Замена трансмиссионного масла в автоматических (АКПП) и механических (МКПП) коробках передач — ключевая процедура, влияющая на долговечность и эффективность автомобиля. В статье рассмотрим необходимость замены масла в разных типах трансмиссий и рекомендуемые интервалы, что поможет владельцам избежать поломок и продлить срок службы трансмиссии. Правильное обслуживание трансмиссионной системы обеспечивает надежность и безопасность на дороге.
Надо ли менять
В статье рассмотрим процесс замены масла в автоматических (АКПП) и механических (МКПП) трансмиссиях. К автоматическим коробкам относятся классические АКПП, вариаторы и другие виды.
Существует распространенный вопрос о необходимости замены масла в автоматической коробке, в то время как аналогичный вопрос о трансмиссионном масле в механической коробке почти не возникает. Это создает впечатление, что автоматическая трансмиссия требует особого подхода, а замена масла ATF в ней воспринимается как несущественная.
ATF (жидкость для автоматических трансмиссий) — высококачественное масло, отличающееся текучестью по сравнению с трансмиссионным маслом для механических коробок. Оно не подлежит классификации по стандартам SAE.
К ATF предъявляются строгие требования:
- совместимость с материалами автоматических коробок;
- сохранение текучести при экстремальных температурах;
- устойчивость к вспениванию и коррозии.
Миф о том, что масло в автоматических коробках не требует замены, возник благодаря производителям автомобилей с АКПП.
В их документации часто указывается, что ATF заливается на весь срок службы трансмиссии. Однако этот срок относителен: по мнению европейских производителей, он составляет около 100-150 тысяч километров пробега или 3-5 лет эксплуатации.
Для нашей страны автомобиль с пробегом в 100 тысяч километров все еще считается новым, а многие подержанные иномарки начинают свой путь с такими показателями и могут эксплуатироваться гораздо дольше.
Некоторые считают, что продукты износа деталей АКПП (например, фрикционные накладки) — это полезные отложения. В результате возникает мнение, что замена масла в автоматической коробке — вредная практика. Но действительно ли эксплуатация нового автомобиля с автоматической коробкой может быть вредной? В новой АКПП отсутствуют какие-либо полезные отложения.
Эксперты в области автомобильной техники единодушны в том, что регулярная замена трансмиссионного масла является ключевым аспектом обслуживания как автоматических, так и механических коробок передач. В случае автоматических трансмиссий, старое масло теряет свои смазывающие свойства, что может привести к перегреву и преждевременному износу деталей. Специалисты рекомендуют проводить замену каждые 60-80 тысяч километров, в зависимости от условий эксплуатации.
Что касается механических коробок, то здесь также важно следить за состоянием масла. Хотя замена может потребоваться реже, загрязненное масло может вызвать проблемы с переключением передач и увеличить износ сцепления. Эксперты советуют проверять уровень и состояние масла не реже одного раза в год. В обоих случаях своевременная замена трансмиссионного масла способствует продлению срока службы автомобиля и улучшению его эксплуатационных характеристик.
Как часто менять
Теперь, когда вопрос относительно необходимости процедуры решен, поговорим о том, как часто менять масло в АКПП.
Если нет прямой рекомендации производителя относительно частоты, это следует делать каждые 50-70 тысяч пробега.
Почему у ATF такой долгий срок службы:
- Отсутствуют продукты сгорания, как в случае с моторным маслом.
- Нет расхода на угар.
Но это не отменяет необходимость контролировать уровень жидкости и ее состояние. Делайте это каждые 10 тысяч километров, при недостатке ее нужно долить, если она помутнела или загустела – пришла пора подумать о замене.
Тип трансмиссии | Периодичность замены масла (км) | Рекомендуемое масло |
---|---|---|
Автоматическая (традиционная) | 60 000 – 80 000 | DEXRON VI, ATF+4 (зависит от марки и модели автомобиля) |
Автоматическая (роботизированная) | 60 000 – 100 000 | (Указано в руководстве по эксплуатации) |
Механическая | 80 000 – 100 000 | 75W-90, 80W-90 (зависит от марки и модели автомобиля) |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о замене трансмиссионного масла в автоматических и механических коробках передач:
-
Разные интервалы замены: В автоматических трансмиссиях замена масла может потребоваться чаще, чем в механических. Многие производители рекомендуют замену масла в автоматах каждые 30,000-60,000 миль (48,000-96,000 км), в то время как для механических коробок передач этот интервал может составлять 60,000-100,000 миль (96,000-160,000 км) или даже больше, в зависимости от условий эксплуатации.
-
Тип масла имеет значение: В автоматических трансмиссиях используется специальное трансмиссионное масло (ATF), которое обладает уникальными свойствами, такими как высокая температура кипения и хорошая текучесть при низких температурах. В механических коробках передач обычно используется моторное масло или трансмиссионное масло с другими характеристиками. Неправильный выбор масла может привести к серьезным повреждениям трансмиссии.
-
Состояние масла говорит о здоровье трансмиссии: Цвет и запах трансмиссионного масла могут дать много информации о состоянии коробки передач. Например, если масло темное и имеет жженый запах, это может указывать на перегрев и износ внутренних компонентов трансмиссии. Регулярная проверка состояния масла может помочь выявить проблемы на ранней стадии и избежать дорогостоящего ремонта.
Замена масла в коробке автомат
Существуют три варианта замены масла в автоматической коробке передач:
- частичная замена;
- полная замена, выполняемая самостоятельно;
- аппаратная замена в сервисном центре.
Каждый метод имеет свои плюсы и минусы, которые мы рассмотрим. Для выполнения любой процедуры потребуется яма или подъемник для удобного доступа к нижней части автомобиля.
Частичная замена
Необходимо открутить сливную пробку на картере АКПП и дать стечь маслу. После этого снять поддон, промыть его и магнит (если таковой имеется), от полезных отложений, и обязательно заменить фильтрующий элемент. Такой способ позволяет заменить до 30-40% от общего объема жидкости, и добиться осветления ATF.
Конечно в данном случае речь не идет о полноценной замене, поскольку в гидротрансформаторе и радиаторе остается старое масло.
Можно повторить процедуру несколько раз, проезжая между каждой примерно 100 км, это позволит смешаться новому и старому маслам. Если вы планируете поступить именно так, то промывку поддона и смену фильтра оставьте на последний этап.
- Плюсы: небольшие расходы на замену.
- Минусы: заменой можно назвать условно, это скорее осветление жидкости, для успокоения владельца.
Полная замена
Полная замена масла в автоматической коробке передач (АКПП) включает слив жидкости не только из картера, но и из гидротрансформатора, или “бублика”.
Бублик — элемент автоматической трансмиссии, включая вариаторы, который передает крутящий момент с помощью потоков жидкости. До 2000 года многие конструкции бубликов имели сливное отверстие, что упрощало замену трансмиссионной жидкости (ATF).
Если в вашем гидротрансформаторе есть сливное отверстие, после откручивания поддона картера выкрутите болт бублика и дождитесь полного слива жидкости. Если болта нет, воспользуйтесь следующим методом.
После слива старого масла и замены фильтра установите поддон обратно. Залейте свежую жидкость до нужного уровня. Затем отсоедините маслоотводящие трубки от радиатора и запустите двигатель. Жидкость начнет вытекать из шлангов. Как только цвет масла станет свежим, заглушите мотор и верните трубки на место. Затем снова залейте ATF в объем, равный вытекшему.
Автовладельцы, опасающиеся повреждений от работы коробки без масла, могут использовать метод без запуска двигателя. Для этого понадобится компрессор.
Все действия выполняются в том же порядке, но вместо запуска двигателя продувайте систему через трубку “обратки”. Воздух вытесняет старое масло из другой трубки. Будьте осторожны, так как масло может выходить под давлением. Как только начнет вытекать свежее масло, завершите процедуру и долейте ATF.
После нескольких километров проверьте уровень жидкости и при необходимости добавьте.
- Плюсы: практически полная замена масла.
- Минусы: значительные затраты на масло.
https://youtube.com/watch?v=-rY457oQcto
С помощью аппарата для замены масла
Самый дорогостоящий метод замены в коробке автомат – аппаратный, обычно его называют методом продавливания (вытеснения). Специализирующие на данной услуге автосервисы, имеют в своем распоряжении аппарат для замены масла в АКПП. Установка подключается к системе, и поддерживая рабочее давление в ней, она постепенно вытеснит старую ATF из коробки.
Бытует мнение, что метод вытеснения имеет существенный недостаток. Якобы, в этом случае нарушается штатный маршрут движения жидкости в самой коробке и бублике, и отложения могут засорить клапана и каналы. Насколько эти опасения обоснованы судить сложно.
- Плюсы: вам ничего не нужно делать своими руками.
- Минусы: масло при таком способе необходимо в большом количестве, до 30 литров, а это серьезные расходы.
Замена масла в МКПП
Зачем менять
Масло в механике меняется для того, чтобы удалить продукты отработки из коробки, к тому же со временем оно теряет свои рабочие характеристики.
Интервалы замены трансмиссионного масла в механике составляет 40-50 тысяч пробега.
Какое выбрать
При выборе масла учитывайте рекомендации производителя по SAE (вязкость) и API (эксплуатационные характеристики). Вязкость влияет на запуск двигателя и переключение передач в холодную погоду, пока масло не нагреется. Второй параметр также важен.
Для спирально-конических передач подходят масла категории GL-3, а гипоидные передачи требуют масел не ниже GL-5 из-за специальных противозадирных добавок.
Как поменять
В механической коробке передач произвести замену значительно проще — большинство коробок оснащаются сливным отверстием.
Не забудьте извлечь щуп перед тем как слить старое масло, так оно будет стекать значительно быстрее.
После этого верните сливную пробку на место и залейте свежее масло до необходимого уровня. На большинстве коробок доступ к заливной горловине (отверстие для щупа) затруднен. Для запрессовки масла в механическую коробку продаются специальные шприцы, но значительно проще изготовить устройство самостоятельно. К обычной воронке прикрепить кусок шланга подходящего диаметра и длины.
Сложнее с заменой в коробках, на которых не предусмотрено сливное отверстие.
Любители поспорить о том, что отсутствие слива говорит о вечной коробке, рекомендуем вернуться к началу статьи и прочитать о том, что означает выражение «на весь срок службы» и почему любое надо менять.
На некоторых коробках имеется поддон картера, например Chevrolet Lacetti, можно слить масло открутив его. При отсутствии такового, откачивают масло через контрольное отверстие с помощью шприца, или самодельной конструкции вроде этой.
Практически в любом автосервисе вам смогут предложить вакуумную замену. Это самый быстрый и удобный способ.
Итог
Замена масла в трансмиссии — важная процедура для долговечной и экономичной эксплуатации автомобиля.
Менять масло рекомендуется каждые 50-70 тысяч километров. Если вы купили новый автомобиль и планируете продать его через 2-3 года, этот вопрос вас не должен беспокоить, так как износ в основном затронет следующих владельцев.
Советы по выбору масла
Тип масла
При выборе трансмиссионного масла важно учитывать тип коробки передач вашего автомобиля. Для автоматических трансмиссий (АКПП) необходимо использовать специальные жидкости, такие как ATF (Automatic Transmission Fluid), которые обеспечивают оптимальную работу системы. Для механических трансмиссий чаще всего применяются масла с обозначением GL-4 или GL-5, которые отличаются по вязкости и составу.
Спецификации производителя
Каждый производитель автомобилей рекомендует определенные спецификации масел для своих моделей. Перед покупкой масла обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя вашего автомобиля. В нем указаны необходимые характеристики, такие как вязкость, тип и допуски, которые должны соответствовать требованиям вашего автомобиля.
Вязкость масла
Вязкость трансмиссионного масла играет ключевую роль в его работе. Она обозначается двумя числами, например, 75W-90. Первое число указывает на вязкость при низких температурах, а второе — при высоких. Для холодного климата рекомендуется выбирать масла с более низким первым числом, чтобы обеспечить легкий запуск и работу трансмиссии в условиях низких температур.
Синтетические и минеральные масла
Синтетические масла, как правило, обладают лучшими эксплуатационными характеристиками по сравнению с минеральными. Они обеспечивают более стабильную работу трансмиссии при высоких температурах, лучше защищают от износа и имеют более длительный срок службы. Однако синтетические масла могут быть дороже. Минеральные масла, в свою очередь, могут быть более доступными, но их замена потребуется чаще.
Добавки и присадки
Некоторые трансмиссионные масла содержат специальные добавки, которые улучшают их характеристики. Например, присадки могут улучшать защиту от износа, предотвращать образование пены и обеспечивать стабильность вязкости. При выборе масла стоит обратить внимание на наличие таких добавок, так как они могут значительно повысить эффективность работы трансмиссии.
Репутация бренда
Выбор масла от известного и проверенного производителя также имеет значение. Бренды с хорошей репутацией, такие как Mobil, Castrol, Shell и другие, часто предлагают более качественные продукты, прошедшие множество тестов и соответствующие международным стандартам. Не стоит экономить на трансмиссионном масле, так как это может привести к серьезным проблемам с коробкой передач.
Проверка масла
Перед покупкой масла рекомендуется проверить его на наличие осадка, взвесей и других загрязнений. Качественное масло должно быть прозрачным и однородным. Также стоит обратить внимание на срок годности и условия хранения, так как неправильное хранение может негативно сказаться на свойствах масла.
Вопрос-ответ
Почему не рекомендуется делать полную замену масла в АКПП?
Полная замена. Вся процедура происходит за один сеанс, и использовать ее лучше для автомобилей с пробегом до 100 тысяч км. Дело в том, что в ходе полной замены может подняться весь осадок в виде мелкого металлического мусора, засорив гидроблок и соленоиды.
Почему делают частичную замену масла в коробке?
Коробка начинает переключаться с рывками, шумит и пробуксовывает. На этом этапе возможна частичная замена масла АКПП. Такой способ позволяет восстановить свойства коробки и удалить из нее грязь. При этом процесс замены, в отличие от полной, довольно прост и недорог.
Как заменить масло в коробке передач частично?
Для проведения частичной замены выкручивают сливную пробку в картере коробки передач. При этом сливается только та часть масла, которая способна самостоятельно вытечь. Заливать надо объем, соответствующий вытекшему, или больше, проверяя при этом уровень щупом. Обычно заменяется от 30 до 40 процентов масла.
Советы
СОВЕТ №1
Перед заменой трансмиссионного масла обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего автомобиля. В руководстве пользователя обычно указаны тип масла, объем и интервалы замены, что поможет избежать ошибок и продлить срок службы трансмиссии.
СОВЕТ №2
При замене масла в автоматической коробке передач используйте только оригинальные или высококачественные аналоги трансмиссионного масла. Некачественное масло может привести к ухудшению работы трансмиссии и даже к ее поломке.
СОВЕТ №3
Не забывайте о необходимости замены фильтра трансмиссии при замене масла. Загрязненный фильтр может снизить эффективность работы коробки передач и привести к перегреву масла, что негативно скажется на ее работе.
СОВЕТ №4
Если вы не уверены в своих силах или не имеете необходимого оборудования, лучше обратиться к профессионалам. Неправильная замена масла может привести к серьезным проблемам, поэтому лучше доверить эту работу опытным механикам.