Вариатор — бесступенчатая коробка передач, обеспечивающая плавное изменение передаточного числа, что улучшает динамику автомобиля и повышает топливную эффективность. В статье рассмотрим виды вариаторных коробок передач, их принцип работы и правила использования. Это поможет лучше понять функционирование этого элемента трансмиссии. Знание особенностей вариаторов позволит сделать осознанный выбор при покупке автомобиля и правильно его эксплуатировать, что повысит комфорт и безопасность вождения.
Введение
Ступенчатая трансмиссия имеет недостаток — переходные режимы, которые могут вызывать сбои. Также такая система требует от водителя высоких навыков управления. Установкой вариаторной коробки передач можно упростить процесс вождения.
Вариаторы обозначаются аббревиатурой CVT — Continuously Variable Transmission (непрерывная передача).
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что вариаторные коробки передач (CVT) становятся все более популярными благодаря своей способности обеспечивать плавное и эффективное переключение передач. Существует несколько видов вариаторов, включая ременные и цепные, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества. Принцип работы вариатора основан на изменении диаметра шкивов, что позволяет бесступенчато регулировать передаточное отношение. Это обеспечивает оптимальную мощность и экономию топлива. Однако специалисты подчеркивают, что для достижения максимальной эффективности важно соблюдать правила эксплуатации, такие как регулярное обслуживание и использование рекомендованных трансмиссионных жидкостей. Неправильное использование вариатора может привести к его быстрому износу и снижению производительности.
Принцип работы вариаторной коробки передач
Внешне вам не удастся отличить автомобиль с вариаторной коробкой передач. Все как на любом автомате: две педали и рычаг переключения режимов трансмиссии. Но сев за руль, вы сразу отметите плавность смены передач. При наборе автомобилем скорости, а также при торможении, вариатор последовательно меняет передаточное число, без участия водителя и имеет бесчисленное количество коэффициентов.
Если коробка автомат переключается между 1-2-3, то на вариаторе это может быть 0.7, 1.4, 2.3 и так далее, отсюда отсутствие резких толчков при движении на вариаторе.
Изначально, само по себе устройство CVT коробки не сложное — два шкива, ведущий (соединен с двигателем) и ведомый (соединен с колесами), между ними протянут ремень. Но по мере эксплуатации вариаторов, как и любого другого узла, выявляются определенные недостатки и нюансы. В результате накопления знаний, производители дорабатывают механизмы, добавляют блоки и дополнительные элементы.
Современный вариатор — это уже не два шкива, а слаженная работа отдельных элементов под управлением программного обеспечения. Гидротрансформатор, степ-мотор, соленоиды-регуляторы, ремни и цепи сложной конструкции, продуманная система смазки и охлаждения.
Например, широкий диапазон передаточных чисел в вариаторе обеспечивает устройство под названием step motor (шаговый двигатель). Получая команду от электронной системы управления, шаговый двигатель по средствам давления рабочей жидкости сдвигает, либо раздвигает конусы ведущего шкива, меняя коэффициент.
Конусы же ведомого шкива сдвигаются и раздвигаются под действием ремня/цепи. В коробках разных поколений, роль шагового двигателя могут брать на себя соленоиды-регуляторы.
По конструкции можно разделить бесступенчатые коробки на несколько типов:
- Конусные;
- Клиноременные и цепные;
- Тороидальные;
- Зубчатые.
В автомобилестроении широкое применение получили клиноременные и цепные вариаторы со шкивами изменяемого диаметра. Тороидальные и зубчатые, в виду сложности конструкции и других нерешенных проблем, если и применялись, то скорее в качестве экспериментов.
Впервые вариатор был применен на легковой машине DAF 600, представленной в 1958 году на Амстердамском автосалоне. Бесступенчатая трансмиссия получила название DAF Variomatic. За 4 года (1959-1963), был выпущен в общей сложности 30591 автомобиль.
Поскольку объем двигателя у DAF 600 был всего лишь 590 куб. см, с мощностью 19 л. с., клиноременный вариатор DAF Variomatic показал себя более чем успешно. За необычную по тем временам систему привода, DAF 600 шутливо называли «автомобилем на подтяжках».
Вид вариатора | Принцип работы | Правила использования |
---|---|---|
Клиноременный | Передача крутящего момента осуществляется с помощью клиноременной передачи, изменяющей передаточное отношение за счет изменения расстояния между шкивами. | Избегать резких ускорений и торможений. Регулярно проверять состояние ремня. Не допускать перегрузки. Своевременно менять масло. |
Тороидальный (вариатор с изменяемой геометрией) | Передача крутящего момента осуществляется за счет изменения геометрии тороидальных роликов, которые изменяют передаточное отношение. | Мягкое управление педалью акселератора. Избегать работы на максимальных нагрузках длительное время. Своевременное техническое обслуживание. |
Цепной | Передача крутящего момента осуществляется с помощью цепи, которая перемещается по коническим шкивам, изменяющим передаточное отношение. | Избегать пробуксовки цепи. Регулярно проверять натяжение цепи. Не допускать попадания грязи и влаги. Своевременная замена цепи. |
Гидромеханический (вариатор с гидротрансформатором) | Сочетает гидротрансформатор и планетарную коробку передач. Гидротрансформатор обеспечивает плавное изменение передаточного отношения, а планетарная коробка передач – фиксированные передачи. | Плавное управление педалью акселератора. Избегать длительной работы на высоких оборотах двигателя при малой нагрузке. Регулярная замена масла в гидротрансформаторе. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о вариаторных коробках передач:
-
Принцип работы: Вариаторные коробки передач (CVT) используют систему шкивов и ремней или цепей для бесступенчатой передачи мощности от двигателя к колесам. Это позволяет двигателю работать в оптимальном диапазоне оборотов, что улучшает топливную эффективность и динамику разгона. В отличие от традиционных автоматических или механических коробок, CVT не имеет фиксированных передач, что обеспечивает плавное изменение передаточного отношения.
-
Разнообразие конструкций: Существует несколько типов вариаторов, включая гидравлические, механические и электронные. Например, гидравлические вариаторы используют жидкость для передачи мощности, тогда как механические вариаторы могут использовать систему шкивов с изменяемым диаметром. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки, что делает их подходящими для различных условий эксплуатации.
-
Правила использования: При эксплуатации автомобилей с вариаторной коробкой передач важно избегать резких ускорений и торможений, так как это может привести к быстрому износу ремня или цепи. Также рекомендуется периодически проверять уровень и состояние трансмиссионной жидкости, так как она играет ключевую роль в работе вариатора. Правильное обслуживание и соблюдение рекомендаций производителя помогут продлить срок службы вариаторной коробки.
Виды вариаторов
Конусные вариаторы
Два конуса, направленные сужающимися участками в разные стороны, соединенные между собой ремнем. Самый примитивный тип таких вариаторов применялся на мельницах в 19 веке. Значительно позже подобные механизмы стали применять на станках. Существует большое количество конусных вариаторов: фрикционные и с промежуточными звеньями, планетарные, ВЕБО и другие, каждый нашел применение в той или иной сфере.
Тороидальные вариаторы
По принципу работы эти устройства являются фрикционными вариаторами, передающими мощность за счет трения. Попытки внедрить такие трансмиссии в автомобилестроение не увенчались успехом по нескольким причинам. Примером служит вариатор Extroid CVT от Jatco, установленный на Nissan Gloria 1999 года.
Ключевой элемент тороидального вариатора испытывает огромные нагрузки, а давление в зоне контакта роликов и дисков может достигать 10 тонн. Поэтому для их производства используется высокоуглеродистая сталь.
Смазка компонентов осуществляется специальным маслом KTF, стоимость которого может достигать 20 тысяч рублей за 4 литра. Высокая стоимость производства и обслуживания таких вариаторов делает их редкими на данный момент.
Клиноременные вариаторы
Самый распространенный на сегодняшний день тип вариаторов, получивший применение не только в автомобилях, но и в мотоциклах, снегоходах, скутерах.
В клиноременной конструкции присутствуют:
- Блок вариатора со шкивами, соединенными ремнем. За сближение и отдаление конусов, образующих шкивы, отвечают гидравлическое давление, центробежная сила или усилие пружин;
- Фрикционы переднего и заднего хода, необходимые для изменения направления движения;
- Планетарный механизм, отвечающий за включение реверсивного режима;
- Гидравлический блок, обеспечивающий необходимое давление жидкости, ее циркуляцию и подачу в нужные места;
- Электронный блок управления, объединяющий и контролирующий работу всех отдельных механизмов вариатора.
Сам ремень, участвующий в передаче усилий, назвать ремнем можно с большой натяжкой. Это достаточно сложный по конструкции механизм, состоящий из множества конусовидных пластин (до 400 штук), расположенных на лентах.
Цепные вариаторы
Это новый этап в развитии вариаторов, где ремень заменен на цепь для повышения долговечности. Конструкция цепи сложная: она состоит из прочных пластин, расположенных в шахматном порядке. При соблюдении правил эксплуатации цепь служит значительно дольше и обеспечивает более эффективную передачу крутящего момента через торцевую поверхность.
Правила и особенности эксплуатации вариатора
Бытует мнение, что вариатор — не самый надежный тип трансмиссии, и срок его эксплуатации, в лучшем случае, отграничен 100-150 тысячами пробега. Правда как всегда где-то посередине, и при правильной и бережной эксплуатации, коробка может проходить значительно дольше.
Соблюдая ряд правил, можно не волноваться о том, что придется делать дорогостоящий ремонт, или полностью менять вариатор.
Своевременно меняйте масло в вариаторе, очень многое в его работе зависит от чистоты и качества масла. Оно выполняет сразу несколько важных функций, среди которых:
- Создание тончайшей защитной пленки в местах трения металлов;
- Охлаждение вариатора;
- Обеспечение правильной работы за счет давления жидкости.
Если масло пригорело, засорилось продуктами выработки – оно перестает выполнять возложенные на него задачи, что приведет к нарушению работы коробки, к быстрому износу и поломке.
Поскольку в разные годы, на разные рынки, на одни и те же автомобили, производители могли ставить различные версии CVT, лучше искать информацию по типу вашей коробки, а не марки машины.
Правильней всего будет посмотреть информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля. Но если его нет, в таблице вы найдете данные о том, какое масло используется и как часто следует его менять.
Таблица масел и частота замены
Модель CVT | Тип масла | Объем (л) | Период замены (км) |
---|---|---|---|
XA-10LN | Toyota CVT FLUID TC/FE | 6,7 | 60 000 |
XA-11LN | Toyota CVT FLUID TC/FE | 6,8 | 80 000 |
XA-15LN | Toyota CVT FLUID TC/FE | 6,7 | 75 000 |
XB-20LN | Toyota CVT FLUID TC/FE | 6,8 | 70 000 |
RE0F05A | Nissan AT-Matic D Fluid N-CVT | 3,2 | 50 000 |
RE0F06A | Nissan CVT Fluid NS-1 | 8,1 | 60 000 |
F1C1 | Nissan CVT Fluid NS-1 | 7,6 | 60 000 |
JF009E | Nissan CVT Fluid NS-2 | 8,3 | 60 000 |
JF010E | Nissan CVT NS-2 | 10,6 | 60 000 |
JF011E | Nissan CVT NS-3 | 8,1 | 60 000 |
JF012E | DIA QUEEN ATF SP-III | 8,1 | 70 000 |
JF015E | Nissan CVT NS-3 | 7,2 | 40 000 |
JF016E | Nissan CVT NS-3 | 7,9 | 40 000 |
JF017E | Nissan CVT NS-3 | 8,2 | 50 000 |
JF018E | Nissan CVT NS-3 | 8,9 | 60 000 |
JF019E | Nissan CVT Fluid NS-3 | 10,7 | 90 000 |
JF020E | Nissan CVT Fluid NS-3 | 6,7 | 80 000 |
RE0F21A | Nissan CVT Fluid NS-1 | 5 | 65 000 |
01J | G 052 180 A2 | 7,5 | 50 000 |
0AN | G 052 516 A2 | 7,3 | 55 000 |
0AW | G 052 516 A2 | 7 | 60 000 |
GM VT20E | VTF DEXRON CVT | 6,5 | 60 000 |
GM VT25E | VTF DEXRON CVT | 6,5 | 65 000 |
ZF CFT23 | Ford F-CVT | 8,9 | 50 000 |
ZF CFT30 | Ford F-CVT | 8,9 | 55 000 |
KAPPA CVT | HYUNDAI ATF SP-CVT 1 | 6,9 | 75 000 |
HEV CVT | HYUNDAI-KIA ATF HEV | 6,7 | 75 000 |
MERCEDES 722.8 | MB ATF 28-CVT 236.20 | 6,9 | 60 000 |
PUNCH VT1 | Esso EZL-799 | 7,6 | 60 000 |
PUNCH VT2 | Esso EZL-799 | 8,2 | 65 000 |
TR580 LINEARTRONIC 2 | SUBARU CVT Oil Lineartronic | 12,2 | 70 000 |
TR690 LINEARTRONIC | SUBARU High Torque CVT Fluid | 12,5 | 75 000 |
K110 | Toyota CVT FLUID TC/FE | 8,4 | 60 000 |
K111/K111F | Toyota CVT FLUID TC/FE | 8,7 | 65 000 |
K112/K112F | Toyota CVT FLUID TC/FE | 8,8 | 60 000 |
K114/K114F | Toyota CVT FLUID FE | 8,9 | 70 000 |
Не заменяйте масло на более дешевые аналоги, так как это может привести к проблемам.
Избегайте перегрузки вариатора; этот тип трансмиссии не предназначен для агрессивной езды. Если вы часто ускоряетесь на светофорах, лучше не покупать автомобиль с вариатором, чтобы не столкнуться с коротким сроком службы трансмиссии.
Минимизируйте пробуксовки, избегайте буксировки и прогревайте трансмиссию перед началом движения.
При ремонте не экономьте на запчастях. Использование неоригинальных ремней, цепей или подшипников может привести к серьезным последствиям.
Плюсы и минусы
Таблица автомобилей с CVT
Автомобиль | Годы производства | Модель вариатора |
---|---|---|
Citroen C-Crosser | 2009-2012 | F1CJA, W1CJA |
Citroen C4 Aircross | 2012-2016 | F1CJA, W1CJA |
Dodge Caliber | 2006-2012 | CVT2, CVT2M |
Honda Life | 2003-2012 | JF012E |
Jeep Liberty | 2006-2016 | CVT2, CVT2M |
Jeep Patriot | 2006-2016 | CVT2, CVT2M |
Jeep Compass | 2006-2013 | CVT2M |
Lexus RX 400H | 2005-2010 | P310 |
Lexus HS | 2009-2017 | P311-01A |
Lexus CT 200H | 2011 — | P410-01A |
Lexus RX 450H | 2009-2017 | P313-02A, P313-03A |
Lexus GS 450H | 2011 — | L110-01A |
Lexus LX 600H | 2006-2017 | L110F-02A |
Lexus LC 500H | 2016 — | L310-01A |
Lexus ES 300H | 2012 — | P314-03A |
Lexus NX 300H | 2014 — | P314-02A |
Lexus UX 250H | 2018 — | P711-01A |
Mazda Axela | 2009-2013 | DJ01, DJ02 |
Mazda Demio | 2007-2014 | DJ01, DJ02 |
Mazda Demio | 2011-2014 | DJ20 |
Mitsubishi ASX | 2010-2017 | F1CJA, W1CJA |
Mitsubishi Ek-Wagon | 2013 — | F1CJB, W1CJB |
Mitsubishi Ek-Space | 2014 — | F1CJB, W1CJB |
Mitsubishi Ek-Custom | 2013 — | F1CJB, W1CJB |
Mitsubishi Outlander | 2014-2017 | F1CJC-1-A1Z, W1CJC-1-A1ZA, F1CJC-1-A1Y, W1CJC-1-A1Y,W1CJC-2-A1XA |
Mitsubishi Outlander 2 XL | 2009-2012 | F1CJA, W1CJA |
Mitsubishi Outlander 3 | 2012-2014 | F1CJA, W1CJA |
Mitsubishi Lancer | 2007-2009 | F1CJA |
Mitsubishi Mirage | 2012 — | F1CJB, W1CJB |
Nissan AD | 2013-2016 | RE0F11A |
Nissan Altima | 2006-2012 | RE0F09B |
Nissan Dayz | 2013 — | RE0F11A |
Nissan Dayz Roox | 2014 — | RE0F11A |
Nissan Elgrand | 2010-2013 | RE0F09A |
Nissan Cube | 2010 — | RE0F11A |
Nissan Juke | 2010 — | RE0F11A |
Nissan Juke | 2011-2016 | RE0F10A |
Nissan March | 2010 — | RE0F11A |
Nissan Maxima | 2007-2014 | RE0F09A, RE0F09B |
Nissan Murano | 2002-2016 | RE0F09A, RE0F09B |
Nissan Megane | 2008-2016 | JF010E |
Nissan Note | 2010 — | RE0F11A |
Nissan Presage | 2003-2009 | RE0F09A, RE0F09B |
Nissan Quest | 2010-2016 | RE0F09A |
Nissan Qashqai | 2006-2015 | RE0F10A |
Nissan Qashqai | 2013-2017 | RE0F10D |
Nissan Qashqai | 2014 — | RE0F11A |
Nissan Scenic | 2009-2016 | JF010E |
Nissan Sentra | 2014-2017 | RE0F11A |
Nissan Tiida | 2010 — | RE0F11A |
Nissan Teana | 2003-2014 | RE0F09A |
Nissan Teana | 2008-2015 | RE0F10A |
Nissan Teana | 2014-2017 | RE0F10D |
Nissan X-Trail | 2007-2015 | RE0F10A |
Nissan X-Trail | 2013-2014 | RE0F10D |
Nissan Wingroad | 2016 — | RE0F11A |
Peugeot 4007 | 2007-2014 | F1CJA, W1CJA |
Peugeot 4008 | 2012-2016 | F1CJA, W1CJA |
Renault Fluence | 2010-2016 | FK0 |
Renault Fluence | 2013 — | DK0 |
Renault Latitude | 2011-2014 | FK0 |
Renault Megane | 2007-2016 | FK0 |
Renault Scenic | 2007-2016 | FK0 |
Renault Koleos | 2008-2016 | FK0, FK8 |
Renault Kaptur | 2016 — | DK0 |
Subaru Wagon R | 2006 — | JF012E |
Subaru Stella | 2006 — | JF012E |
Suzuki Alto | 2011 — | JF015E |
Suzuki Alto Lapin | 2013 — | JF015E |
Suzuki Baleno | 2016 — | JF015E |
Suzuki MR Wagon | 2011-2016 | JF015E |
Suzuki Solio | 2011 — | JF015E |
Suzuki Spacia | 2013 — | JF015E |
Suzuki Wagon R | 2010 — | JF015E |
Suzuki Splash | 2008-2014 | XA-10LN |
Suzuki Swift | 2007-2011 | XA-10LN |
Suzuki Swift | 2010 — | JF015E |
Toyota Avensis | 2008-2015 | K111-05A, K311-03A |
Toyota Aqua | 2012 — | P510-01A |
Toyota Auris | 2006-2012 | K310-01A, K310F-02A, K311-01A, K311F-02A |
Toyota Auris | 2012 — | K312-01A |
Toyota Auris | 2015 — | K313-05A, K313-06A |
Toyota Auris | 2012-2018 | K310F-01A, K311-02A |
Toyota Auris Hybrid | 2012 — | P410-01A |
Toyota Alion | 2001-2007 | K110-01A |
Toyota Alion | 2007 — | K310-03A, K311-02A, K311F-03A |
Toyota Alion | 2008-2017 | K111-01A |
Toyota Alphard | 2015 — | K115-01A, K115F-01A |
Toyota Alphard Hybrid | 2003-2008 | P210-02A |
Toyota Alphard Hybrid | 2016 — | P314-03A |
Toyota Avalon Hybrid | 2014 — | P314-02A |
Toyota Avalon Hybrid | 2018 — | P710-02A |
Toyota Blade | 2006-2012 | K112-01A, K112F-02A |
Toyota Belta | 2005-2012 | K410-04A |
Toyota C-HR | 2016 — | K114-03A, K114-04A, P610-03A |
Toyota Camry Hybrid | 2011-2017 | P314-01A, P314-03A |
Toyota Camry Hybrid | 2017 — | P710-03A |
Toyota Corolla | 2012 — | K311-01A, K311-02A |
Toyota Corolla | 2013 — | K313-04A |
Toyota Corolla Rumion | 2007-2015 | K310-01A, K311F-02A |
Toyota Corolla Fielder | 2006-2012 | K310-02A, K310F-02A, K311-01A, K311F-02A |
Toyota Corolla Fielder | 2012 — | K312-03A |
Toyota Corolla Fielder Hybrid | 2013 — | P510-05A |
Toyota Corolla Axio | 2006-2012 | K310-02A, K310F-02A |
Toyota Corolla Axio | 2012 — | K312-03A, K411-01A |
Toyota Corolla IM | 2012 — | K313-06A |
Toyota Corolla Hybrid | 2013 — | P510-05A |
Toyota Corolla Hybrid | 2019 — | P610-01A |
Toyota Crown Hybrid | 2012 — | L210 |
Toyota Estima | 2006 — | K111F-04A, K112-01A, K112F-02A |
Toyota Estima Hybrid | 2001-2006 | P210-01A |
Toyota Estima Hybrid | 2006-2012 | P310-01A |
Toyota Harrier | 2013 — | K114-01A, K114F-01A |
Toyota Harrier Hybrid | 2006-2013 | P312 |
Toyota Harrier Hybrid | 2014-2017 | P314-02A |
Toyota Highlander Hybrid | до 2006 | P310-01A |
Toyota Highlander Hybrid | 2007-2013 | P310-02A |
Toyota Isis | 2004-2009 | K111-02A, K111-06A, K111F-07A, K111F-03A |
Toyota Isis | 2009-2017 | K111-05A, K311-04A, K311F-06A |
Toyota Isis Hybrid | 2011 — | P410 |
Toyota IST | 2007-2016 | K310-01A |
Toyota IQ | 2009-2016 | K41A-01A, K41B-01A |
Toyota Kluger Hybrid | 2005-2007 | P310 |
Toyota Mark X Zio | 2007-2013 | K112F-02A |
Toyota Mirai | 2018 — | Q410-01A |
Toyota Noah | 2004-2007 | K111-02A, K111-03A, K111F-04A |
Toyota Noah | 2007-2013 | K111-01A, K111F-02A |
Toyota Noah | 2014 — | K114-01A |
Toyota Noah Hybrid | 2014 — | P410-03A |
Toyota Opa | 2000-2005 | K110-01A |
Toyota Premio | 2001-2007 | K110-01A |
Toyota Premio | 2007 — | K310-03A, K311-02A, K311F-03A |
Toyota Premio | 2008-2017 | K111-01A |
Toyota Porte | 2012 — | K310F-03A, K312-02A, K411-01A |
Toyota Prius | 1997-2000 | P110-01A |
Toyota Prius | 2000-2003 | P111-01A |
Toyota Prius | 2003-2008 | P112-01A |
Toyota Prius | 2009-2016 | P410-01A |
Toyota Prius | 2016 — | P610-01A |
Toyota Prius Alpha | 2011 — | P410-01A |
Toyota Prius V | 2011 — | P410-01A |
Toyota Prius PHV | 2012-2016 | P410-01A |
Toyota Prius C | 2012 — | P510-01A |
Toyota Probox | 2014 — | K310F-08A, K312-08A, K411-07A |
Toyota RAV4 Japan | 2005 — | K112F-01A |
Toyota RAV4 Russia | 2013 — | K111F-03A, K112F-01A |
Toyota RAV4 | 2014 — | K114F-13A |
Toyota RAV4 Hybrid | 2011-2017 | P314-08A |
Toyota RAV4 Hybrid | 2018 — | P710-02A |
Toyota Ractis | 2005-2010 | K210-02A, K410-05A |
Toyota Ractis | 2012 — | K312-03A |
Toyota Ractis | 2010-2016 | K310F-02A, K411-01A |
Toyota Ractis Verso-S | 2010-2016 | K310-02A |
Toyota Ractis Verso-S | 2012 — | K411-01A |
Toyota Sienta | 2003-2015 | K210-02A |
Toyota Sienta | 2015 — | K312-01A |
Toyota Sienta Hybrid | 2015 — | P510-01A |
Toyota Spade | 2012 — | K310F-03A, K312-02A, K411-01A |
Toyota Succeed | 2014 — | K310F-08A, K312-08A |
Toyota Trezia | 2010-2016 | K310-02A, K411-01A |
Toyota Voxy | 2004-2007 | K111-02A, K111-03A, K111F-04A |
Toyota Voxy | 2007-2013 | K111-01A, K111F-02A |
Toyota Voxy | 2014 — | K114-01A |
Toyota Voxy Hybrid | 2014 — | P410-03A |
Toyota Vanguard | 2008-2014 | K112F-02A |
Toyota Vellfire Hybrid | 2016 — | P314-03A |
Toyota Vitz | 2002-2005 | K210-11A |
Toyota Vitz | 2005-2010 | K210-01A, K410-04A, K410-05A |
Toyota Vitz | 2010 — | K410-01A, K411-02A |
Toyota Vitz | 2010-2018 | K310F-04A |
Toyota Vitz Hybrid | 2017 — | P510 |
Toyota Verso | 2009-2016 | K311-02A |
Toyota Wish | 2003-2009 | K110-01A, K110-02A |
Toyota Wish | 2009-2017 | K111-01A, K311-02A, K313F-03A |
Toyota Yaris Hybrid | 2013 — | P510 |
Производители вариаторов и слабые места моделей
Jatco
Японская компания, производящая автоматические трансмиссии и вариаторы, предлагает три поколения вариаторов Jatco. Многие автопроизводители устанавливают коробки Jatco на свои автомобили, присваивая им уникальные внутренние обозначения.
Например, вариатор JF011E у Nissan имеет код RE0F10A/B/C, у Mitsubishi — W1CJA/F1CJA, у Renault — FK0/FK8, а у Jeep — CVT2/CVT2M. Это может вызывать путаницу у владельцев автомобилей.
RE0F05A (ECVT)
Устанавливалась с начала 90-х на Nissan Micra K11/K11E, March HK11/FHK11, Cube Z10. Слабым местом этой коробки считается электромагнитная муфта сцепления, большинство поломок связано с ней.
JF006E / RE0F05A (ECVT)
В конце 90-х на моделях Nissan Tino, Bluebird Sylphy, Primera, Avenir, Cube Cubic, Rnessa, Wingroad и Serena начали устанавливать вариаторы. У этих трансмиссий распространены следующие неисправности:
- Износ поверхности конусов, вызывающий рывки при перемещении ремня и риск его разрыва.
- Пониженное давление масла, увеличивающее износ компонентов.
- Попадание металлической стружки в подшипники первичного и вторичного валов, что может их повредить.
- Перегрев трансмиссии, ухудшающий характеристики трансмиссионной жидкости. Основные причины — забитый радиатор и защита двигателя, мешающая охлаждению вариатора.
- Использование неоригинальных масел, не соответствующих спецификации NS-1.
F1C1 / W1C1
Вариатор ставили с 2000 до 2012 года на Mitsubishi Colt, Colt Plus, Dion, Dingo, Lancer Cedia, Lancer, Mirage. Достаточно надежная коробка, при условии своевременной замены масла. Слабые места: барабан сцепления и растягивающийся ремень.
JF009E / RE0F08A/B (PCVT, MCVT)
С 2002 по 2014 год вариаторы устанавливались на автомобили Nissan с двигателями до 1.8 литра, включая модели Cube, Note, Tiida, Tiida Latio, Wingroad и Versa. Ремонт таких трансмиссий дорогой, и при серьезных неисправностях выгоднее приобрести контрактный вариатор.
Частые перегазовки могут вызвать растяжение и проскальзывание ремня, а также засорение соленоидов продуктами износа, что приведет к выходу из строя редукционного клапана масляного насоса.
JF010E / RE0F09A/B
С 2002 по 2017 ставился на автомобили с мощными двигателями до 3.5 л. Nissan Altima, Murano, Elgrand, Presage, Quest, Teana, а также на Ranault Megane, Scenic. Ремонтопригодный вариатор с высоким ресурсом, хотя имеет 22 модификации, что доставляет определенные трудности при ремонте и подборе запчастей.
Первые модификации имели ряд серьезных недостатков. Например, низкий ресурс ремня, растяжение происходило еще до 50000 км. Усиленная версия и новая прошивка ЭБУ увеличили срок службы ремня.
Коробка чувствительна к качеству масла, грязное забивает и убивает подшипники, быстро изнашиваются клапана и соленоиды гидроблока. Редукционный клапан масляного насоса начинает клинить.
JF011E / RE0F10A/B/С / W1CJA / F1CJA / FK0/FK8 / CVT2/CVT2M
Наиболее известный вариатор, установленный на более чем миллионе автомобилей, использовался в моделях Nissan: Altima, Juke, Qashqai, Sentra, Teana, X-Trail, Murano и Tiida. Его также можно встретить на Mitsubishi Lancer, Delica D:5 и Outlander, а также на Citroen C4 Aircross, C-Crosser, Peugeot 4007 и 4008. Кроме того, он устанавливался на Dodge Caliber, Jeep Compass и Patriot, а также на Renault Koleos, Megane, Scenic, Fluence, Latitude, Suzuki Kizashi и Samsung SM3.
Наиболее распространенной проблемой является износ подшипников валов, что вызывает гул во время движения. Частой неисправностью является растяжение ремня. При замене рекомендуется использовать усиленный ремень с 12 лентами вместо стандартного. Этот тип трансмиссии, как и другие вариаторы, чувствителен к загрязнению масла и может сталкиваться с проблемами, связанными со степ-мотором.
JF012E / I-CVT / ECVT
Вариатор для внутреннего японского рынка и арабских стран. Nissan Micra, Mazda AZ, Honda Life, Subaru R1/R2, Stella, Pleo, Justy, Fiat Punto/Speedgear, Suzuki Cervo, Lapin, Wagon, Mitsubishi Lancer 9/10, Colt, Dingo.
Из частых проблем – гул подшипников, обрыв корпуса муфты переднего хода.
JF015E / RE0F11A/B / F1CJB / W1CJB / DK0
Еще один вариатор, который с 2010 года устанавливался на Nissan Juke, Qashqai, Cube, Latio, March, Note, Nv200, Sentra и Tiida. Он также использовался в Renault Fluence, Megane, Kaptur и Arkana, а также в Suzuki Alto и Swift. В линейке Mitsubishi его можно встретить на Lancer и Mirage. Вариатор устанавливался и на автомобили Лада, включая Vesta и X-Ray.
Двухступенчатый планетарный редуктор позволил уменьшить размеры конусов и общий вес трансмиссии X-Tronic. Однако вариатор оказался ненадежным. До 2015 года серьезные поломки происходили на пробеге в 30-40 тысяч километров, но после модернизации срок службы коробки значительно увеличился. До обновления слабым местом считалась солнечная шестерня, отвечающая за переключение переднего и заднего хода. Загрязненное масло забивало соленоиды-регуляторы, вызывая рывки в работе трансмиссии.
JF016E / RE0F10D/F / F1CJC / W1CJC / FK25
Вариатор 3-го поколения, серии CVT-8, был представлен в 2012 году в качестве замены легендарному JF011E. В новой модели отказались от степ-мотора в пользу соленоидов-регуляторов. Снизилось давление масла и его рабочая температура. Подрульные лепестки добавили возможность переключения виртуальных передач.
Коробками этой серии комплектовались Nissan Altima, Elgrand, Juke, Murano, Qashqai, Sentra, Serena, Teana, Rogue, X-Trail. Renault Fluence, Megane, Koleos, Arkana, Clio. Suzuki Kizashi и SX4. Mitsubishi ASX, Delica D:5, Eclipse, Outlander.
В первые годы часто выходил из строя гидроблок, повреждение ремнем ведущего конуса. Низкая надежность была у гидротрансформатора, подшипников шкива и их посадочных мест в корпусе.
JF017E / RE0F10E/G/J
Модель JF017E была представлена вместе с JF016E и основана на одной платформе, что обеспечивает множество общих деталей. Однако JF017E предназначена для более мощных бензиновых V6 и дизельных двигателей. Вариатор RE0F10E использует ременную систему, а версия G – цепную.
Эта трансмиссия устанавливалась на Infiniti JX35 и QX60, а также на Renault Koleos и Latitude. Она также применялась в моделях Nissan, включая Altima, Elgrand, Maxima, Murano, Qashqai, Teana, Pathfinder и X-Trail.
К сожалению, трансмиссия унаследовала недостатки 16 серии, а на большинстве автомобилей Infiniti и Nissan неудачное расположение радиатора может приводить к перегреву вариатора.
JF018E / RE0F10F / RE0F03H / F1EKA / F1E1A
Модификация для JF017E для гибридных двигателей. Основное отличие – электромотор RM31 и сухое сцепление вместо гидротрансформатора. У коробки множество модификаций для автомобилей с передним и полным приводом.
Шла на Infiniti QX60, на Nissan Rogue, Serena, Pathfinder, X-Trail, на Mitsubishi Outlander.
Коробка подвержена перегреву. Продукты износа пакета фрикционов забивают редукционный клапан маслонасоса, соленоиды боятся грязного масла.
JF019E / RE0F10H/J
Вариатор 2014 года подходит для гибридных двигателей объемом до 3.5 литров. Эта трансмиссия используется в Nissan Altima и Murano.
JF020E / RE0F12A
Модификация JF015E для небольших автомобилей с двигателем до 1.6 л. Стоит на Nissan Lannia, Versa, Kicks.
RE0F21A (NCVT)
Вариатор extra-lite с максимальным крутящим моментом 130 Нм основан на модели RE0F06A. С 1999 года он устанавливался на Nissan Cube, Micra и компактные модели Fiat, такие как Punto, Albea и Uno.
Этот вариатор отличался надежностью благодаря применению в маломощных автомобилях, но унаследовал некоторые недостатки модели RE0F06A.
Aisin
Aisin производит вариаторы для Toyota, которой принадлежит практически половина акций этой компании. В отличие от Nissan, Toyota более взвешенно подходит к установке вариаторов, и сначала обкатывает их на внутреннем рынке. Например, самый первый вариатор от Aisin K110, с 2000 года устанавливался на 2-х литровую Toyota Opa, а чуть позже на Allion и Wish. Поставлялся только на внутренний японский рынок.
Aisin K110 / Toyota CVT K110 / K111/F / K112/F / K114/F / K115/F
Вариаторы сотой серии предназначены для бензиновых моторов объемом от 2 до 2.4 литра, а модель K115 использовалась на двигателях объемом 2.5 литра. Эта серия отличается разнообразием модификаций и поставлялась как на японский рынок, так и за его пределы. Буква F в названии указывает на полный привод. Вариаторы этой серии легко поддаются ремонту.
Aisin K210 / XA-15LN
Для бензиновых двигателей 1.3 — 1.5 л, с 2002 по 2015 год, в различных модификациях устанавливалась на Toyota Vitz, Ractis, Sienta, Demio, Alexa. Из-за крайне низкой стоимости на вторичном рынке, дешевле купить контрактную коробку, чем ремонтировать старую.
Aisin K310/F / K311/F / K312 / K313/F / XB-20LN
Бензиновые двигатели объемом 1.5, 1.6 и 1.8 литра начали устанавливать с 2006 года и используются до сих пор. Полноприводная версия K313F применяется на Toyota C-HR с турбированным 1.2-литровым двигателем.
Вариаторы трехсотой серии сложно найти на вторичном рынке, а разнообразие модификаций затрудняет их настройку. Эксперты рекомендуют ремонтировать оригинальный вариатор.
Aisin K410 / K411 / K41A/B / XA-10LN
Серия разработана для автомобилей с бензиновыми двигателями 1 – 1.3 литра. Toyota Vitz, Ractis, Belta, Corolla Axio, Probox, Porte. Коробки с индексом K41A и K41B шли с уменьшенным корпусом, для установки в ограниченное подкапотное пространство Toyota IQ. CVT с индексом XA-10LN поставлялись для Suzuki Splash и Swift. Четырехсотые вариаторы боятся перегрева, чувствительны к грязной смазке.
Кроме указанных серий, фирма в разное время выпускала вариаторы планетарного типа для гибридных автомобилей Toyota и Lexus. В этом случае в названии коробки присутствуют литеры L или P (P610, L110, P310 и т.д.). На Toyota Mirai с водородным гибридом шла коробка Q410.
Subaru
В 80-90-х годах Subaru начала устанавливать клиноременные вариаторы на кей-кары, такие как Justy и Pleo, а также на другие модели.
В 2009 году был представлен цепной вариатор Lineartronic TR580, ставший стандартом для большинства моделей Subaru с двигателями до 3.6 литров. Первые автомобили с этим вариатором — Subaru Legacy BR, Outback BM, Exiga, а позже Forester и Levorg.
В 2010 году появился Lineartronic 2 – TR690, укороченная версия TR580 для компактных автомобилей с двигателями до 2 литров, таких как Subaru Impreza и XV.
Основная проблема вариатора — загрязнение гидроблока частицами износа, что может привести к перегреву фрикционов и разрушению подшипника ведущего вала. Буксировка автомобиля с таким вариатором строго запрещена.
Сравнение вариаторных коробок с традиционными автоматическими и механическими трансмиссиями
Вариаторные коробки передач (CVT) представляют собой альтернативу традиционным автоматическим и механическим трансмиссиям, предлагая уникальные преимущества и недостатки. Чтобы понять, как вариаторы соотносятся с другими типами трансмиссий, важно рассмотреть их конструктивные особенности, принцип работы и эксплуатационные характеристики.
Традиционные автоматические коробки передач используют фиксированные передачи, которые переключаются в зависимости от скорости автомобиля и нагрузки на двигатель. Это означает, что при увеличении скорости двигатель может работать на более высоких оборотах, что иногда приводит к резкому изменению мощности и снижению комфорта при вождении. В отличие от этого, вариаторные коробки обеспечивают бесступенчатое изменение передаточного отношения, что позволяет двигателю работать в оптимальном диапазоне оборотов, обеспечивая более плавное ускорение и экономию топлива.
Механические трансмиссии, в свою очередь, требуют от водителя ручного переключения передач, что может быть более увлекательным для опытных автомобилистов, но менее удобно для повседневного использования. Вариаторы, как и автоматические коробки, освобождают водителя от необходимости переключать передачи, однако они делают это более эффективно, позволяя двигателю работать в наиболее подходящем диапазоне оборотов в зависимости от условий движения.
Сравнивая вариаторные коробки с автоматическими, стоит отметить, что последние могут иметь более выраженные «удары» при переключении передач, что может негативно сказываться на комфорте. Вариаторы, напротив, обеспечивают плавное и непрерывное изменение передаточного отношения, что делает поездку более комфортной. Однако, в некоторых случаях, вариаторы могут испытывать трудности при резком ускорении, когда требуется мгновенная мощность, что может привести к задержке реакции.
С точки зрения надежности, традиционные автоматические и механические трансмиссии, как правило, имеют более долгий срок службы при правильном обслуживании. Вариаторы, хотя и становятся все более распространенными, могут быть более чувствительными к перегрузкам и требуют более тщательного ухода. Например, использование неподходящего масла или игнорирование рекомендаций по обслуживанию может привести к преждевременному выходу из строя.
В заключение, выбор между вариаторной, автоматической и механической коробкой передач зависит от предпочтений водителя, условий эксплуатации и требований к автомобилю. Вариаторы предлагают уникальные преимущества в плане плавности хода и экономии топлива, однако могут уступать в надежности и отклике на резкое ускорение по сравнению с традиционными трансмиссиями. Каждый тип трансмиссии имеет свои сильные и слабые стороны, и понимание этих аспектов поможет сделать осознанный выбор при покупке автомобиля.
Вопрос-ответ
Какой принцип работы у вариаторов?
Принцип работы вариатора на автомобиле — плавно передавать крутящий момент от мотора к колесам (или прочим движимым частям, например, винтам) без переключения скоростей. При этом бесступенчатая КПП автоматически меняет трансмиссионное соотношение по определенной программе или вручную.
Каковы правила эксплуатации вариатора?
Правила эксплуатации вариатора включают регулярное обслуживание, такое как замена масла и фильтров, соблюдение рекомендованных производителем интервалов обслуживания, избегание перегрузок и резких ускорений, а также использование только рекомендованных трансмиссионных жидкостей. Важно также следить за состоянием ремня и других компонентов вариатора, а также избегать длительной работы на высоких оборотах без необходимости.
Какие бывают вариаторы?
CVT представлены тремя классами: клиноременными, тороидными, цепными. Понять, чем отличается коробка-вариатор, лучше всего на первом примере. Именно клиноременной тип является наиболее распространенным, многие новые автомобили комплектуются такой трансмиссией.
Что такое вариаторная коробка передач?
Вариаторная коробка передач – это специальная механическая конструкция, предназначенная для передачи усилия двигателя бесступенчатым способом к колесам. Классический вариатор – это два раздвижных шкива, соединённых клиновидным ремнем.
Советы
СОВЕТ №1
Перед покупкой автомобиля с вариаторной коробкой передач, обязательно ознакомьтесь с отзывами владельцев и рейтингами надежности. Это поможет вам выбрать модель, которая зарекомендовала себя как надежная и долговечная.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте уровень и состояние трансмиссионной жидкости. Вариаторные коробки передач чувствительны к качеству масла, поэтому его замена должна проводиться в соответствии с рекомендациями производителя.
СОВЕТ №3
Избегайте резких ускорений и торможений. Вариаторные коробки работают иначе, чем традиционные автоматические, и требуют более плавного стиля вождения для продления срока службы.
СОВЕТ №4
При возникновении любых необычных звуков или проблем с переключением передач, не откладывайте визит к специалисту. Раннее обращение за помощью может предотвратить серьезные поломки и дорогостоящий ремонт.