Правильный зазор между электродами свечей зажигания критически важен для эффективности двигателя и его экономичности. Неправильный зазор ухудшает запуск, увеличивает расход топлива и снижает мощность автомобиля. В статье рассмотрим важность поддержания оптимального зазора, а также методы его измерения и регулировки, что поможет обеспечить надежную работу автомобиля и продлить срок службы свечей зажигания.
К чему приводит неправильный зазор на свечах зажигания
Расстояние между электродами может изменяться от установленной нормы. Увеличенный или уменьшенный зазор приводит к различным последствиям.
Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают важность правильного зазора между электродами свечей зажигания для обеспечения эффективной работы двигателя. Оптимальный зазор способствует стабильному искрообразованию, что, в свою очередь, влияет на мощность, экономию топлива и уровень выбросов. Специалисты рекомендуют регулярно проверять и при необходимости регулировать этот параметр, особенно при замене свечей или после длительной эксплуатации автомобиля. Неправильный зазор может привести к перебоям в работе двигателя, увеличенному расходу топлива и даже повреждению свечей. Поэтому важно использовать специальные инструменты для точной настройки зазора, следуя рекомендациям производителя. Регулярное внимание к этому аспекту обслуживания автомобиля поможет избежать многих проблем и продлить срок службы двигателя.
Увеличенный зазор
Данное отклонение опасно, прежде всего, тем, что способно вызвать пробой изолятора свечи или катушки зажигания. Происходит это из-за того, что электричество стремится найти для себя кратчайший путь.
Если пробоя не произойдет, велика вероятность пропадания искры. В этом случае цилиндр попросту не будет работать, двигатель начнет троить. Характерный признак увеличенного зазора между электродами – хлопки в выхлопной системе. На высоких оборотах становятся особенно заметны пропуски зажигания.
Следует обратить внимание, что со временем электроды обгорают, и зазор между ними увеличивается естественным образом. По этой причине одноэлектродные свечи желательно проверять раз в 10-15 тысяч километров. Многоэлектродные свечи зажигания нуждаются в проверке значительно реже.
Марка автомобиля | Рекомендуемый зазор между электродами (мм) | Способ регулировки зазора |
---|---|---|
ВАЗ 2107 | 0.7-0.8 | Изгиб бокового электрода |
Toyota Camry (2018) | 1.1 | Изгиб бокового электрода |
Ford Focus (2015) | 1.0 | Замена свечи (часто регулировка не предусмотрена) |
Opel Astra (2010) | 0.8-0.9 | Изгиб бокового электрода |
BMW 3 Series (2020) | 0.6-0.7 | Замена свечи (часто регулировка не предусмотрена) |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о зазоре между электродами свечей зажигания и его регулировке:
-
Оптимальный зазор: Зазор между электродами свечи зажигания обычно составляет от 0,7 до 1,1 мм, в зависимости от типа двигателя и свечи. Правильный зазор обеспечивает оптимальное искрообразование, что, в свою очередь, влияет на эффективность сгорания топлива и экономию топлива.
-
Влияние на производительность: Слишком большой или слишком маленький зазор может привести к проблемам с запуском двигателя, нестабильной работе на холостом ходу и увеличенному расходу топлива. Например, слишком большой зазор может затруднить образование искры, а слишком маленький — привести к ее преждевременному пробою.
-
Методы регулировки: Регулировка зазора может быть выполнена с помощью специальных инструментов, таких как щупы или специальные приспособления для измерения. Важно помнить, что при регулировке зазора необходимо аккуратно обращаться с электродами, чтобы не повредить их, так как это может негативно сказаться на работе свечи.
Уменьшенный зазор
Если расстояние между электродами меньше нормы, искровой разряд, предназначенный для воспламенения топливной смеси, становится мощным и коротким. Это мешает воспламенению топлива в цилиндрах, что может привести к заливу свечей и неравномерной работе двигателя.
При высоких оборотах увеличивается риск электрической дуги. Из-за малого расстояния между электродами и высоких оборотов коленчатого вала искра не успевает разорваться, образуя постоянный поток плазмы. Это может вызвать короткое замыкание в катушке зажигания или сбои в работе двигателя.
Как измерить зазор между электродами
Искровой зазор измеряется специальным цилиндрическим или плоским щупом. Измерение производится следующим образом: свеча держится рабочей частью вверх, а между центральным и каждым из боковых электродов (если их несколько) вставляются мерки от меньшей к большей. Больших усилий при этом прилагать не нужно. Мерка должна проходить вплотную с небольшим нажимом, ее диаметр и является величиной искрового зазора. В качестве альтернативы можно использовать монетообразный щуп.
Можно поступить иначе: зная, какой зазор должен быть в соответствии с требованиями автопроизводителя, выбрать соответствующую мерку и вставить ее между электродами.
- Если она не войдет, следовательно, зазор слишком мал, и его необходимо увеличить;
- если же, наоборот, пройдет свободно, расстояние необходимо уменьшить.
Регулировка зазора
Свечи нужно протереть мягкой тканью и проверить на наличие трещин, сколов или вздутий на фарфоровом изоляторе.
При этом следует быть осторожным, чтобы не повредить детали. Регулировка бокового электрода осуществляется подгибанием или отгибанием. Для подгибания можно аккуратно постучать по нему плоскогубцами. Для отгибания подойдут плоскогубцы или отвертка с плоским лезвием.
Нужно ли регулировать зазор на новых свечах зажигания
Большинство производителей, такие как NGK или Bosch, утверждают, что их продукция в дополнительной регулировке не нуждается, можно смело вкручивать новые свечи и ехать. Возникает закономерный вопрос: как одна и та же свеча может подходить и к двигателю ВАЗ-2111, и к ВАЗ-21083? Действительно, требования для всех моторов разные, например, для двигателя ВАЗ-2111 искровой зазор должен находиться в пределах от 1 до 1,13 мм, а для карбюраторного ВАЗ-21083 – от 0,7 до 0,8 мм.
Ответ, между тем, прост: производители, например, та же компания NGK, изготавливают свечи для конкретных моторов, достаточно найти свой автомобиль в таблице совместимости на упаковке.
Точность изготовления в настоящее время позволяет не беспокоиться о том, правильно ли выставлен зазор. К сожалению, этого нельзя сказать об отечественной продукции: приобретая четыре свечи А17ДВРМ можно обнаружить, что у них у всех зазоры разные. Также следует обратить внимание на внешний вид свечей: они не должны иметь видимых изъянов, а боковой электрод должен располагаться точно над центральным.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что перед тем, как вкрутить новые свечи, если они российского производства, желательно убедиться, что расстояние между электродами у них соответствует требованиям автопроизводителя. В случае с иностранной продукцией, такой, как Bosch или NGK, достаточно внешнего осмотра.
Одинаковый ли зазор для бензина и для газа
Многие владельцы автомобилей устанавливают газобаллонное оборудование для экономии. Однако для работы на газе нужны специальные свечи зажигания. Смесь газа с воздухом воспламеняется хуже, чем бензиновая, поэтому искра должна быть более интенсивной. Это увеличивает нагрузку на катушку зажигания, что может привести к ее поломке.
Межэлектродный зазор для газовых свечей должен быть уменьшен, но простое подгибание бокового электрода не решает проблему. При сгорании газа выделяется больше тепла, что увеличивает риск калильного зажигания. Поэтому свеча должна быть более «холодной», то есть иметь более высокое калильное число.
Зазоры на иридиевых свечах
Многие производители выпускают свечи с тонким центральным электродом, изготовленным из драгоценных металлов: платины, серебра или иридия. По их заверению, такие свечи более долговечны и обеспечивают лучшее, в сравнении с обычными, качество искрообразования.
Действительно, на иридиевых свечах NGK искра более стабильна и в меньшей степени зависит от зазора между электродами. Еще одна особенность иридиевых свечей – они дают небольшой прирост мощности двигателя (порядка 5%). Наконец, искровой разряд обходит центральный электрод по кругу, способствуя самоочистке свечи.
Таблица совместимости свечей
Частота проверки и регулировки зазора свечей зажигания
Регулярная проверка и регулировка зазора между электродами свечей зажигания являются важными аспектами обслуживания двигателя автомобиля. Частота этих процедур зависит от нескольких факторов, включая тип двигателя, условия эксплуатации и рекомендации производителя. В большинстве случаев, производители автомобилей рекомендуют проверять зазор свечей зажигания каждые 10 000 – 20 000 километров пробега. Однако в условиях агрессивной эксплуатации, таких как частые поездки по городу, высокие нагрузки или использование некачественного топлива, эта процедура может потребоваться чаще.
Кроме того, важно учитывать, что со временем свечи зажигания могут подвергаться естественному износу, что также влияет на зазор. Например, при работе двигателя на высоких оборотах или при использовании свечей с низким качеством, зазор может увеличиваться быстрее. Поэтому рекомендуется не только проверять зазор, но и периодически заменять свечи зажигания, чтобы поддерживать оптимальную работу двигателя.
В некоторых случаях, если автомобиль используется в условиях, отличающихся от стандартных, например, в спортивных соревнованиях или в условиях повышенной влажности, может потребоваться более частая проверка зазора. В таких ситуациях важно следить за состоянием свечей и при необходимости корректировать зазор, чтобы избежать проблем с запуском двигателя и его работой.
Также стоит отметить, что некоторые современные автомобили оборудованы системами диагностики, которые могут сигнализировать о необходимости проверки свечей зажигания. В таких случаях рекомендуется следовать указаниям бортового компьютера и проводить проверку зазора в соответствии с его рекомендациями.
В заключение, регулярная проверка и регулировка зазора между электродами свечей зажигания являются важными процедурами, которые способствуют надежной работе двигателя и его долговечности. Соблюдение рекомендаций производителя и учет условий эксплуатации помогут избежать многих проблем и обеспечат оптимальную производительность автомобиля.
Вопрос-ответ
Какой зазор должен быть между электродами свечи зажигания?
Зазором на свечах зажигания называют расстояние между ее электродами. От него зависит работа системы зажигания и эффективность сжигания топливной смеси. На любой свече зазор должен быть выставлен так, как рекомендовано для двигателя именно этой модели автомобиля.
Какой должен быть зазор на электронном зажигании?
Для ДВС, оборудованных различными системами впрыска топлива, оптимальные расстояния между электродами принимают следующие значения: для карбюраторных свечей — в пределах 0,5–0,6 мм. Для двигателей с карбюратором и электронной системой зажигания — 0,7–0,8 мм.
Каков зазор между двумя электродами свечи зажигания?
Зазор между двумя электродами свечи зажигания автомобильного двигателя составляет 1,25 мм. Если к зазору приложить потенциал 20 В, какова будет величина электрического поля между электродами?
Что дает уменьшение зазора на свечах?
Искровой зазор свечей. Больше зазор — длиннее искра, лучше сгорание смеси, выше мощность. Но чем шире зазор, тем сложнее создать в нём искру и выше риск, что электричество найдёт себе другой путь: пробьёт изолятор свечи, высоковольтный провод или катушку зажигания.
Советы
СОВЕТ №1
Перед регулировкой зазора между электродами свечей зажигания обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего автомобиля. Каждый двигатель имеет свои оптимальные параметры, и неправильный зазор может привести к ухудшению работы двигателя.
СОВЕТ №2
Используйте специальный инструмент для измерения зазора, например, щупы или микрометр. Это обеспечит точность измерений и поможет избежать ошибок, которые могут возникнуть при использовании неподходящих инструментов.
СОВЕТ №3
Регулируйте зазор аккуратно, чтобы не повредить электроды. Если вам нужно увеличить зазор, осторожно поднимите один из электродов, а если уменьшить — аккуратно прижмите его. Избегайте чрезмерного усилия, чтобы не сломать свечу.
СОВЕТ №4
После регулировки зазора обязательно проверьте работу свечей зажигания. Это можно сделать, запустив двигатель и прослушав его работу. Если двигатель работает нестабильно, возможно, потребуется повторная регулировка или замена свечей.