Троение дизельного двигателя — распространенная проблема автовладельцев. Это явление может быть вызвано различными факторами и игнорирование его может привести к серьезным последствиям для работы двигателя и его долговечности. В статье рассмотрим основные причины троения дизельного двигателя как на холодную, так и на горячую, а также рекомендации по диагностике и устранению неисправностей. Понимание этих аспектов поможет своевременно выявить и устранить проблемы, обеспечивая надежную работу автомобиля.
Почему топливо не может воспламениться
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что троение дизельного двигателя может быть вызвано несколькими факторами. Одной из основных причин является неисправность системы впрыска топлива. Неправильная работа форсунок, их загрязнение или износ могут привести к неравномерному распределению топлива, что, в свою очередь, вызывает перебои в работе цилиндров. Также стоит обратить внимание на качество топлива: наличие примесей или воды может негативно сказаться на работе двигателя.
Кроме того, эксперты подчеркивают важность состояния системы зажигания и компрессии. Износ поршневых колец или проблемы с клапанами могут привести к снижению давления в цилиндрах, что также вызывает троение. Наконец, не стоит забывать о необходимости регулярного технического обслуживания, которое позволяет выявить и устранить потенциальные проблемы до того, как они станут серьезными.
Недостаточная компрессия в цилиндре
По мере естественного износа увеличиваются зазоры между деталями цилиндропоршневой группы. Они и являются причиной падения давления в камере сгорания. Точно определить падение компрессии можно при помощи специального манометра. Косвенно о том, что степень сжатия недостаточна, свидетельствует более выраженное троение на холодную и на холостых оборотах. На горячую и на газу, дизельный двигатель при этом троит меньше или перестает троить совсем.
Поскольку цилиндры изнашиваются неравномерно, то и степень сжатия, а следовательно, и температура сжимаемой смеси везде будет разная. По мере нагрева мотора температура всех цилиндров растет. Несмотря на то, что в каждом из них по-прежнему она остается разной, горючее уверенно воспламеняется, и мотор перестает троить.
Известны случаи, когда дизельный двигатель начинал троить после замены прокладки ГБЦ. Дело в том, что цилиндропоршневая группа была сильно изношена, а новая прокладка была немного толще старой. После замены снизилась степень сжатия, и топливовоздушная смесь стала воспламеняться с перебоями.
Симптом | Возможная причина | Способ проверки/устранения |
---|---|---|
Пропуски зажигания в одном или нескольких цилиндрах (неравномерная работа двигателя) | Низкое давление топлива | Проверить давление топлива в топливной рампе манометром. Проверить топливный фильтр, топливный насос высокого давления (ТНВД), форсунки. |
Черный дым из выхлопной трубы | Неисправность форсунки (заливает топливом) | Проверить форсунки на стенде, проверить давление топлива. |
Белый дым из выхлопной трубы | Проблемы с системой смазки (попадание масла в цилиндры) | Проверить уровень масла, компрессию в цилиндрах, состояние поршневых колец и маслосъемных колпачков. |
Снижение мощности двигателя | Засорение воздушного фильтра | Заменить воздушный фильтр. |
Нехарактерный стук в двигателе | Износ или повреждение деталей двигателя (поршни, шатуны, коленвал) | Проверить компрессию, провести эндоскопию цилиндров. |
Троение на холостом ходу | Неисправность датчика положения коленвала (ДПКВ) | Проверить ДПКВ на работоспособность, заменить при необходимости. |
Троение при нагрузке | Неисправность турбокомпрессора | Проверить турбокомпрессор на наличие люфтов и утечек. |
Нестабильная работа двигателя | Засорение топливной системы | Промыть топливную систему. |
Увеличенный расход топлива | Неправильная работа форсунок | Проверить и отрегулировать форсунки. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, почему дизельный двигатель может начать троить:
-
Неисправности в системе впрыска: Одной из основных причин троения дизельного двигателя является неисправность в системе впрыска топлива. Это может быть связано с загрязнением форсунок, неправильной регулировкой давления или повреждением топливного насоса. Поскольку дизельные двигатели работают на принципе самовоспламенения, даже небольшие проблемы с подачей топлива могут привести к неравномерной работе цилиндров.
-
Качество топлива: Дизельное топливо низкого качества или с высоким содержанием воды может вызвать проблемы с сгоранием. Вода в топливе может привести к образованию эмульсии, что затрудняет нормальный процесс сгорания и может вызвать троение. Кроме того, загрязненное топливо может забивать фильтры и форсунки, что также негативно сказывается на работе двигателя.
-
Проблемы с системой зажигания: Хотя дизельные двигатели не используют свечи зажигания в традиционном смысле, они зависят от системы предварительного подогрева (например, свечей накала) для запуска в холодную погоду. Если свечи накала неисправны, это может привести к трудностям при запуске и неравномерной работе двигателя, что также может проявляться в виде троения.
Эти факторы подчеркивают важность регулярного обслуживания и проверки систем дизельного двигателя для предотвращения проблем с его работой.
Неисправная свеча накаливания
Свечи накаливания в дизельных двигателях выполняют две основные функции. Первая — нагрев камеры сгорания, что облегчает воспламенение дизельного топлива и поддерживает высокую температуру до прогрева двигателя. Вторая — улучшение распыления топлива. Когда струя дизтоплива, подаваемая через инжектор, сталкивается со свечой накаливания, она распыляется, что способствует более эффективному смешиванию с воздухом и лучшему сгоранию.
Если свеча накаливания выходит из строя, температура в цилиндре при запуске оказывается недостаточной для воспламенения топливной смеси, и двигатель не запускается. Аналогично, отсутствие напряжения второй ступени накала также приводит к недостаточной температуре в цилиндре. Если нагреваемый стержень свечи обгорает, струя дизтоплива не распыляется должным образом, что ухудшает образование смеси и вызывает перебои в работе двигателя.
Если ваш дизельный двигатель начинает троить на холодную и при запуске, но после прогрева работает нормально, это может указывать на необходимость замены свечей накаливания. Также может наблюдаться дымный выхлоп из-за неполного сгорания топлива.
Почему возникает нехватка топлива в цилиндрах
Неисправные форсунки
Когда ТНВД создает недостаточное давление, инжектор не может эффективно впрыскивать топливо в цилиндры. Это приводит к плохому распылению и неэффективному сгоранию. Иногда насос работает исправно, но форсунки имеют разные характеристики распыления, что вызывает неравномерное распределение топлива между цилиндрами, вибрации и троение двигателя.
Если проблема в инжекторе, его нужно заменить. Однако ТНВД может выдавать недостаточное давление из-за износа или неправильной настройки, что не обеспечит необходимый объем топлива через новые форсунки. В результате двигатель может работать с детонацией, что негативно сказывается на его состоянии. Поэтому при замене форсунок важно проверить работоспособность насоса высокого давления и, при необходимости, произвести его регулировку, ремонт или замену.
Опережение впрыска
Совершенно ясно, что чем дольше рабочая смесь будет находиться в камере сгорания, тем лучше она нагреется, и тем больше у нее шансов полностью сгореть, даже при условии недостаточного распыления. Проблема в том, что слишком ранний впрыск приводит к ускоренному износу силового агрегата, хотя при этом возрастает мощность и уменьшается дымность.
Многие автопроизводители оснащают ТНВД прогревными устройствами. Эти устройства повышают обороты двигателя на холодную и делают впрыск более ранним. После прогрева обороты коленвала падают до нормальных, а опережение уменьшается до стандартного значения на конкретном силовом агрегате при конкретных оборотах.
На газу, для того, чтобы топливо успело полностью сгореть, необходимо увеличить опережение впрыска. Регулируется опережение давлением дизтоплива в корпусе ТНВД. По мере износа насоса высокого давления, опережение впрыска перестает соответствовать оборотам коленвала, в результате двигатель троит. Причины неправильного опережения впрыска кроются в износе самого ТНВД, износе его привода (например, из-за вытянутого ремня), а также виной может быть редукционный клапан или забитый топливный фильтр в сливном трубопроводе.
В зависимости от причины, опережение впрыска нарушается либо в каком-то определенном диапазоне оборотов (например, на холостых), либо во всех режимах работы мотора. Нередки случаи, когда на холостых оборотах двигатель работает ровно, но стоит увеличить их до 1500-2000, и он троит, при этом одна и та же картина наблюдается и на холодную, и на горячую.
Обычно дизельный двигатель троит из-за недостаточного опережения впрыска. Его можно отрегулировать вручную путем поворота ТНВД. Эта процедура аналогична повороту трамблера на бензиновом двигателе, чтобы изменить угол опережения зажигания.
По мере увеличения опережения впрыска, двигатель на холодную все еще троит, а на горячую проблема исчезает. Как было сказано выше, бесконечно увеличивать опережение впрыска нельзя, поскольку это губительно для дизеля, поэтому лучше повернуть ТНВД так, чтобы на холодную двигатель немного потряхивало, тогда на горячую он будет работать совершенно ровно и на холостых оборотах, и на газу.
Засорение топливного фильтра
Засорение топливного фильтра является одной из наиболее распространенных причин, по которым дизельный двигатель может начать троить. Топливный фильтр выполняет важную функцию, очищая топливо от загрязнений, таких как частицы грязи, ржавчина и другие примеси, которые могут попасть в систему. Если фильтр забивается, это приводит к снижению потока топлива к форсункам, что, в свою очередь, может вызвать неравномерную работу двигателя.
Когда топливный фильтр засорен, давление в системе подачи топлива снижается. Это может привести к тому, что форсунки не получают достаточное количество топлива для нормальной работы, что вызывает перебои в сгорании. В результате двигатель начинает троить, особенно на холостом ходу или при резком ускорении. Важно отметить, что троение может проявляться не только в виде потери мощности, но и в виде увеличения расхода топлива и повышенного выброса вредных веществ в атмосферу.
Симптомы засорения топливного фильтра могут включать:
- Проблемы с запуском двигателя, особенно в холодное время года;
- Нестабильная работа на холостом ходу;
- Потеря мощности при ускорении;
- Увеличение расхода топлива;
- Дымление из выхлопной трубы.
Чтобы избежать проблем, связанных с засорением топливного фильтра, рекомендуется регулярно проверять и заменять его в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля. Обычно замена фильтра должна производиться каждые 15-30 тысяч километров пробега, но этот интервал может варьироваться в зависимости от качества топлива и условий эксплуатации автомобиля.
Если вы заметили признаки троения двигателя, первым делом стоит проверить состояние топливного фильтра. Если он загрязнен, его замена может существенно улучшить работу двигателя и устранить проблему. Важно также обратить внимание на качество используемого топлива, так как низкокачественное топливо может содержать больше примесей, что ускоряет засорение фильтра.
Вопрос-ответ
Каковы причины троения дизельного двигателя?
Основные причины троения двигателя. К этому приводит естественный износ, ведь со временем компрессионные кольца и другие компоненты изнашиваются, ослабляя “сжатие” в цилиндре. А также спровоцировать может неправильная установка ГБЦ: после ремонта новая прокладка может изменить степень сжатия, “сбивая” работу двигателя.
Как определить причину троения двигателя?
Если же двигатель троит на горячую, значит, причина в другом. Проще всего понять, что причина троения в пробое высоковольтных проводов либо конденсатора — провести их визуальный осмотр в темноте, когда ДВС будет заведен. Если есть пробой, вы увидите искры. Решение — устанавливаем новые провода и конденсатор.
Почему дизель работает рывками?
Если дизель дергается на холостых оборотах, то чаще всего причинами этого бывают: недостаточная компрессия по причине прогорания прокладки блока цилиндров, износа поршневой группы или клапанов, подсоса воздуха и т. д.
Почему трясёт дизельный двигатель?
Некоторая вибрация холодного двигателя на холостом ходу (обычно сильнее всего она передается на рулевое колесо) является абсолютной нормой. Это связано с неполным сгоранием топлива в холодных цилиндрах, неоптимальных зазорах между холодными и не успевшими расшириться до нормальных размеров движущимися деталями.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте систему подачи топлива. Часто причиной троения дизельного двигателя является недостаток топлива или его загрязнение. Убедитесь, что топливный фильтр чистый, а насос работает исправно. Регулярная замена фильтров поможет избежать многих проблем.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на состояние свечей накала. Если свечи накала не работают должным образом, это может привести к плохому запуску и троению двигателя. Проверьте их исправность и замените при необходимости.
СОВЕТ №3
Проверьте систему впрыска. Неправильная работа форсунок может вызвать неравномерное сгорание топлива, что приводит к троению. Регулярная диагностика и чистка форсунок помогут поддерживать двигатель в хорошем состоянии.
СОВЕТ №4
Не забывайте о регулярном техническом обслуживании. Периодическая проверка всех систем двигателя, включая систему охлаждения и выхлопа, поможет выявить и устранить проблемы до того, как они приведут к серьезным неисправностям.