Россия, Ставрополь, Кулакова проспект
Пн-вс: 08:30—19:00
whatsapp telegram vk email

Полное руководство по видам и классам тормозной жидкости

Тормозная жидкость — ключевой элемент системы безопасности автомобиля, обеспечивающий надежное торможение и контроль над движением. В статье рассмотрим виды и классы тормозной жидкости, их состав, характеристики и совместимость. Понимание этих аспектов поможет автовладельцам осознанно выбрать тормозную жидкость, что повысит безопасность на дороге и продлит срок службы тормозной системы.

Спецификации тормозных жидкостей

Спецификация тормозных жидкостей FMVSS 116 DOT 4, разработанная Департаментом Транспорта США, является общепринятым стандартом, но не единственным.

Спецификация DOT

Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают важность правильного выбора тормозной жидкости для обеспечения безопасности на дороге. Существует несколько классов тормозных жидкостей, среди которых наиболее распространены DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1. Каждая из них имеет свои характеристики, такие как температура кипения и совместимость с различными материалами. Например, DOT 3 и DOT 4 основаны на гликолевой основе и подходят для большинства легковых автомобилей, в то время как DOT 5.1, обладая более высокой температурой кипения, рекомендуется для спортивных и высокопроизводительных автомобилей. Важно также учитывать, что DOT 5, основанная на силиконовой основе, не совместима с предыдущими классами, что может привести к серьезным проблемам. Эксперты советуют регулярно проверять уровень и состояние тормозной жидкости, так как её загрязнение может значительно снизить эффективность тормозной системы.

ЗАМЕНА ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ | Какой инструмент лучше?ЗАМЕНА ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ | Какой инструмент лучше?

Другие стандарты

Класс тормозной жидкости (DOT) Температура кипения (сухая/влажная) °C Соответствие стандартам
DOT 3 205/140 FMVSS №116
DOT 4 230/155 FMVSS №116
DOT 5.1 260/180 FMVSS №116
DOT 5 (силиконовая) 270/180 FMVSS №116

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о тормозной жидкости и её классификации:

  1. Классификация по точке кипения: Тормозные жидкости классифицируются по их точке кипения. Например, жидкости класса DOT 3 и DOT 4 имеют более низкую точку кипения по сравнению с DOT 5 и DOT 5.1. Это важно, поскольку при перегреве тормозной жидкости может возникнуть пар, что приведет к потере тормозной эффективности. DOT 5, в свою очередь, не смешивается с другими типами тормозных жидкостей, так как она на основе силикона.

  2. Гигроскопичность: Большинство тормозных жидкостей, таких как DOT 3 и DOT 4, являются гигроскопичными, что означает, что они поглощают влагу из окружающей среды. Это может привести к снижению точки кипения и, как следствие, к ухудшению тормозных характеристик. Поэтому рекомендуется регулярно проверять и заменять тормозную жидкость, чтобы избежать накопления влаги.

  3. Специальные жидкости для спортивных автомобилей: Для высокопроизводительных автомобилей и гоночных машин часто используются тормозные жидкости с высокой точкой кипения и улучшенными характеристиками, такие как DOT 4 или DOT 5.1. Эти жидкости обеспечивают стабильную работу тормозов при экстремальных температурах и условиях, что критически важно для безопасности и производительности на треке.

Всё, что нужно знать о ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ!Всё, что нужно знать о ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ!

ISO 4925

ISO — Международная организация по стандартизации.

JIS K2233

JIS — Japanese Industrial Standards (японские промышленные стандарты).

Японский стандарт JIS

ПРАВИЛЬНАЯ ЗАМЕНА ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ ПО СТАНДАРТАМ BMW. Зачем менять тормозную жидкость. ЭкспериментПРАВИЛЬНАЯ ЗАМЕНА ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ ПО СТАНДАРТАМ BMW. Зачем менять тормозную жидкость. Эксперимент

SAE J 1703/1704

SAE — Общество автомобильных инженеров.

Спецификация
DOT

Согласно DOT
4, тормозные жидкости делятся на 5 классов: DOT 3, DOT
4, DOT 5, DOT 5.1, DOT 5.1/ABS.

В 2005 году, Международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization), выпустила редакцию стандарта ISO 4925.  В него включили дополнительный класс – DOT 4 CLASS 6, предназначенной для тормозных систем с ABS и дополненными функциями ESP, ESC, TCS и т.д.

В подобных системах важнейшим параметром является вязкость при отрицательных температурах — она не должна превышать значение 750 мм2/с.

DOT 4 против Class 6

Важные характеристики

Основными компонентами жидкостей являются гликоль или силикон. Примерно 2-5% состава составляют добавки, улучшающие эксплуатационные характеристики. Модификаторы и ингибиторы предотвращают окислительные процессы и коррозию, а также защищают резинки от разбухания.

Классификация жидкости основана на следующих критериях:

  1. Температура кипения «сухой» жидкости;
  2. Параметр закипания «увлажненной» жидкости (с содержанием воды около 3.5%);
  3. Кинематическая вязкость при -40 градусах.

Также важен показатель активности ионов водорода (pH), который должен находиться в диапазоне 7-11.5. Значение pH ниже 7 может вызвать коррозию стали, а выше 12 — коррозию цветных металлов.

Температура
кипения

Почему температура кипения столь важна? В процессе кипения
образуются пузырьки, которые в отличие от жидкости сжимаемы. При наличии
большого количества воздуха, усилия от педали будет недостаточно для передачи
его на цилиндры.

Температура кипения тормозухи

Вязкость

С понижением температуры жидкость становится более вязкой, замедляя торможение. Для тормозной жидкости DOT-4 вязкость не должна превышать 1800 мм²/с при -40°C.

Вязкость тормозухи

Виды тормозных жидкостей

БСК

Бутиловый спирт и касторовое масло. Тормозная жидкость этого типа использовалась в старых советских автомобилях. Ее готовили, смешивая касторовое масло с бутиловым или изоамиловым спиртом в равных долях.

БСК не подходит для современных тормозных систем из-за низкой температуры кипения — всего 117 градусов. При температурах ниже -20 градусов касторовое масло начинает оседать.

Несмотря на хорошие смазывающие свойства, БСК коррозионно агрессивна к латунным и медным деталям.

БСК

LHM — Liquide Hydraulique Minérale

Гидравлическая жидкость зеленого цвета, основа – минеральное
масло. Применяется в тормозных системах автомобилей Citroen и Peugeot и других
гидравлических узлах (ГУР и подвеска).

«Зеленка» лишена главного недостатка «тормозухи» –
гигроскопичности. С течением времени порог кипения не снижается, и находится на
уровне 250 градусов, текучесть — 1200 мм2/с.

Использование в тормозных системах допускается только в тех случаях, когда на это имеется прямое предписание производителя. Нельзя смешивать с составами класса DOT.

LHM

DOT-3

Начальный уровень в классификации DOT предназначен для медленно движущихся транспортных средств с минимальными нагрузками на тормозную систему. Он имеет самую низкую температуру кипения: 205 градусов для “сухого” состояния и 140 градусов для “увлажненного”.

Вязкость при -40 градусах не должна превышать 1500 мм²/с.

DOT 3

DOT-4

От третьего класса отличается улучшенными характеристиками.
В первую очередь температурой кипения: 230 и 155. В составе присутствуют бораты
(соли борной кислоты), связующие воду.

Кинематическая вязкость составляет 1800 мм2/с.

DOT 4

DOT-4 CLASS 6

К данному классу предъявляются строгие требования по текучести и температуре кипения. Кинематическая вязкость не должна превышать 750 мм²/с при -40 градусах. Температура кипения «сухой» жидкости составляет 250 градусов, а «влажной» — 165 градусов. Рекомендуется для автомобилей с системой ABS.

DOT 4 class 6

DOT-5

Тормозная жидкость имеет силиконовую основу
(кремнийорганические полимеры), и потому несовместима с другими. О содержании
силикона в составе также сообщит аббревиатура SBBF (Silicone Base Brake Fluid).

Отличные от DOT 5 жидкости (на гликолевой основе), могут содержать на этикетке аббревиатуру NSBF (Non Silicone Based Fluid).

Минимальный нижний порог
кипения составляет 260 градусов для «сухой», и 180 для «увлажненной», вязкость
900 мм2/с.

Плюсы силиконовых составов:

  • Стабильный индекс вязкости в широком температурном диапазоне.
  • Гидрофобны – не поглощают влагу.
  • Неагрессивны к резине, металлу, лакокрасочному покрытию.
  • Служат значительно дольше.

DOT 5

DOT-5.1

Эта жидкость предназначена для спортивных автомобилей, которые развивают высокие скорости, что увеличивает тепловую нагрузку на тормоза. Кинематическая вязкость при -40 градусах не должна превышать 900 мм²/с, а «сухая» и «влажная» точки кипения должны быть не менее 260 и 180 градусов соответственно.

DOT 5.1

DOT-5.1/ABS

В жидкости этого класса содержатся как гликолевые, так и
силиконовые составляющие. Это делает DOT-5.1/ABS несовместимой с любыми другими. Из названия ясно, что данный
вид предназначен для использования в автомобилях, оснащенных антиблокировочной системой.

По основным требованиям мало чем отличается от предыдущего
класса.

DOT 5.1 ABS

Почему важно менять

Тормозная жидкость гигроскопична, то есть активно поглощает влагу.

Критический уровень влажности — 3.5%. При этом содержании температура кипения DOT-4 снижается с 230 до 150 градусов. Жидкость может накопить этот объем влаги примерно за два года эксплуатации. Поэтому производители рекомендуют менять тормозную жидкость не реже чем раз в два года или после пробега в 40 тысяч километров.

Исключение составляет DOT-5, срок службы которой — от 10 до 15 лет, благодаря низкой гигроскопичности силиконовой основы.

Избыточная влага может вызвать коррозию в тормозной системе. Это объясняет, почему бывает сложно открутить закисшие штуцеры на цилиндрах при прокачке тормозов.

Однако гигроскопичность тормозной жидкости имеет и свои плюсы. Вода тяжелее, и если бы она не впитывалась, оседала бы в нижних частях системы и могла замерзнуть, что привело бы к поломке тормозной системы.

Как проверять

Существует специальные приборы, измеряющие содержание влаги
в тормозной жидкости (влагомеры). Принцип действия прост: для замера количества
воды, прибор погружается в расширительный бачок. Цветные индикаторы сообщат о
превышении допустимой нормы.

Правда объективность такой проверки условна. Поскольку
тормозная жидкость не циркулирует по системе, ее состояние на нижнем и вернем
уровнях может отличаться.

В расширительном бачке контакт с воздухом происходит чаще,
нежели в других частях. Зато в тормозных цилиндрах идет интенсивный нагрев
жидкости и изменение ее физических характеристик.

Тестер

Какие жидкости можно смешивать

Смешение производителей

Характеристики тормозных жидкостей напрямую зависят от
пакета присадок. У каждого производителя он свой, поэтому точно предсказать,
как поведет себя «коктейль» из продукции разных фирм сложно.

Смешение классов

Существует мнение, что можно добавлять более качественную тормозную жидкость в менее качественную, но не наоборот. Это значит, что в жидкость DOT 3 можно долить DOT 4, что улучшит ее характеристики.

Однако в автомобилях, предназначенных для жидкости класса 5.1, не рекомендуется использовать DOT 3 или DOT 4, так как сечение каналов может быть недостаточным для работы более вязкой жидкости.

Смешивание DOT-5 с DOT-5.1/ABS и другими классами строго запрещено.

Все остальные классы тормозных жидкостей совместимы между собой.

Таблица совместимости

Цвета

Кроме буквенного обозначения, стандарты требуют производить
цветовую маркировку в зависимости от основы. Это необходимо для того, чтобы
избежать смешения несовместимых по составу жидкостей.

  1. Желтый цвет – гликоль, полигликоль.
  2. Красный цвет – силикон.
  3. Зеленый – минеральное масло.

Нельзя смешивать жидкости разных цветов!

Цвет и прозрачность в процессе эксплуатации могут меняться.
Это вызвано окислением, нагревом, смешением с продуктами износа тормозной
системы.

Смешение цветов

Что заливать

На рынке представлено множество видов тормозной жидкости, как отечественного, так и импортного производства.

При выборе жидкости учитывайте класс, указанный производителем вашего автомобиля. Эта информация содержится в руководстве по эксплуатации.

Если не удается найти нужные данные, оставьте комментарий с маркой и моделью автомобиля — мы поможем.

Неправильный выбор может привести к серьезным последствиям. Например, залив гликолевую жидкость в систему, предназначенную для силиконовой, вы вызовете утечки, так как резиновые уплотнители не выдержат агрессивного состава.

Похожие проблемы возникнут, если вместо рекомендованного DOT-4 использовать более текучий DOT-4 класса 6.

Что заливать в focus

Класс и требуемый объем для замены

Информация по всем автомобилям в таблице получена из
руководств по эксплуатации, находящихся в свободном доступе.

Автомобиль Жидкость Объем (л)
ВАЗ 2107 DOT 3, 4 0,38
ВАЗ 2109 | 21099 DOT 4 0,55
ВАЗ 2110 | 2111 | 2112 DOT 4 0,55
ВАЗ 2114 | 2115 DOT 4 0,55
Lada Granta DOT 4 0,45
Lada Kalina DOT 4 0,45
Lada Largus Shell BF40+(DOT4+) 1
Lada Niva DOT 4 0,55
Lada Priora РОСДОТ 4 0,45
ГАЗель Бизнес DOT 3 0,725
КАМАЗ ГТЖ-22М, Pentosin Super Fluid J 1703-R
Chevrolet Cruze GM 93160364, DOT 4 0,8
Chevrolet Lacetti GM 1942422, DOT 4+ 0,5
Chevrolet Lanos DOT 3, 4 0,5
Chevrolet Niva DOT 4 0,5
Daewoo Matiz DOT 4 0,45
Daewoo Nexia DOT 3 0,5
Ford Focus 2 Ford ESD-M6C57-A, Motorcraft Super DOT 4 1,25
Ford Focus 3 Ford WSS-M6C57-A2, Motorcraft Super DOT 4 1,25
Ford Fusion Motorcraft Super DOT 4
Ford Mondeo 4 ESD-M6C57-A
Hyundai Porter DOT 4 0,7
Hyundai Solaris DOT 4 0,8
Kia Rio DOT 3, 4 0,8
Kia Spectra DOT 3, 4 0,7
Mercedes-Benz w124 DOT 3, 4 0,5
Mitcubishi Lancer 9 DOT 3, 4
Mitsubishi Pajero 4 DOT 3, 4
Nissan Note Nissan KE903-99932 DOT 4 1
Peugeot 307 DOT 4 0,5
Peugeot 405 DOt 4 0,5
Renault Duster DOT 4 0,7
Renault Logan ELF 650 DOT 4 1
Renault Megan 2 DOT 4 1
Skoda Rapid DOT 4 0,9
Toyota Camry 08823-80004, DOT 5.1
VW Polo Sedan VW 501 14, DOT 4 1

Хранение

Тормозная жидкость любого класса должна сохранять эксплуатационные свойства при температуре -40 градусов в течение 6 суток, исключая расслоение, кристаллизацию и осаждение.

Неиспользованную тормозную жидкость следует хранить в плотно закрытой упаковке, чтобы избежать впитывания влаги. Сроки хранения указаны производителем на упаковке.

Советы по выбору тормозной жидкости для различных условий эксплуатации

Выбор тормозной жидкости является важным аспектом обеспечения безопасности и надежности тормозной системы автомобиля. Разные условия эксплуатации требуют различных характеристик тормозной жидкости, и понимание этих нюансов поможет вам сделать правильный выбор.

1. Условия эксплуатации

Первым шагом в выборе тормозной жидкости является анализ условий, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. Если вы часто ездите по городским улицам с частыми остановками и стартами, вам потребуется жидкость, обладающая хорошими характеристиками в условиях высоких температур и частых торможений. В то время как для поездок по трассе, где тормоза используются реже, можно выбрать менее термостойкую жидкость.

2. Классификация тормозных жидкостей

Тормозные жидкости классифицируются по стандартам DOT (Department of Transportation). Наиболее распространенные классы:

  • DOT 3: Гликолевая жидкость, обладающая хорошими характеристиками для легковых автомобилей. Однако она имеет низкую температуру кипения, что может быть недостатком при интенсивном использовании.
  • DOT 4: Также гликолевая, но с более высокой температурой кипения. Подходит для автомобилей с более мощными тормозами и для спортивных автомобилей.
  • DOT 5: Силиконовая жидкость, не смешивающаяся с водой. Она устойчива к коррозии и имеет высокую температуру кипения, но не рекомендуется для автомобилей с ABS.
  • DOT 5.1: Гликолевая жидкость, которая сочетает в себе преимущества DOT 4 и DOT 5, обеспечивая высокую производительность и защиту от коррозии.

3. Температура кипения

Температура кипения тормозной жидкости — ключевой фактор, который следует учитывать. Чем выше температура кипения, тем лучше жидкость справляется с перегревом. Для спортивных автомобилей и автомобилей, используемых в условиях высоких нагрузок, рекомендуется выбирать жидкости с температурой кипения выше 230°C.

4. Совместимость с системой автомобиля

Перед выбором тормозной жидкости обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего автомобиля. Некоторые системы тормозов могут быть несовместимы с определенными типами жидкостей, что может привести к повреждению компонентов тормозной системы.

5. Условия климата

Климатические условия также играют важную роль в выборе тормозной жидкости. В регионах с высокой влажностью рекомендуется использовать жидкости, которые имеют хорошую влагостойкость, чтобы избежать снижения эффективности тормозов из-за поглощения влаги.

6. Регулярная замена

Независимо от выбранной тормозной жидкости, важно регулярно проверять и заменять ее. Со временем тормозная жидкость может поглощать влагу, что снижает ее эффективность и может привести к коррозии тормозной системы. Рекомендуется менять тормозную жидкость каждые 1-2 года.

В заключение, выбор тормозной жидкости — это не просто вопрос предпочтений, а важный аспект, влияющий на безопасность и производительность вашего автомобиля. Учитывайте условия эксплуатации, характеристики жидкости и рекомендации производителя, чтобы обеспечить надежную работу тормозной системы в любых ситуациях.

Вопрос-ответ

Какие существуют виды тормозных жидкостей?

Существуют несколько основных видов тормозных жидкостей, классифицируемых по стандартам DOT (Department of Transportation): DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. DOT 3 и DOT 4 — это гликолевые жидкости, которые имеют разные температуры кипения, где DOT 4 обладает более высокой температурой. DOT 5 — это силиконовая жидкость, которая не смешивается с водой и используется в специфических условиях, например, в военной технике. DOT 5.1 также является гликолевой жидкостью, но с характеристиками, схожими с DOT 4, и предназначена для высоких температур.

Сколько существует различных типов тормозной жидкости?

Существует несколько различных типов тормозных жидкостей, но их можно разделить на две категории: на основе гликоля и на основе силикона. К гликолевым тормозным жидкостям относятся DOT3, DOT4, Super DOT4 и DOT5. DOT5 — это тормозная жидкость на основе силикона.

Чем отличается DOT 4 от DOT 4 class 6?

DOT 4 Class 6 является улучшенной версией DOT 4, особенно в морозостойкости. Вязкость тормозной жидкости DOT 4 класса 6 очень низкая, она хорошо сохраняет текучесть на морозе. Температуры кипения жидкости 6-го класса также выше, чем у обычной DOT 4.

В чём разница тормозной жидкости dot 3 и DOT 4?

Жидкость DOT-4 распространена шире. Она полностью совместима с DOT-3, но при этом имеет более высокие эксплуатационные характеристики: сухая выдержит нагрев минимум до 230 °C, увлажненная — до 155 °C.

Советы

СОВЕТ №1

Перед выбором тормозной жидкости обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего автомобиля. Использование жидкости, соответствующей спецификациям, поможет избежать проблем с тормозной системой и обеспечит ее надежную работу.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на срок годности тормозной жидкости. Даже если она не использовалась, со временем ее свойства могут ухудшаться. Регулярно проверяйте уровень и состояние жидкости, а также меняйте ее в соответствии с рекомендациями производителя.

СОВЕТ №3

Не смешивайте разные виды тормозной жидкости, так как это может привести к снижению эффективности тормозов и повреждению системы. Если необходимо долить жидкость, используйте только ту, которая указана в руководстве пользователя вашего автомобиля.

СОВЕТ №4

При замене тормозной жидкости рекомендуется проводить полную прокачку тормозной системы. Это поможет удалить воздух и загрязнения, что обеспечит более эффективную работу тормозов и повысит вашу безопасность на дороге.

Ссылка на основную публикацию
Похожее