Свечи накаливания обеспечивают надежный запуск и стабильную работу дизельных двигателей в холодную погоду. Знание принципа их работы, срока службы и методов проверки поможет автовладельцам избежать проблем с запуском и продлить срок службы автомобиля. В статье рассмотрим, как функционируют свечи накаливания, их срок службы и способы проверки состояния, что поможет поддерживать дизельный двигатель в оптимальном состоянии.
Типы свечей накаливания
Свечи накаливания играют ключевую роль в запуске дизельных двигателей, обеспечивая предварительный подогрев воздуха в цилиндрах. Принцип их работы основан на нагревании спирали при пропускании электрического тока, что способствует образованию необходимой температуры для воспламенения топливной смеси. Срок службы свечей накаливания варьируется, но в среднем составляет от 100 до 200 тысяч километров пробега. Однако на этот показатель могут влиять условия эксплуатации и качество топлива. Для проверки работоспособности свечей можно использовать мультиметр, измеряя сопротивление: исправная свеча должна показывать значение в пределах 0,5-2 Ом. Также стоит обратить внимание на визуальный осмотр: наличие трещин или обгоревших участков может свидетельствовать о необходимости замены. Регулярная диагностика свечей накаливания поможет избежать проблем с запуском двигателя в холодное время года.
Штифтовые
Свечи накаливания для дизеля бывают двух типов:
- штифтовые;
- керамические.
Они имеют схожую конструкцию, отличие заключается в рабочем элементе. В штифтовых, рабочим элементом является штифт накаливания из термокоррозийного стержня, плотно запрессованный в корпус свечи. Внутри него находится уплотненный порошок оксида магния и спиральная нить.
Электрическая схема такой свечи довольно проста. Ток подается на головку, от нее по токопроводящему стержню к металлической нити накаливания, состоящей из двух резисторов — нагревательной и регулирующей спиралей.
- Сопротивление первой постоянное, не зависящее от температуры;
- вторая спираль имеет положительный температурный коэффициент.
Принцип ее работы заключается в том, что чем выше температура мотора, тем меньше температура нагрева свечи (когда регулирующая спираль нагревается, ее сопротивление растет, и на нагревательную спираль подается меньший ток). Такая свеча нагревается до 850 градусов, время ее работы составляет от 4 секунд до двух минут и зависит от температуры мотора и параметров самой свечи.
Продолжительность подогрева горючего регулирует блок управления, контролирующий показания датчика температуры охлаждающей жидкости. На панели приборов имеется контрольная лампа, сигнализирующая о том, что работает подогрев. Когда она гаснет – двигатель готов к запуску. Существует два варианта включения свечей накаливания: ключ зажигания поворачивается во второе положение, либо предпусковой подогрев включается, когда открыта водительская дверца. Свечи, продолжающие работать после запуска мотора, помогают сократить время прогрева и обеспечивают более полное сгорания топлива, снижая тем самым выбросы вредных веществ.
Характеристика | Описание | Проверка работоспособности |
---|---|---|
Принцип работы | Преобразование электрической энергии в тепловую. Нагрев спирали до высокой температуры (800-1000°C) для воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя. | Визуальный осмотр (наличие повреждений), проверка сопротивления спирали мультиметром (соответствие номинальному значению), проверка напряжения на свече во время работы двигателя (осциллографом или специальным сканером). |
Срок службы | В среднем 60 000 – 150 000 км пробега, зависит от режима эксплуатации, качества топлива и масла. | Нет прямого способа определения оставшегося ресурса без демонтажа и проверки. Оценивается по косвенным признакам (трудный запуск двигателя, нестабильная работа на холостом ходу, снижение мощности). |
Факторы, влияющие на срок службы | Качество топлива (сернистые примеси), масло в цилиндрах, режим работы двигателя (частые короткие поездки), напряжение бортовой сети. | Регулярное техническое обслуживание, использование качественного топлива и масла. |
Признаки неисправности | Трудности с запуском двигателя (особенно на холодную), нестабильная работа двигателя на холостом ходу, снижение мощности двигателя, повышенный расход топлива, пропуски зажигания (определяется по диагностическим кодам). | Диагностика двигателя с помощью сканера OBD-II, визуальный осмотр свечей накаливания (нагар, повреждения изолятора). |
Замена | Рекомендуется производить замену комплектом, при обнаружении неисправности хотя бы одной свечи. | Следует руководствоваться рекомендациями производителя автомобиля. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о свечах накаливания:
-
Принцип работы: Свечи накаливания работают по принципу нагрева. Они представляют собой электрические резисторы, которые при подаче напряжения нагреваются до высокой температуры (около 1000°C). Это создает необходимую температуру для воспламенения топливной смеси в дизельном двигателе, особенно при холодном запуске. Нагретая свеча способствует образованию легковоспламеняющейся смеси, что облегчает запуск двигателя.
-
Срок службы: Срок службы свечей накаливания может варьироваться в зависимости от условий эксплуатации и качества самого компонента. Обычно он составляет от 100 000 до 150 000 километров пробега. Однако частые холодные запуски, использование некачественного топлива и загрязнение системы впуска могут значительно сократить этот срок.
-
Проверка работы: Для проверки работоспособности свечей накаливания можно использовать мультиметр. Необходимо отключить свечу от электрической цепи и измерить сопротивление: исправная свеча должна показывать значение в пределах 0,5-2 Ом. Также можно проверить свечи накаливания визуально: если на них есть трещины или обгоревшие участки, это свидетельствует о необходимости замены. Кроме того, можно провести тест на “горячую” свечу, подключив её к источнику питания и наблюдая за тем, как она накаляется.
Керамические
Керамические свечи накаливания — это второй тип устройств для подогрева. Их электрическая схема аналогична предыдущему типу. Основной элемент — керамический стержень с керамическим нагревателем внутри. Он нагревается до 1000 градусов за считанные секунды, обеспечивая мгновенный запуск дизельного двигателя без «раскачки», характерной для большинства дизелей.
Напряжение на свече не постоянное и проходит три фазы. На этапе быстрого нагрева оно составляет от 9,8 до 11,5 В, что позволяет достичь максимальной температуры. После запуска двигателя напряжение постепенно снижается: во второй фазе до 7 В, в третьей — до 5 В.
Существует также режим промежуточного накаливания для восстановления сажевого фильтра, что улучшает условия сгорания.
Керамические свечи накаливания имеют преимущества перед штифтовыми свечами с нагреваемой спиралью: более высокая температура нагрева, меньшая токсичность отработанных газов, увеличенный срок службы и большая эффективность (температура нагрева при одинаковом напряжении значительно выше).
Многие производители устанавливают на дизельные двигатели свечи с встроенным датчиком давления, что помогает оптимизировать температуру нагрева и повышает эффективность свечи.
Проверка состояния свечей накаливания
За состоянием свечей накаливания необходимо тщательно следить и своевременно их менять, особенно если автомобиль эксплуатируется зимой (насколько часто менять укажет автопроизводитель). Во-первых, перед зимой нужно проверить их работоспособность, поскольку даже одна неработающая свеча не позволит завести мотор при отрицательной температуре. Если проверка таковую выявила, то лучше менять весь комплект, поскольку и остальные в скором времени могут выйти из строя.
Существует два безопасных способа проверить свечи. Первый требует участия двух человек. Потребуется вывернуть форсунки, после чего один человек будет смотреть в колодцы, а второй повернет ключ в предстартовое положение. Работающие свечи станут красными от нагрева. Однако такой метод подойдет не всем, т.к. на некоторых двигателях через колодцы форсунок свечи попросту не видны.
Второй способ проверить исправность свечей – при помощи мультиметра. Нужно выбрать режим проверки замыкания цепи, после чего одним щупом прикоснуться к корпусу свечи, а другим – к ее шляпке. Если цепь окажется замкнутой, то она работает, в противном случае ее необходимо менять.
На многих современных автомобилях проверка свечей накала выполняется в режиме самодиагностики, а схема электропроводки дополняется индикатором на приборной панели, сигнализирующем о поломке.
В нормальных условиях эксплуатации менять свечи накала необходимо в среднем раз в 60 тысяч км. Если же машина постоянно эксплуатируется в предельных режимах, то не лишним будет проверить их работоспособность, хотя бы раз в сезон, а менять или с учащенным интервалом, или по выходу из строя.
Менять свечи накала нужно с осторожностью. Они довольно хрупкие и часто ломаются при попытке вывернуть. Если такое случится, то придется везти автомобиль на СТО или самостоятельно снимать головку блока, чтобы высверлить сломанную свечу и нарезать новую резьбу.
Признаки и причины неисправности свечей накаливания
Двигатель может запускаться с трудом и работать неравномерно, особенно в холодное время. Признаком проблемы является белый дым из выхлопной трубы. Обычно это связано с неисправными свечами накала. Если свечи были недавно заменены и их срок службы не истек, вероятен заводской брак, и одна из свечей вышла из строя. В этом случае нужно проверить все свечи и заменить неисправную. Обнаружить проблему летом сложно, так как она проявляется только при понижении температуры.
Если выйдут из строя две свечи, двигатель, скорее всего, не запустится. Одновременный выход из строя большего количества свечей встречается редко, поэтому стоит проверить электропроводку или блок управления.
Свеча может перестать функционировать по нескольким причинам: исчерпан ресурс или неисправности в топливной системе или электропроводке. В первом случае нужно заменить весь комплект свечей, в остальных — поочередно осмотреть форсунки, реле управления и провода.
Рекомендации по замене свечей накаливания
Свечи накаливания являются важным элементом дизельных двигателей, обеспечивая их запуск в холодное время года. Однако, как и любой другой компонент, свечи накаливания имеют свой срок службы и требуют периодической замены. Важно знать, когда и как заменять свечи накаливания, чтобы избежать проблем с запуском двигателя и его работой.
Срок службы свечей накаливания может варьироваться в зависимости от условий эксплуатации, качества топлива и самого двигателя. Обычно свечи накаливания служат от 100 000 до 200 000 километров пробега. Однако, если вы заметили ухудшение запуска двигателя, особенно в холодное время года, это может быть признаком того, что свечи накаливания нуждаются в замене.
При замене свечей накаливания важно учитывать несколько рекомендаций:
- Проверка состояния свечей: Перед заменой свечей накаливания рекомендуется провести их диагностику. Это можно сделать с помощью мультиметра, проверяя сопротивление каждой свечи. Нормальное значение сопротивления должно находиться в пределах 0,5-5 Ом. Если сопротивление значительно выше или ниже, свеча подлежит замене.
- Замена комплектом: Рекомендуется заменять все свечи накаливания одновременно, даже если только одна из них вышла из строя. Это обеспечит равномерную работу всех свечей и предотвратит возможные проблемы в будущем.
- Использование качественных запчастей: При замене свечей накаливания стоит выбирать только качественные и проверенные производители. Это поможет избежать повторных поломок и обеспечит надежную работу двигателя.
- Проверка электрической проводки: Перед установкой новых свечей накаливания стоит проверить состояние проводки и разъемов. Поврежденные или окисленные контакты могут привести к неправильной работе свечей и проблемам с запуском двигателя.
- Соблюдение порядка установки: При установке новых свечей накаливания важно соблюдать порядок и момент затяжки, указанные в руководстве по эксплуатации автомобиля. Это поможет избежать повреждений резьбы и обеспечит надежное соединение.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете продлить срок службы свечей накаливания и обеспечить надежный запуск вашего дизельного двигателя в любых условиях.
Вопрос-ответ
Как проверить, работают ли свечи накала?
Используйте мультиметр в режиме измерения сопротивления, чтобы проверить сопротивление каждой свечи. Сопротивление должно быть в пределах нормы, указанной в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Если сопротивление значительно отличается от нормы, свеча накала неисправна и требует замены.
Как долго служат свечи накаливания?
Срок службы свечей накаливания и регламент их замены. Средний срок службы свечей – 60-100 тыс. км, но иногда доходит до 150-160 тыс. км. Здесь все индивидуально: условия эксплуатации, климатические условия, число циклов изменения температуры свечей от отрицательных до рабочих.
Советы
СОВЕТ №1
Перед проверкой свечей накаливания убедитесь, что двигатель остыл. Это предотвратит возможные ожоги и обеспечит безопасность при работе с электрическими компонентами.
СОВЕТ №2
Используйте мультиметр для проверки сопротивления свечей накаливания. Сопротивление должно находиться в пределах 0.5-2.0 Ом. Если значение значительно выше или ниже, свечи необходимо заменить.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте состояние проводов и разъемов, соединяющих свечи накаливания с электросистемой. Коррозия или повреждения могут привести к неправильной работе свечей, даже если они сами исправны.
СОВЕТ №4
При замене свечей накаливания выбирайте качественные запчасти от проверенных производителей. Это обеспечит надежную работу двигателя и продлит срок службы новых свечей.