций была разработана антиблокировочная система (ABS).

Первые прототипы системы появились в 70-х годах, но из-за нехватки надежных компонентов не получили широкого распространения.

Ситуация изменилась с появлением цифровых микросхем, доступных микропроцессоров и микроконтроллеров. Эти технологии позволили внедрить систему ABS в автомобили.

В 1978 году первой машиной с данной системой стал один из моделей Mercedes.

Приницип работы ABSПриницип работы ABS

Об устройстве и работе ABS

Что собой представляет ABS, можно понять из приведенного рисунка. Вся система состоит из нескольких самостоятельных узлов:

  1. блока управления (Control Module);
  2. датчиков скорости колес (Wheel Sensors);
  3. гидравлического блока (Modulator Unit).

Если назначение блока управления, а также датчиков скорости интуитивно понятно, то функции и состав гидравлического блока нуждаются в пояснении.

Его элементами являются:

  • выпускные и впускные электромагнитные клапаны;
  • насос с электродвигателем обратной подачи тормозной жидкости;
  • аккумуляторы давления;
  • демпфирующие камеры.

Каждому колесу соответствует свой выпускной и впускной клапаны.

Встроенные датчики скорости отслеживают частоту вращения колеса. Контроль осуществляется с использованием эффекта электромагнитной индукции.

Происходит это следующим образом – при вращении колеса около датчика проходят зубцы, расположенные на специальном роторе, вращающемся с той же частотой. Проходя мимо датчика скорости, зубцы вызывают там появление эдс, пропорциональной частоте вращения колеса, благодаря чему можно оценить его текущее состояние.

устройство антиблокировочной системы

Принцип работы ABS

Чтобы понять работу антиблокировочной системы тормозов (ABS), рассмотрим ее основные этапы.

Выделяют три фазы работы ABS:

  • сброс давления в рабочем цилиндре;
  • поддержание давления в рабочем цилиндре;
  • увеличение давления.

Гидравлический блок устанавливается на тормозной магистрали после главного тормозного цилиндра, а электромагнитные клапаны регулируют подачу тормозной жидкости в цилиндр.

Система контролирует частоту вращения колес. При нажатии на тормоза ABS отслеживает скорость вращения колеса. Если колесо останавливается и начинает скользить, это фиксируется датчиком скорости.

В этом случае блок управления активирует выпускной клапан, прекращая подачу тормозной жидкости в цилиндр. Как только колесо вновь начинает вращаться и его скорость превышает заданный порог, система закрывает выпускной клапан и открывает впускной.

Эти этапы продолжаются, пока автомобиль не остановится.

занос автомобиля

Виды ABS

Поколение Характеристики
Масса, кг Количество компонентов Объем памяти, кб
ABS 2 (1978) 6,3 140 2
ABS 2E (1980) 4,9 40 8
ABS 5.3 (1995) 2,6 25 24
ABS 8 (2003) 1,6 16 128

Все вышеописанное касается варианта, если на автомобиле применена антиблокировочная система тормозов последнего поколения, или так называемая четырехканальная ABS.

В этом случае контролируется блокировка каждого колеса, и по каждому из них электроника принимает корректирующие действия. Такая система наиболее дорогостоящая и сложная.

Однако существуют и другие типы.

Так, одноканальная антиблокировочная система контролирует тормозное усилие одновременно для всего автомобиля. Такой вариант ABS гораздо проще и дешевле, но он хорошо работает в случае, когда сцепление всех колес одинаково.

Двухканальная антиблокировочная система контролирует тормозное усилие вдоль одного борта.

ABS не всесильна

Работа системы ABS на автомобиле облегчает торможение и повышает его эффективность, особенно для начинающих водителей. Однако у этой системы есть недостатки, которые следует учитывать.

При активации антиблокировочной системы водители могут ощущать вибрацию на педали тормоза.

Недостатки системы проявляются в следующих ситуациях:

  1. Эффективность ABS зависит от состояния дорожного покрытия. На неровностях, таких как кочки или брусчатка, тормозной путь может увеличиваться. Когда колесо теряет сцепление, система отключает торможение, и при повторном контакте с дорогой тормозное усилие может быть недостаточным.
  2. На смешанных покрытиях, где чередуются асфальт, вода, снег и лед, система может отпустить тормоза на скользком участке. Когда колесо возвращается на нормальное покрытие, тормозного усилия может не хватить, что также увеличивает тормозной путь.
  3. Торможение на рыхлом покрытии (например, песок или рыхлый снег) может привести к увеличению тормозного пути с ABS. При скольжении по песку перед колесом образуется валик, который более эффективно останавливает машину. В таких случаях торможение с юзом может быть более эффективным.
  4. Система ABS отключается при остановке. При низкой скорости движения она перестает функционировать, что может стать проблемой на скользком уклоне. Важно помнить об этом и быть готовым использовать ручной тормоз для остановки.

Антиблокировочная тормозная система обеспечивает более эффективное торможение в сложных дорожных условиях, предотвращая юз и сохраняя управляемость автомобиля. Это сокращает тормозной путь и повышает безопасность.

Тем не менее, система имеет свои особенности, и важно быть готовым к их проявлению во время движения.

Преимущества ABS в различных условиях вождения

Система антиблокировки тормозов (ABS) представляет собой важный элемент современных автомобилей, обеспечивающий безопасность и контроль над транспортным средством в различных условиях вождения. Одним из основных преимуществ ABS является способность предотвращать блокировку колес во время торможения, что особенно актуально в сложных дорожных условиях.

При вождении на скользкой поверхности, например, на льду или мокром асфальте, ABS позволяет водителю сохранять управляемость автомобиля. Когда тормоза начинают блокироваться, система автоматически регулирует давление в тормозной системе, что позволяет колесам продолжать вращаться. Это дает возможность водителю сохранять контроль над направлением движения, что критически важно для предотвращения заносов и аварий.

В условиях плохой видимости, таких как дождь или снег, ABS также демонстрирует свои преимущества. Водитель может уверенно тормозить, не опасаясь, что колеса заблокируются и автомобиль потеряет сцепление с дорогой. Это особенно важно на поворотах, где блокировка колес может привести к неконтролируемому скольжению.

Кроме того, система ABS улучшает эффективность торможения на сухих и ровных дорогах. В таких условиях, когда тормоза работают на пределе своих возможностей, ABS помогает сократить тормозной путь, позволяя водителю быстрее остановить автомобиль. Это особенно важно в экстренных ситуациях, когда каждая секунда на счету.

Не менее важным аспектом является то, что ABS способствует повышению уверенности водителя. Зная, что система поможет в критической ситуации, водители могут более спокойно реагировать на неожиданные препятствия на дороге. Это, в свою очередь, снижает уровень стресса и улучшает общую безопасность на дороге.

Также стоит отметить, что современные системы ABS часто интегрированы с другими системами безопасности, такими как контроль устойчивости (ESC) и системы помощи при экстренном торможении. Это создает комплексный подход к безопасности, обеспечивая максимальную защиту водителя и пассажиров.

В заключение, преимущества системы ABS в различных условиях вождения очевидны. Она не только повышает безопасность, но и улучшает управляемость автомобиля, что делает вождение более комфортным и уверенным. В условиях, когда каждая деталь имеет значение, наличие ABS становится неотъемлемой частью современного автомобиля.

Вопрос-ответ

Что лучше с ABS или без?

С ABS система помогает избежать блокировки колес, поддерживая управление машиной. Водитель может направлять движение, предотвращая заносы и пробуксовку. Без АБС ситуация требует тонкого расчета. При нажатии на тормоз колеса могут заблокироваться, что приводит к потере управляемости.

Лучше ли ABS, чем обычные тормоза?

В то время как обычные тормозные системы хорошо работают при повседневной езде, антиблокировочные системы тормозов (ABS) обеспечивают более высокий уровень безопасности и контроля, особенно в чрезвычайных ситуациях или при неблагоприятных погодных условиях.

В чем преимущество ABS?

Вот основные преимущества ABS, которые чувствует водитель: управляемость при экстренном торможении. Машина не «плывёт» вперёд юзом, а слушается руля — можно объехать пешехода, яму или выехать из заноса. Сокращение тормозного пути — особенно на асфальте и твёрдом покрытии.

Что будет, если ездить без ABS?

Если же антиблокировочной системы нет, то любое активное торможение может привести не только к блокировке колес, в результате которой тормозная динамика резко ухудшится. Автомобиль перестанет реагировать на руль, что повысит опасность ситуации.

Советы

СОВЕТ №1

Перед покупкой автомобиля обязательно уточните, оснащен ли он системой ABS. Эта система значительно повышает безопасность при экстренном торможении, поэтому лучше выбирать модели с ABS.

СОВЕТ №2

Регулярно проверяйте работоспособность системы ABS. Если на приборной панели загорелся индикатор ABS, это может свидетельствовать о неисправности, и лучше обратиться к специалисту для диагностики.

СОВЕТ №3

При обучении вождению уделите внимание технике торможения с ABS. Помните, что при экстренном торможении не нужно отпускать тормоза — система сама будет регулировать тормозное усилие для предотвращения блокировки колес.

СОВЕТ №4

Не забывайте о том, что ABS не заменяет безопасное вождение. Соблюдайте дистанцию, учитывайте погодные условия и не превышайте скорость, чтобы минимизировать риск аварийных ситуаций.

Ссылка на основную публикацию
Похожее