Россия, Ставрополь, Кулакова проспект
Пн-вс: 08:30—19:00
whatsapp telegram vk email

Устройство тормозов, разновидности и особенности эксплуатации

Тормозная система автомобиля — ключевой элемент безопасности на дороге. В статье рассмотрим устройство тормозов, их разновидности и особенности эксплуатации ручных и гидравлических систем. Понимание работы тормозной системы поможет водителям выявлять неисправности и обеспечивать надежную работу тормозов, что повысит безопасность водителя и пассажиров.

Классификация тормозных систем автомобиля

На современных автомобилях существуют три-четыре типа тормозных систем:

  • рабочая;
  • стояночная;
  • вспомогательная;
  • запасная.

Рабочая тормозная система — основная и наиболее эффективная. Она контролирует скорость и обеспечивает полную остановку автомобиля. Система активируется нажатием на тормозную педаль правой ногой водителя, что позволяет одновременно снизить обороты двигателя и осуществить торможение.

Стояночная тормозная система фиксирует автомобиль на месте во время длительной стоянки. Опытные водители иногда оставляют машину на первой или задней передаче, но на крутых склонах этого может быть недостаточно.

Ручной стояночный тормоз также используется при старте на неровных участках дороги. Плавно отпуская рычаг тормоза одной рукой и одновременно включая сцепление и добавляя газ, можно избежать скатывания автомобиля под уклон.

Запасная тормозная система дублирует основную в случае её неисправности. Это может быть независимое устройство или часть одного из контуров тормозного привода. В некоторых случаях функции запасной системы выполняет стояночная.

Вспомогательная тормозная система устанавливается на грузовых автомобилях, таких как КамАЗы, МАЗы и КрАЗы. Она уменьшает нагрузку на основную рабочую систему во время длительного торможения, например, в гористой местности.

тормозной диск

Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что устройство тормозов является ключевым элементом безопасности транспортного средства. Существует несколько основных разновидностей тормозных систем, включая дисковые и барабанные тормоза. Дисковые тормоза, как правило, обеспечивают более эффективное охлаждение и лучшее тормозное усилие, особенно при высоких нагрузках. Барабанные тормоза, в свою очередь, часто используются на задних колесах легковых автомобилей благодаря своей простоте и экономичности.

При эксплуатации тормозных систем важно учитывать их особенности. Например, дисковые тормоза могут требовать регулярной замены тормозных колодок и проверки на наличие износа, в то время как барабанные тормоза нуждаются в периодической регулировке. Также эксперты подчеркивают важность использования качественных материалов и соблюдения рекомендаций производителей для обеспечения долговечности и надежности тормозной системы. Правильное обслуживание и своевременная диагностика помогут избежать серьезных проблем на дороге и повысить уровень безопасности.

Принцип работы тормозной системыПринцип работы тормозной системы

Устройство системы и принцип действия

Основное в тормозной системе любого автомобиля – это тормозные механизмы и их приводы. Гидравлический тормозной привод, применяемый на легковых автомобилях, состоит из:

  1. педали в салоне;
  2. рабочих тормозных цилиндров передних и задних колес;
  3. вакуумного усилителя;
  4. трубопровода (тормозных трубок);
  5. главного тормозного цилиндра с бачком.

Принцип работы таков — водитель нажимает на педаль тормоза, приводя в движение поршень главного тормозного цилиндра. Поршень выдавливает жидкость в трубопроводы к тормозным механизмам, которые тем или иным образом создают сопротивление вращению колес, и таким образом происходит торможение.

Отпущенная педаль тормоза посредством возвратной пружины возвращает поршень назад, и жидкость перетекает обратно в главный цилиндр – колеса растормаживаются.

На отечественных заднеприводных автомобилях схема тормозной системы предусматривает раздельную подачу жидкости из главного цилиндра на передние и задние колеса.

На иномарках и переднеприводных ВАЗах применяется схема контура трубопровода «левое переднее – правое заднее» и «правое переднее – левое заднее».

тормозные шланги

Тип тормозной системы Описание Особенности эксплуатации
Колодковые (барабанные) Тормозной барабан вращается вместе с колесом. Колодку прижимают к барабану, создавая трение и торможение. Требуют периодической регулировки зазоров. Чувствительны к перегреву, могут “заклинивать” при попадании влаги или грязи. Просты в конструкции и относительно недороги.
Дисковые Тормозной диск вращается вместе с колесом. Суппорт с колодками прижимается к диску, создавая трение и торможение. Более эффективны, чем барабанные, особенно при высоких температурах. Менее подвержены перегреву. Требуют замены тормозных колодок. Более дорогие в производстве и ремонте.
ABS (Антиблокировочная система) Электронная система, предотвращающая блокировку колес при экстренном торможении. Позволяет сохранить управляемость автомобиля при экстренном торможении. Требует периодической диагностики и обслуживания. Сигнализирует о неисправностях.
ESP (Система курсовой устойчивости) Электронная система, которая помогает водителю контролировать автомобиль в сложных дорожных условиях, предотвращая занос и скольжение. Улучшает управляемость и безопасность автомобиля. Работает в комплексе с ABS. Требует периодической диагностики и обслуживания.
Гидравлическая Давление в системе создается с помощью педали тормоза и усилителя. Тормозная жидкость передает усилие на тормозные механизмы. Требует периодической проверки уровня и состояния тормозной жидкости. Необходимо следить за герметичностью системы.
Пневматическая Давление в системе создается с помощью сжатого воздуха. Используется в основном на грузовых автомобилях и автобусах. Требует наличия компрессора и системы подготовки воздуха. Более сложная в обслуживании, чем гидравлическая.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о тормозах и их устройстве:

  1. Разнообразие тормозных систем: Существует несколько основных типов тормозов, включая дисковые и барабанные. Дисковые тормоза обеспечивают более эффективное охлаждение и лучшее тормозное усилие, особенно при высоких скоростях, тогда как барабанные тормоза часто используются на задних колесах легковых автомобилей из-за своей простоты и экономичности.

  2. Антиблокировочная система (ABS): Эта система предотвращает блокировку колес во время торможения, что позволяет водителю сохранять управляемость автомобиля. ABS работает, регулируя давление тормозной жидкости, и может значительно сократить тормозной путь на скользких дорогах.

  3. Тормозные колодки и их состав: Тормозные колодки могут быть изготовлены из различных материалов, включая органические, полуметаллические и керамические. Каждый из этих материалов имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от условий эксплуатации. Например, керамические колодки обеспечивают тихую работу и меньше пылят, но могут быть менее эффективными при высоких температурах по сравнению с полуметаллическими.

Как работают ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА❓Принцип работы суппорта ❗️Устройство тормозной системы❗️Как работают ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА❓Принцип работы суппорта ❗️Устройство тормозной системы❗️

Типы тормозных механизмов, применяемые в автомобилях

На большинстве автомобилей используются фрикционные тормозные системы, работающие за счет силы трения. Эти механизмы устанавливаются в колесах и делятся на два типа:

  • барабанные;
  • дисковые.

Ранее барабанные тормоза устанавливались на задние колеса, а дисковые – на передние. В современных моделях могут применяться одинаковые тормозные системы на всех четырех колесах – либо барабанные, либо дисковые.

тормозной диск и суппорт

Устройство и работа барабанного тормозного механизма

Устройство системы барабанного типа (барабанный механизм) состоит из двух колодок, тормозного цилиндра и стяжной пружины, размещенных на щите внутри тормозного барабана. На колодки наклепаны или приклеены фрикционные накладки.

Тормозные колодки своими нижними концами шарнирно закреплены на опорах, а верхними – под воздействием стяжной пружины – упираются в поршни колесного цилиндра. В незаторможенном положении между колодками и барабаном имеется зазор, обеспечивающий свободное вращение колеса.

Когда через тормозную трубку в цилиндр поступает жидкость, поршни, расходясь, раздвигают колодки. Они приходят в плотное соприкосновение с вращающимся на ступице тормозным барабаном, и сила трения вызывает торможение колеса.

Необходимо отметить, что в приведенной конструкции износ передних и задних колодок происходит неравномерно. Дело в том, что фрикционные накладки передней по ходу движения колодки в момент торможения при движении вперёд прижимаются к барабану всегда с большей силой, чем задние. Как выход, рекомендуется менять колодки местами через определенный срок.

задние колодки

Тормозной механизм дискового типа

Дисковые тормоза состоят из:

  1. Суппорта, фиксируемого на подвеске, который включает наружный и внутренний тормозные цилиндры (возможно, один) и две тормозные колодки.
  2. Диска, установленного на ступице колеса.

При торможении поршни цилиндров, действуя через гидравлическую систему, прижимают колодки к вращающемуся диску, останавливая его.

дисковые тормоза

Сравнительные характеристики

Барабанные тормоза проще и дешевле в производстве. Они обладают свойством, называемым – эффект механического самоусиления. То есть, при продолжительном давлении ногой на педаль многократно увеличивается тормозящее действие. Это происходит за счет того, что колодки нижними частями связаны друг с другом, и трение передней о барабан усиливает давление на него задней колодки.

Однако механизм дисковых тормозов меньше и легче. Температурная стойкость выше, они быстрее и лучше охлаждаются за счет предусмотренных отверстий-окон. И замена изношенных дисковых колодок производится намного проще, чем барабанных, что важно, если производить ремонт самостоятельно.

Принцип работы стояночного тормоза

Это устройство полностью механическое. Оно активируется поднятием рычага «ручника» до щелчка фиксатора. В этот момент натягиваются два металлических троса, которые прижимают тормозные колодки задних колес к барабанам.

Чтобы освободить автомобиль от стояночного тормоза, нажмите на фиксирующую кнопку и опустите рычаг вниз.

Проверяйте состояние ручного тормоза перед началом движения! Передвижение с неотпущенным тормозом может быстро износить колодки.

ручной тормоз

Уход за тормозной системой автомобиля

Как один из наиболее важных узлов, тормозная система автомобиля требует постоянного внимания и ухода. Здесь буквально любая неисправность может привести к непредсказуемым последствиям на дороге.

Некоторые диагнозы можно поставить, исходя из характера поведения тормозной педали. Так увеличенный ход или «мягкая» педаль свидетельствуют, скорее всего, о попадании воздуха в систему гидропривода в результате утечки тормозной жидкости. Поэтому необходимо периодически контролировать уровень жидкости в бачке.

Её повышенный расход может быть следствием повреждения гидрошлангов и трубок, а также обыкновенного испарения со временем. Это приводит к попаданию в систему воздуха и отказу тормозов.

Пришедшие в негодность детали необходимо заменить, а систему придется прокачивать, выпуская воздух из каждого рабочего цилиндра на колесах и доливая жидкость. Процесс длительный и нудный.

Уход автомобиля при торможении в сторону говорит о возможном выходе из строя одного из рабочих цилиндров или чрезмерном износе накладок на каком-то определенном колесе. При загрязнении тормозных механизмов может возникать характерный шум при нажатии на педаль.

Все эти неисправности легко устраняются самостоятельно или обращением в сервисный центр. А чтобы свести к минимуму вышеописанные неприятности, берегите тормоза, чаще используйте торможение двигателем, особенно на крутых и затяжных спусках. Продолжительное по времени включение основной рабочей системы ведет к перегреву деталей и служит причиной различных поломок.

Как самому прокачать тормоза.Как самому прокачать тормоза.

Безопасность и диагностика тормозной системы

Безопасность тормозной системы является одним из ключевых аспектов, определяющих общую надежность и безопасность автомобиля. Тормоза – это единственный механизм, который обеспечивает возможность остановки транспортного средства, и их исправность критически важна для предотвращения аварий и обеспечения безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.

Для поддержания тормозной системы в исправном состоянии необходимо регулярно проводить диагностику, которая включает в себя проверку различных компонентов, таких как тормозные колодки, диски, жидкости и трубопроводы. Основные этапы диагностики тормозной системы включают:

  • Визуальный осмотр: Проверка на наличие видимых повреждений, утечек тормозной жидкости, износа колодок и дисков. Важно обращать внимание на состояние тормозных шлангов и соединений.
  • Проверка уровня тормозной жидкости: Уровень жидкости должен находиться в пределах нормы. Низкий уровень может указывать на утечку или износ тормозных колодок.
  • Тестирование на эффективность торможения: Это может включать в себя проверку тормозов на специальном стенде или в условиях реальной эксплуатации. Важно оценить, как быстро и эффективно автомобиль останавливается при различных скоростях.
  • Проверка на наличие посторонних звуков: Скрип, стук или другие необычные звуки при торможении могут указывать на проблемы с тормозной системой, такие как износ колодок или повреждение дисков.
  • Проверка тормозного усилия: Необходимо убедиться, что тормоза реагируют на нажатие педали должным образом и не требуют чрезмерных усилий для активации.

Кроме того, важно учитывать, что разные типы тормозных систем могут требовать различных подходов к диагностике. Например, дисковые тормоза могут иметь свои особенности, связанные с износом и необходимостью замены компонентов, в то время как барабанные тормоза могут требовать проверки на наличие заеданий и правильной регулировки.

Регулярная диагностика и обслуживание тормозной системы не только продлевают срок службы компонентов, но и значительно повышают безопасность эксплуатации автомобиля. Рекомендуется проводить полную проверку тормозов не реже одного раза в год, а также перед длительными поездками или в случае изменения поведения автомобиля при торможении.

В заключение, безопасность тормозной системы – это не только вопрос технического состояния автомобиля, но и ответственность водителя. Осведомленность о состоянии тормозов и регулярная диагностика помогут избежать неприятных ситуаций на дороге и обеспечат безопасность всех участников движения.

Вопрос-ответ

Какие три типа тормозов существуют?

Существует три основных типа тормозов: механические, гидравлические и с электронным управлением. Механические тормоза используют систему тяг и рычагов для создания давления. Гидравлические тормоза передают давление с помощью тормозной жидкости, а с электронным управлением — с помощью электрических сигналов для управления тормозным усилием.

Что входит в состав тормозов?

Состоит из цилиндров, вакуумного усилителя, повышающего давление на педаль, бачка, трубопроводов, шлангов (гидропривод), рычагов, системы тяг, различных тросиков, наконечников (у «механики»), воздухозаборника, компрессора, ресивера, дросселя, распределителя, пневматического мотора (пневмопривод).

Что такое тормоза?

Механический тормоз — устройство для замедления или остановки движения механизма машины или транспортного средства. Горный тормоз — автомобильное противооткатное приспособление в виде металлической балки крестообразного сечения с грунтозацепами.

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно проверяйте состояние тормозных колодок и дисков. Износ тормозных элементов может значительно снизить эффективность торможения, поэтому важно следить за их состоянием и заменять при необходимости.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на тип тормозной системы вашего автомобиля. Разные системы (дисковые, барабанные, гидравлические) имеют свои особенности эксплуатации и обслуживания, поэтому изучите руководство пользователя для получения рекомендаций по уходу и замене.

СОВЕТ №3

Не игнорируйте посторонние звуки при торможении. Скрип, стук или вибрация могут указывать на проблемы с тормозами. В таких случаях лучше обратиться к специалисту для диагностики и ремонта, чтобы избежать серьезных последствий.

СОВЕТ №4

Используйте качественные тормозные жидкости и следите за их уровнем. Низкий уровень или использование некачественной жидкости могут привести к ухудшению работы тормозов и даже к их поломке. Регулярно проверяйте уровень жидкости и меняйте её согласно рекомендациям производителя.

Ссылка на основную публикацию
Похожее