Тормозная система — ключевой элемент безопасности автомобиля, в том числе переднеприводных моделей ВАЗ, таких как ВАЗ 2109. В этой статье рассмотрим схему тормозной системы, принципы её эксплуатации и распространённые неисправности. Знание особенностей тормозной системы поможет владельцам своевременно выявлять и устранять проблемы, что повысит безопасность на дороге и продлит срок службы автомобиля.
Общее устройство ТС
Обсуждая тормозную систему ВАЗ-2109, правильнее использовать термин «тормозная система ВАЗ-2108», так как именно на этой модели была внедрена данная схема. Узлы и компоненты системы были доработаны, но принципиально она не отличается от тормозных систем заднеприводных автомобилей.
Тормозная система «девятки» включает рабочую и стояночную тормозные системы.
В состав рабочей тормозной системы входят:
- тормозной механизм, отвечающий за торможение;
- тормозной привод, преобразующий и передающий команду водителя на торможение и усилие, которое он прилагает.
Принцип работы тормозного механизма ВАЗ-2109 основан на фрикционных механизмах, использующих трение деталей.
Тормозные механизмы располагаются в колесах и состоят из вращающейся части (диска или барабана) и неподвижной части (колодок). На передних колесах используется дисковая система, а на задних – барабанная. В последних моделях ВАЗ-2109 внедрена электронная система контроля износа передних колодок.
Эксперты отмечают, что тормозная система переднеприводных автомобилей ВАЗ представляет собой важный элемент, обеспечивающий безопасность и управляемость транспортного средства. В большинстве моделей используется схема с дисковыми тормозами на передних колесах и барабанными на задних. Это сочетание обеспечивает эффективное торможение при различных условиях эксплуатации. Специалисты подчеркивают, что правильная настройка и регулярное обслуживание тормозной системы критически важны для предотвращения аварийных ситуаций. Кроме того, они рекомендуют владельцам автомобилей ВАЗ обращать внимание на состояние тормозных колодок и дисков, так как износ этих компонентов может значительно снизить эффективность торможения. Важно также учитывать, что современные технологии позволяют улучшить характеристики тормозной системы, что делает автомобили более безопасными и надежными.
Устройство тормозов ваз 2108,09,10-15
Тормозной привод автомобиля ВАЗ-2109 имеет классический вариант, основанный на двухконтурном гидравлическом (жидкостном) принципе функционирования. Схема привода включает в себя:
- тормозную педаль;
- расширительный бачок (с датчиком уровня жидкости);
- вакуумный усилитель торможения;
- главный цилиндр;
- шланги и трубопроводы;
- колесные цилиндры;
- регулятор давления.
По сравнению с заднеприводными моделями, тормозная система ВАЗ-2109 имеет некоторые усовершенствования в узлах и агрегатах – главном и рабочем цилиндрах, вакуумном усилителе, регуляторе давления, механической части и пр.
Однако эти изменения носят узкоспециализированный характер и понятны исключительно профессионалам, осуществляющим сервисное обслуживание и ремонт автомобилей.
Хотя есть и более существенная новация. В отличие от «классических» моделей, тормозная система ВАЗ-2109 имеет немного иной принцип функционирования привода.
Рабочая тормозная система отечественных переднеприводных авто использует диагональное разделение контуров привода: один из контуров отвечает за работу правого переднего и заднего левого механизмов, а другой – переднего левого и правого заднего.
Подобная схема функционирования независимых контуров существенно повышает безопасность торможения и минимизирует возможность общего отказа в работе тормозной системы. Она позволяет компенсировать неисправности одного контура за счет перераспределения функций на другой контур.
Стояночная тормозная система ВАЗ- 2109 (в водительском обиходе – «ручник») основана на механическом тросовом принципе раздвижения задних колодок и блокирования тормозных барабанов. Она имеет некоторые усовершенствованные решения технического характера (по сравнению с «классикой»), что достаточно сильно облегчает ее ремонт.
Компонент тормозной системы | Функция | Особенности на переднеприводных ВАЗах |
---|---|---|
Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) | Создает давление тормозной жидкости | Расположен в моторном отсеке, стандартная конструкция для большинства моделей ВАЗ. |
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) | Уменьшает усилие на педаль тормоза | Обычно механический, интегрирован с ГТЦ. |
Тормозные трубки и шланги | Передача давления тормозной жидкости | Стандартная система трубок и гибких шлангов к колесам. |
Передние тормозные механизмы (дисковые) | Замедление вращения передних колес | Дисковые механизмы с плавающей скобой, обычно вентилируемые диски для лучшего охлаждения. |
Задние тормозные механизмы (барабанные) | Замедление вращения задних колес | Барабанные механизмы, более простая и дешевая конструкция по сравнению с дисковыми. |
Рабочий тормозной цилиндр (передние) | Передача давления на суппорт | Два цилиндра в суппорте для каждого переднего колеса. |
Рабочий тормозной цилиндр (задние) | Передача давления на тормозные колодки | Два цилиндра внутри барабанного механизма. |
Ручной тормоз (стояночный) | Фиксация автомобиля на месте | Механический привод на задние тормозные механизмы (трос). |
Датчик уровня тормозной жидкости | Контроль уровня жидкости в бачке ГТЦ | Сигнализирует о низком уровне жидкости на приборной панели. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о тормозной системе переднеприводных автомобилей ВАЗ:
-
Симметричная схема тормозов: В большинстве моделей переднеприводных автомобилей ВАЗ используется симметричная схема тормозов, где передние и задние тормоза работают в паре. Это обеспечивает более равномерное распределение тормозного усилия и улучшает устойчивость автомобиля при торможении.
-
Дисковые и барабанные тормоза: В зависимости от модели, переднеприводные автомобили ВАЗ могут быть оснащены как дисковыми, так и барабанными тормозами. Например, на более современных моделях, таких как ВАЗ-2110, используются передние дисковые тормоза, что обеспечивает более эффективное охлаждение и лучшее тормозное усилие по сравнению с барабанными тормозами.
-
Система ABS: На некоторых моделях ВАЗ, начиная с 2000-х годов, стали устанавливать антиблокировочную систему (ABS), которая предотвращает блокировку колес при резком торможении. Это значительно повышает безопасность и управляемость автомобиля, особенно на скользких или мокрых дорогах.
Эти факты подчеркивают как технические особенности, так и эволюцию тормозных систем в автомобилях ВАЗ.
Основы эксплуатации ТС
Неисправности тормозной системы автомобиля угрожают безопасности на дороге. Недостаточная эффективность торможения может привести к аварии, если расстояние до впереди идущего транспортного средства окажется недостаточным для остановки.
Что делать при экстренном торможении? Обслуживание и ремонт тормозной системы — важные обязанности водителя.
Наиболее распространенные проблемы с тормозной системой ВАЗ-2109:
- недостаточная эффективность рабочей и стояночной тормозов;
- утечка тормозной жидкости;
- увеличение свободного хода педали тормоза;
- отклонение автомобиля от прямолинейного движения при торможении;
- необходимость приложить больше усилия к педали тормоза.
Необходимость ремонта тормозной системы чаще всего возникает из-за износа или поломки тормозных колодок, дисков, барабанов или компонентов гидропривода (главного или колесных цилиндров, шлангов).
Водитель должен регулярно следить за состоянием тормозной системы, выявлять и устранять неисправности, а также проводить необходимый ремонт.
Важно не игнорировать периодические визуальные проверки узлов и агрегатов системы на наличие механических повреждений и коррозии.
Контроль уровня тормозной жидкости в расширительном бачке упрощается благодаря механическому датчику и электрической сигнализации, отображаемой на приборной панели в виде красной лампы с восклицательным знаком.
Требования ПДД, предъявляемые к исправности ТС
ПДД исключают возможность движения при неисправности рабочей тормозной системы (неэффективности или негерметичности). Водитель должен произвести ремонт рабочей ТС на месте или вообще отказаться от эксплуатации автомобиля, используя буксировку (если это разрешено разделом 20 Правил) или транспортировку (перевозку на эвакуаторе).
Неэффективность «ручника» определяется конкретными фиксированными показателями, связанными с неподвижным состоянием транспортного средства. Так, автомобиль ВАЗ-2109 c полной нагрузкой должен оставаться неподвижным на уклоне не менее 16%, а в снаряженном состоянии (готовом к движению – с водителем, но без груза) – не менее 23%.
При несоответствии указанным требованиям (а, следовательно, неисправности стояночной тормозной системы) водитель обязан также воздержаться от эксплуатации автомобиля. Однако при этом ему разрешается движение с соблюдением мер предосторожности до того места, где будет осуществляться стоянка или ремонт автомобиля.
Таким образом, тормозная система ВАЗ-2109 в процессе эксплуатации доказала свою эффективность. Именно поэтому она была распространена и на другие переднеприводные модели известного отечественного бренда. Так, тормозная система ВАЗ-2110 и всего семейства «десятых» – это точная копия ТС «девятки».
Типичные неисправности и их диагностика
Тормозная система переднеприводных автомобилей ВАЗ, как и любая другая система, подвержена различным неисправностям, которые могут негативно сказаться на безопасности и управляемости автомобиля. Важно знать типичные неисправности и методы их диагностики, чтобы своевременно выявлять и устранять проблемы.
1. Утечка тормозной жидкости
Одной из наиболее распространенных неисправностей является утечка тормозной жидкости. Это может происходить из-за повреждения тормозных шлангов, прокладок или цилиндров. Для диагностики необходимо осмотреть все элементы тормозной системы на наличие следов жидкости. Если уровень тормозной жидкости в бачке снижается, это также может указывать на утечку.
2. Износ тормозных колодок
Износ тормозных колодок — еще одна частая проблема. При этом может возникать скрип или стук при торможении. Для диагностики необходимо снять колесо и визуально осмотреть колодки. Если толщина фрикционного материала меньше 3 мм, колодки требуют замены.
3. Неисправность тормозных дисков
Тормозные диски могут деформироваться или изнашиваться, что приводит к вибрациям при торможении. Для диагностики следует проверить диски на наличие трещин, ржавчины и других повреждений. Также стоит измерить их толщину с помощью штангенциркуля — если она меньше минимально допустимой, диски необходимо заменить.
4. Проблемы с главным тормозным цилиндром
Главный тормозной цилиндр может выйти из строя из-за износа или загрязнения. Признаки неисправности включают в себя мягкий или провалившийся тормозной педаль, а также утечку жидкости. Для диагностики следует проверить работу цилиндра, а также состояние уплотнительных колец.
5. Неисправности ABS
Если автомобиль оснащен системой ABS, ее неисправности могут проявляться в виде загорания индикатора на приборной панели или неправильной работы тормозов. Для диагностики необходимо подключить сканер к бортовому компьютеру и проверить наличие кодов ошибок, а также провести визуальный осмотр датчиков и проводки.
6. Неправильная регулировка тормозов
Неправильная регулировка тормозов может привести к неравномерному износу колодок и дисков, а также ухудшению тормозных характеристик. Для диагностики необходимо проверить работу тормозов на разных скоростях и в различных условиях, а также убедиться в правильной настройке механизма регулировки.
Своевременная диагностика и устранение неисправностей тормозной системы являются залогом безопасности на дороге. Регулярные проверки и техническое обслуживание помогут избежать серьезных проблем и обеспечат надежную работу тормозов.
Вопрос-ответ
Как устроен тормозной механизм?
Тормозной механизм состоит из вращающейся и неподвижной частей. В качестве вращающейся части барабанного механизма используется тормозной барабан, неподвижной части – тормозные колодки или ленты. Вращающаяся часть дискового механизма представлена тормозным диском, неподвижная – тормозными колодками.
Как поэтапно работает тормозная система?
При нажатии на педаль тормоза активируется гидравлическая система. Гидроблок подаёт тормозную жидкость через тормозные шланги в суппорт, оказывая давление на поршень суппорта. Суппорты прижимают тормозные колодки к тормозным дискам, создавая трение и замедляя автомобиль.
В какой последовательности прокачиваются тормоза на ВАЗ 2107?
Во всех автомобилях система тормозов состоит из переднего и заднего контура, каждый из которых прокачивают отдельно. Первым прокачивают задний контур, а начинают с самого дальнего рабочего цилиндра. Предварительно снимают ручной тормоз, после чего проверяют регулятор давления (колдун).
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы с тормозной системой обязательно ознакомьтесь с технической документацией вашего автомобиля. Это поможет вам понять особенности конструкции и расположение компонентов тормозной системы, что значительно упростит процесс ремонта или обслуживания.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте уровень тормозной жидкости и состояние тормозных колодок. Это поможет избежать серьезных проблем с тормозами и обеспечит вашу безопасность на дороге. Заменяйте тормозные колодки при износе, чтобы поддерживать эффективность торможения.
СОВЕТ №3
При замене тормозных дисков или колодок используйте только качественные запчасти, рекомендованные производителем. Это гарантирует надежность и долговечность работы тормозной системы, а также минимизирует риск возникновения неисправностей.
СОВЕТ №4
Не забывайте о необходимости прокачки тормозной системы после замены тормозной жидкости или компонентов. Это поможет удалить воздух из системы и восстановить ее эффективность. Прокачку лучше всего выполнять с помощью помощника или специального оборудования.