Газораспределительный механизм (ГРМ) — ключевая система двигателя, синхронизирующая работу клапанов и поршней. Знание устройства ГРМ, его типов и принципа работы поможет автовладельцам ориентироваться в технических аспектах автомобиля и своевременно проводить профилактические работы, например, замену ремня ГРМ. Эта статья предоставит полную информацию о ГРМ, что поможет избежать серьезных поломок и продлить срок службы двигателя.
Устройство ГРМ
Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания — самый распространенный тип силового агрегата в автомобилестроении. Он получил название благодаря четырем фазам, необходимым для завершения рабочего цикла, или поворота коленчатого вала на 720 градусов.
Цикл включает ключевые этапы: впрыск топлива или топливно-воздушной смеси, сжатие поршнем, рабочий ход и выпуск отработанных газов. В идеальной модели двигателя эти фазы происходят последовательно, что обеспечивает максимальную мощность, крутящий момент и обороты.
На практике ситуация отличается. В этой статье мы рассмотрим устройство газораспределительного механизма, который отвечает за впрыск топлива и удаление выхлопных газов, а также его схему и принцип работы.
Газораспределительный механизм (ГРМ) является ключевым элементом двигателя внутреннего сгорания, обеспечивая синхронизацию работы клапанов и поршней. Эксперты отмечают, что правильная работа ГРМ критически важна для эффективной работы двигателя и его производительности. Он состоит из нескольких компонентов, включая распределительный вал, цепь или ремень, а также клапаны. В зависимости от конструкции двигателя, ГРМ может быть как верхним, так и нижним.
Специалисты подчеркивают, что регулярное обслуживание и замена ремня или цепи ГРМ могут предотвратить серьезные поломки и дорогостоящий ремонт. Неправильная настройка или износ этих элементов может привести к несоответствию фаз газораспределения, что, в свою очередь, негативно сказывается на мощности и экономичности двигателя. Таким образом, внимание к газораспределительному механизму является залогом надежной работы автомобиля и его долговечности.
Общая схема и взаимодействие частей
Своевременное открытие впускных и выхлопных клапанов в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания обеспечивается работой газораспределительного механизма или ГРМ.
Данное устройство состоит из распределительного вала с кулачками, необходимого количества коромысел или толкателей клапанов, пружин и собственно клапанов. Шестерня распредвала, ремень или цепь, используемые для передачи вращения от коленвала, и механизм натяжения цепи так же являются частью ГРМ.
- Фаза впрыска топлива. Поршень начинает движение от верхней мертвой точки к нижней. Открывается клапан подачи горючего, и топливно-воздушная смесь заполняет разреженное пространство цилиндра. Отмерив необходимую дозу ТВС, клапан закрывается. Коленчатый вал повернулся на 180 градусов от начального положения.
- Фаза сжатия. Достигнув нижней мертвой точки, поршень меняет направление движения к ВМТ, осуществляя сжатие топливно-воздушной смеси. При достижении верхней мертвой точки фаза сжатия рабочего тела оканчивается. Коленчатый вал совершил поворот на 360 градусов.
- Фаза рабочего хода. В момент нахождения поршня в ВМТ и достижения максимальной расчетной степени сжатия, происходит воспламенение топливно-воздушной смеси. Под действием стремительно расширяющихся газов поршень движется к нижней мертвой точке, совершая рабочий ход. При достижении НМТ третья фаза работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания считается оконченной. Коленчатый вал совершил поворот 540 градусов.
- Фаза удаления отработанных газов. Под действием коленчатого вала поршень начинает движение к верхней мертвой точке, вытесняя из объема цилиндра продукты сгорания топливно-воздушной смеси через открывшийся выхлопной клапан. По достижении поршнем ВМТ, фаза выхлопа считается завершенной, коленчатый вал совершил оборот на 720 градусов.
Для достижения такой точности по времени открытия впускных и выхлопных клапанов, газораспределительный механизм синхронизирован с оборотами коленчатого вала двигателя. Ремень или цепь передает вращение распределительному валу, кулачки которого, нажимая на коромысла, открывают поочередно впускные и выпускные клапаны ГРМ.
Компонент ГРМ | Назначение | Тип привода |
---|---|---|
Распределительный вал (РВ) | Управление открытием и закрытием впускных и выпускных клапанов | Ременный, цепной, шестеренчатый |
Кулачки распределительного вала | Обеспечивают механическое воздействие на толкатели или коромысла | |
Толкатели/коромысла | Передача усилия от кулачков РВ на клапаны | Гидравлические, механические, роликовые |
Клапаны впускные | Впуск топливно-воздушной смеси в цилиндр | |
Клапаны выпускные | Выпуск отработавших газов из цилиндра | |
Ремень/цепь/шестерни ГРМ | Синхронизация вращения коленчатого и распределительного валов | |
Натяжитель ремня/цепи | Поддержание необходимого натяжения ремня/цепи | Автоматический, ручной |
Датчик положения распределительного вала (ДПРВ) | Контроль положения РВ для системы управления двигателем | |
Масляный насос (для гидравлических толкателей) | Обеспечение гидравлических толкателей маслом под давлением |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о газораспределительном механизме (ГРМ) автомобиля:
-
Синхронизация работы: Газораспределительный механизм отвечает за синхронизацию открытия и закрытия клапанов с движением поршней в цилиндрах. Это критически важно для обеспечения правильного процесса сгорания топлива и воздуха, что напрямую влияет на мощность и эффективность двигателя. В современных автомобилях часто используются системы VVT (Variable Valve Timing), которые позволяют изменять timing клапанов для оптимизации работы двигателя в различных режимах.
-
Типы ГРМ: Существует несколько типов газораспределительных механизмов, включая цепные, ременные и шестеренчатые. Ременные ГРМ чаще всего используются в легковых автомобилях благодаря своей низкой стоимости и легкости замены, однако цепные механизмы более долговечны и требуют меньше обслуживания, что делает их популярными в высокопроизводительных и спортивных автомобилях.
-
Роль в экологии: Эффективная работа ГРМ также влияет на уровень выбросов вредных веществ. Современные технологии, такие как системы изменения фаз газораспределения, помогают уменьшить выбросы CO2 и других загрязняющих веществ, что делает автомобили более экологически чистыми. Это особенно актуально в условиях ужесточения экологических норм и стандартов по всему миру.
Классификация ГРМ
Нижнеклапанные двигатели
Газораспределительный механизм двигателя внутреннего сгорания прошел долгий путь от 1900-х годов до наших дней.
Нижнеклапанные двигатели с распредвалом в блоке цилиндров, использовались повсеместно, вплоть до середины двадцатого века. Схема и устройство впускных и выпускных клапанов, расположенных в ряд тарелками вверх, обеспечивала простоту изготовления и малошумность двигателя. Основным минусом подобной конструкции был сложный путь топливно-воздушной смеси, неоптимальный режим наполнения цилиндров, и, как следствие, меньшая мощность силового агрегата.
Газораспределительный механизм такого вида использовался вплоть до 90-х годов двадцатого столетия в грузовых автомобилях. Пример тому – ГАЗ 52, выпуск которого закончился в 1991 году.
Смешанное расположение клапанов
Увеличение мощности двигателей внутреннего сгорания привело к разработке мотора с комбинированным расположением клапанов. В этом варианте впускные клапаны находятся в головке блока цилиндров, а выпускные — в самом блоке, как в традиционных «нижнеклапанных» двигателях.
Двигатель оснащен единственным распределительным валом, установленным в блоке цилиндров. Впускные клапаны, отвечающие за подачу топливно-воздушной смеси, управляются штангами-толкателями, передающими усилие от распредвала, а выпускные клапаны работают с использованием стандартных коромысел.
Такая конструкция позволяет достичь более низкой температуры термодинамического цикла, что способствует повышению мощности по сравнению с традиционными нижнеклапанными двигателями.
Верхнеклапанные двигатели
Газораспределительный механизм, клапаны впускной и выхлопной системы которого находятся в головке блока цилиндров, а распредвал – в самом блоке, был сконструирован Дэвидом Бьюиком в самом начале двадцатого столетия. Управление клапанами осуществлялось посредством штанг – толкателей, воздействовавших на коромысла.
Подобная компоновочная схема обладает высокой надежностью, за счет передачи вращения от коленчатого вала к распределительному, с помощью шестерни. Зубчатый ремень, изношенный в процессе эксплуатации, может оборваться, нанеся серьезные повреждения клапанному механизму ГРМ, изношенная же передаточная шестерня лишь немного сдвинет фазы газораспределения, что опытный водитель заметит по изменениям в работе двигателя.
Минусом является некоторая инерционность подобной конструкции, что накладывает ограничения на обороты двигателя, а, следовательно, на крутящий момент и степень форсирования. Использование более чем двух клапанов на цилиндр приводит к усложнению газораспределительного механизма и увеличению габаритных размеров двигателя. Четырехклапанные двигатели такой компоновки используются в грузовых автомобилях КамАЗ, дизельных тепловозных двигателях.
Газораспределительный механизм автомобиля «Волга» двадцать первой модели был устроен именно по верхнеклапанной схеме.
- Двигатели, в которых распредвал и клапаны газораспределительного механизма располагаются в головке блока цилиндров, обозначаются аббревиатурой SOHC. Принцип действия и устройство механизма управления клапанами ГРМ отличается большим разнообразием. Существует схема открытия клапанов при помощи коромысел, рычагов и толкателей. Наибольшее распространение подобное устройство двигателей получило в период с середины 60-х до конца 80-х годов двадцатого столетия. В данный момент такие двигатели устанавливаются на недорогие легковые автомобили.
- Двигатели, газораспределительный механизм которых включает в себя два распредвала, обозначается аббревиатурой DOHC. При использовании двух клапанов на цилиндр, каждый распределительный вал открывает свой ряд клапанов. Такое устройство ГРМ позволяет уменьшить инерцию коленчатого вала, и тем самым значительно увеличивает обороты и мощность ДВС. Принцип работы двигателя, использующего четыре и более клапана на цилиндр, ничем не отличается от вышеописанного. Подобные силовые агрегаты демонстрируют большую, чем у двухклапанных аналогов, мощность и устанавливаются на большинство современных автомобилей.
В двигателях с подобным типом газораспределительного механизма важную роль играет устройство привода распредвалов. В качестве передаточного элемента используется цепь, находящаяся в герметично закрытом объеме, и омывающаяся маслом, или зубчатый ремень, находящийся на внешней стороне двигателя.
Поломка привода ГРМ зачастую приводит к печальным последствиям. Оборвавшийся ремень, износившийся в процессе эксплуатации, вызывает мгновенную остановку распределительного вала, вследствие чего некоторые клапаны остаются в открытом состоянии. Удар поршня по выступающей тарелке наносит серьезные повреждения головке блока цилиндров. В особо тяжелых случаях ремонт невозможен и требуется замена данного элемента двигателя.
Устройство десмодромного газораспределительного механизма
Для двигателей с пружинами закрытия клапанов существует ограничение на максимальные обороты — 9000 об/мин. При превышении этой отметки пружины не обеспечивают необходимую скорость срабатывания, что приводит к повреждению двигателя.
Десмодромный газораспределительный механизм использует два распределительных вала: один для открытия, другой для закрытия клапанов. В таких двигателях нет ограничений по максимальным оборотам, так как скорость срабатывания механизма зависит от вращения коленвала.
Разработка газораспределительного механизма с изменяемыми фазами стала возможна благодаря внедрению бортовых компьютеров и электронных управляющих систем. Система электромагнитных клапанов адаптирует режим работы по командам микропроцессора, позволяя извлекать из двигателя мощность, близкую к расчетной, при минимальном расходе топлива.
Замена ремня ГРМ своими руками
Снимая изношенный ремень, и устанавливая на его место новый, легко изменить взаимное расположение коленчатого и распределительного валов. В этом случае сместятся фазы газораспределения двигателя, что приведет к нарушениям в работе, вплоть до поломки. Метки на шестернях приводного механизма служат для визуального контроля настройки ГРМ.
Сняв непригодный ремень, необходимо совместить метки шестерней коленчатого и распределительного валов с прорезями в кожухе приводного механизма. Назначение этой операции – установка условного «нуля», с которого и начнется работа двигателя. Далее следует аккуратно установить запасной ремень, стараясь не сместить метки на шестернях.
Следующий шаг – осмотр и регулировка усилия натяжного ролика. Назначение этого узла в удержании ремня на шестернях приводного механизма. Правильность регулировки ролика можно проверить, повернув натянутый ремень пальцами. Если удастся провернуть на девяносто градусов – натяжной механизм отрегулирован хорошо. Если ремень повернется на угол меньший, чем 90 градусов, то он перетянут, если на больший, то недотянут.
Очень важно при монтаже не брать ремень ГРМ промасленными руками. Это может привести к проскакиванию на шестернях приводного механизма.
Купленный на придорожной АЗС ремень следует тщательно осмотреть. При нарушении условий хранения, даже новый ремень привода ГРМ пойдет трещинами и не сможет быть использован по назначению.
Видео, иллюстрирующее работу ГРМ
Проблемы и неисправности ГРМ
Газораспределительный механизм (ГРМ) является одной из ключевых систем двигателя внутреннего сгорания, обеспечивающей синхронизацию работы клапанов и поршней. Однако, как и любая другая механическая система, ГРМ подвержен различным проблемам и неисправностям, которые могут существенно повлиять на работу двигателя и его производительность.
Одной из наиболее распространенных проблем является износ или повреждение ремня или цепи ГРМ. Ремень ГРМ, выполненный из резины, со временем теряет свои свойства, что может привести к его разрыву. Цепь ГРМ, хотя и более долговечна, также может растягиваться, что приводит к нарушению синхронизации работы клапанов и поршней. В случае разрыва ремня или растяжения цепи может произойти столкновение клапанов с поршнями, что приведет к серьезным повреждениям двигателя.
Другой распространенной неисправностью является неправильная установка ГРМ. Если ремень или цепь были установлены с ошибками, это может привести к неправильной синхронизации работы клапанов и поршней, что также может вызвать их столкновение. Поэтому крайне важно следовать рекомендациям производителя при установке и замене ГРМ.
Также стоит отметить, что недостаточное натяжение ремня или цепи может привести к их проскальзыванию, что также нарушает синхронизацию работы двигателя. Регулярная проверка натяжения ГРМ является важной частью технического обслуживания автомобиля.
К другим проблемам можно отнести износ подшипников распределительного вала, что может привести к повышенному шуму и вибрациям в работе двигателя. Также возможны утечки масла из-за износа сальников и прокладок, что может привести к недостатку смазки и перегреву двигателя.
В заключение, регулярное техническое обслуживание и внимательное отношение к состоянию газораспределительного механизма являются ключевыми факторами для предотвращения серьезных неисправностей. Рекомендуется следить за состоянием ремня или цепи ГРМ, а также проводить их замену в соответствии с рекомендациями производителя, чтобы обеспечить надежную и долговечную работу двигателя.
Вопрос-ответ
Какое назначение газораспределительного механизма?
Газораспределительный механизм (ГРМ) — предназначен для слаженной подачи в цилиндры воздушно-топливной смеси и своевременного удаления отработанных газов посредством последовательного открытия и закрытия клапанов.
Что включает в себя газораспределительный механизм?
Газораспределительный механизм (ГРМ) обеспечивает своевременный впуск в цилиндры свежего заряда горючей смеси и выпуск отработавших газов. Он включает в себя элементы привода, распределительную шестерню, распределительный вал, детали привода клапанов, клапана с пружинами и направляющие втулки.
Какие детали входят в газораспределительный механизм?
Газораспределительный механизм (ГРМ) включает в себя такие основные детали, как распредвал, кулачки, клапаны, пружины клапанов, толкатели, цепь или ремень ГРМ, шестерни и натяжители. Эти элементы работают совместно для управления открытием и закрытием клапанов в соответствии с тактом работы двигателя, обеспечивая эффективное впускание воздуха и выпуск отработанных газов.
Для чего предназначен механизм ГРМ?
Газораспределительный механизм (ГРМ) — часть двигателя внутреннего сгорания, которая обеспечивает впуск, наполнение цилиндров свежим воздухом (или топливно-воздушной смесью) и выпуск отработанных газов в выхлопную систему.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основные компоненты газораспределительного механизма (ГРМ), такие как распредвал, клапаны и цепь или ремень ГРМ. Понимание их функций поможет вам лучше ориентироваться в работе двигателя и выявлять возможные проблемы.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте состояние ремня или цепи ГРМ, так как их износ может привести к серьезным повреждениям двигателя. Следуйте рекомендациям производителя по замене этих компонентов, чтобы избежать дорогостоящего ремонта.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на звуки, исходящие от двигателя. Необычные стуки или шумы могут указывать на проблемы с ГРМ. При первых признаках неисправностей обращайтесь к специалисту для диагностики и ремонта.
СОВЕТ №4
При проведении технического обслуживания автомобиля не забывайте о регулировке клапанов, если это предусмотрено конструкцией вашего двигателя. Правильная настройка клапанов обеспечивает оптимальную работу ГРМ и повышает эффективность двигателя.