Россия, Ставрополь, Кулакова проспект
Пн-вс: 08:30—19:00
whatsapp telegram vk email

Виды, принцип работы и правила использования вариаторных коробок передач

Вариатор — бесступенчатая коробка передач, обеспечивающая плавное изменение передаточного числа, что улучшает динамику автомобиля и повышает топливную эффективность. В статье рассмотрим виды вариаторных коробок передач, их принцип работы и правила использования. Это поможет лучше понять функционирование этого элемента трансмиссии. Знание особенностей вариаторов позволит сделать осознанный выбор при покупке автомобиля и правильно его эксплуатировать, что повысит комфорт и безопасность вождения.

Введение

Ступенчатая трансмиссия имеет недостаток — переходные режимы, которые могут вызывать сбои. Также такая система требует от водителя высоких навыков управления. Установкой вариаторной коробки передач можно упростить процесс вождения.

Вариаторы обозначаются аббревиатурой CVT — Continuously Variable Transmission (непрерывная передача).

Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что вариаторные коробки передач (CVT) становятся все более популярными благодаря своей способности обеспечивать плавное и эффективное переключение передач. Существует несколько видов вариаторов, включая ременные и цепные, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества. Принцип работы вариатора основан на изменении диаметра шкивов, что позволяет бесступенчато регулировать передаточное отношение. Это обеспечивает оптимальную мощность и экономию топлива. Однако специалисты подчеркивают, что для достижения максимальной эффективности важно соблюдать правила эксплуатации, такие как регулярное обслуживание и использование рекомендованных трансмиссионных жидкостей. Неправильное использование вариатора может привести к его быстрому износу и снижению производительности.

Вариатор - устройство и принцип работы бесступенчатой коробки передач (ОСНОВЫ)Вариатор – устройство и принцип работы бесступенчатой коробки передач (ОСНОВЫ)

Принцип работы вариаторной коробки передач

Внешне вам не удастся отличить автомобиль с вариаторной коробкой передач. Все как на любом автомате: две педали и рычаг переключения режимов трансмиссии. Но сев за руль, вы сразу отметите плавность смены передач. При наборе автомобилем скорости, а также при торможении, вариатор последовательно меняет передаточное число, без участия водителя и имеет бесчисленное количество коэффициентов.

Если коробка автомат переключается между 1-2-3, то на вариаторе это может быть 0.7, 1.4, 2.3 и так далее, отсюда отсутствие резких толчков при движении на вариаторе.

Изначально, само по себе устройство CVT коробки не сложное — два шкива, ведущий (соединен с двигателем) и ведомый (соединен с колесами), между ними протянут ремень. Но по мере эксплуатации вариаторов, как и любого другого узла, выявляются определенные недостатки и нюансы. В результате накопления знаний, производители дорабатывают механизмы, добавляют блоки и дополнительные элементы.

Современный вариатор — это уже не два шкива, а слаженная работа отдельных элементов под управлением программного обеспечения. Гидротрансформатор, степ-мотор, соленоиды-регуляторы, ремни и цепи сложной конструкции, продуманная система смазки и охлаждения.

Например, широкий диапазон передаточных чисел в вариаторе обеспечивает устройство под названием step motor (шаговый двигатель). Получая команду от электронной системы управления, шаговый двигатель по средствам давления рабочей жидкости сдвигает, либо раздвигает конусы ведущего шкива, меняя коэффициент.

Конусы же ведомого шкива сдвигаются и раздвигаются под действием ремня/цепи. В коробках разных поколений, роль шагового двигателя могут брать на себя соленоиды-регуляторы.

По конструкции можно разделить бесступенчатые коробки на несколько типов:

  • Конусные;
  • Клиноременные и цепные;
  • Тороидальные;
  • Зубчатые.

В автомобилестроении широкое применение получили клиноременные и цепные вариаторы со шкивами изменяемого диаметра. Тороидальные и зубчатые, в виду сложности конструкции и других нерешенных проблем, если и применялись, то скорее в качестве экспериментов.

Впервые вариатор был применен на легковой машине DAF 600, представленной в 1958 году на Амстердамском автосалоне. Бесступенчатая трансмиссия получила название DAF Variomatic. За 4 года (1959-1963), был выпущен в общей сложности 30591 автомобиль.

Поскольку объем двигателя у DAF 600 был всего лишь 590 куб. см, с мощностью 19 л. с., клиноременный вариатор DAF Variomatic показал себя более чем успешно. За необычную по тем временам систему привода, DAF 600 шутливо называли «автомобилем на подтяжках».

Устройство современного вариатора

DAF 600 Variomatic working at Princethorpe College 7 08 2011DAF 600 Variomatic working at Princethorpe College 7 08 2011
Вид вариатора Принцип работы Правила использования
Клиноременный Передача крутящего момента осуществляется с помощью клиноременной передачи, изменяющей передаточное отношение за счет изменения расстояния между шкивами. Избегать резких ускорений и торможений. Регулярно проверять состояние ремня. Не допускать перегрузки. Своевременно менять масло.
Тороидальный (вариатор с изменяемой геометрией) Передача крутящего момента осуществляется за счет изменения геометрии тороидальных роликов, которые изменяют передаточное отношение. Мягкое управление педалью акселератора. Избегать работы на максимальных нагрузках длительное время. Своевременное техническое обслуживание.
Цепной Передача крутящего момента осуществляется с помощью цепи, которая перемещается по коническим шкивам, изменяющим передаточное отношение. Избегать пробуксовки цепи. Регулярно проверять натяжение цепи. Не допускать попадания грязи и влаги. Своевременная замена цепи.
Гидромеханический (вариатор с гидротрансформатором) Сочетает гидротрансформатор и планетарную коробку передач. Гидротрансформатор обеспечивает плавное изменение передаточного отношения, а планетарная коробка передач – фиксированные передачи. Плавное управление педалью акселератора. Избегать длительной работы на высоких оборотах двигателя при малой нагрузке. Регулярная замена масла в гидротрансформаторе.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о вариаторных коробках передач:

  1. Принцип работы: Вариаторные коробки передач (CVT) используют систему шкивов и ремней или цепей для бесступенчатой передачи мощности от двигателя к колесам. Это позволяет двигателю работать в оптимальном диапазоне оборотов, что улучшает топливную эффективность и динамику разгона. В отличие от традиционных автоматических или механических коробок, CVT не имеет фиксированных передач, что обеспечивает плавное изменение передаточного отношения.

  2. Разнообразие конструкций: Существует несколько типов вариаторов, включая гидравлические, механические и электронные. Например, гидравлические вариаторы используют жидкость для передачи мощности, тогда как механические вариаторы могут использовать систему шкивов с изменяемым диаметром. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки, что делает их подходящими для различных условий эксплуатации.

  3. Правила использования: При эксплуатации автомобилей с вариаторной коробкой передач важно избегать резких ускорений и торможений, так как это может привести к быстрому износу ремня или цепи. Также рекомендуется периодически проверять уровень и состояние трансмиссионной жидкости, так как она играет ключевую роль в работе вариатора. Правильное обслуживание и соблюдение рекомендаций производителя помогут продлить срок службы вариаторной коробки.

Виды вариаторов

Конусные вариаторы

Два конуса, направленные сужающимися участками в разные стороны, соединенные между собой ремнем. Самый примитивный тип таких вариаторов применялся на мельницах в 19 веке. Значительно позже подобные механизмы стали применять на станках. Существует большое количество конусных вариаторов: фрикционные и с промежуточными звеньями, планетарные, ВЕБО и другие, каждый нашел применение в той или иной сфере.

Тороидальные вариаторы

По принципу работы эти устройства являются фрикционными вариаторами, передающими мощность за счет трения. Попытки внедрить такие трансмиссии в автомобилестроение не увенчались успехом по нескольким причинам. Примером служит вариатор Extroid CVT от Jatco, установленный на Nissan Gloria 1999 года.

Ключевой элемент тороидального вариатора испытывает огромные нагрузки, а давление в зоне контакта роликов и дисков может достигать 10 тонн. Поэтому для их производства используется высокоуглеродистая сталь.

Смазка компонентов осуществляется специальным маслом KTF, стоимость которого может достигать 20 тысяч рублей за 4 литра. Высокая стоимость производства и обслуживания таких вариаторов делает их редкими на данный момент.

Тороидный вид вариатораТороидный вид вариатора

Клиноременные вариаторы

Самый распространенный на сегодняшний день тип вариаторов, получивший применение не только в автомобилях, но и в мотоциклах, снегоходах, скутерах.

В клиноременной конструкции присутствуют:

  1. Блок вариатора со шкивами, соединенными ремнем. За сближение и отдаление конусов, образующих шкивы, отвечают гидравлическое давление, центробежная сила или усилие пружин;
  2. Фрикционы переднего и заднего хода, необходимые для изменения направления движения;
  3. Планетарный механизм, отвечающий за включение реверсивного режима;
  4. Гидравлический блок, обеспечивающий необходимое давление жидкости, ее циркуляцию и подачу в нужные места;
  5. Электронный блок управления, объединяющий и контролирующий работу всех отдельных механизмов вариатора.

Сам ремень, участвующий в передаче усилий, назвать ремнем можно с большой натяжкой. Это достаточно сложный по конструкции механизм, состоящий из множества конусовидных пластин (до 400 штук), расположенных на лентах.

Ремень CVT

Цепные вариаторы

Это новый этап в развитии вариаторов, где ремень заменен на цепь для повышения долговечности. Конструкция цепи сложная: она состоит из прочных пластин, расположенных в шахматном порядке. При соблюдении правил эксплуатации цепь служит значительно дольше и обеспечивает более эффективную передачу крутящего момента через торцевую поверхность.

Цепь вариатора

Правила и особенности эксплуатации вариатора

Бытует мнение, что вариатор — не самый надежный тип трансмиссии, и срок его эксплуатации, в лучшем случае, отграничен 100-150 тысячами пробега. Правда как всегда где-то посередине, и при правильной и бережной эксплуатации, коробка может проходить значительно дольше.

Соблюдая ряд правил, можно не волноваться о том, что придется делать дорогостоящий ремонт, или полностью менять вариатор.

Своевременно меняйте масло в вариаторе, очень многое в его работе зависит от чистоты и качества масла. Оно выполняет сразу несколько важных функций, среди которых:

  • Создание тончайшей защитной пленки в местах трения металлов;
  • Охлаждение вариатора;
  • Обеспечение правильной работы за счет давления жидкости.

Если масло пригорело, засорилось продуктами выработки – оно перестает выполнять возложенные на него задачи, что приведет к нарушению работы коробки, к быстрому износу и поломке.

Поскольку в разные годы, на разные рынки, на одни и те же автомобили, производители могли ставить различные версии CVT, лучше искать информацию по типу вашей коробки, а не марки машины.

Правильней всего будет посмотреть информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля. Но если его нет, в таблице вы найдете данные о том, какое масло используется и как часто следует его менять.

Замена масла в бесступенчатой коробке

Таблица масел и частота замены

Модель CVT Тип масла Объем (л) Период замены (км)
XA-10LN Toyota CVT FLUID TC/FE 6,7 60 000
XA-11LN Toyota CVT FLUID TC/FE 6,8 80 000
XA-15LN Toyota CVT FLUID TC/FE 6,7 75 000
XB-20LN Toyota CVT FLUID TC/FE 6,8 70 000
RE0F05A Nissan AT-Matic D Fluid N-CVT 3,2 50 000
RE0F06A Nissan CVT Fluid NS-1 8,1 60 000
F1C1 Nissan CVT Fluid NS-1 7,6 60 000
JF009E Nissan CVT Fluid NS-2 8,3 60 000
JF010E Nissan CVT NS-2 10,6 60 000
JF011E Nissan CVT NS-3 8,1 60 000
JF012E DIA QUEEN ATF SP-III 8,1 70 000
JF015E Nissan CVT NS-3 7,2 40 000
JF016E Nissan CVT NS-3 7,9 40 000
JF017E Nissan CVT NS-3 8,2 50 000
JF018E Nissan CVT NS-3 8,9 60 000
JF019E Nissan CVT Fluid NS-3 10,7 90 000
JF020E Nissan CVT Fluid NS-3 6,7 80 000
RE0F21A Nissan CVT Fluid NS-1 5 65 000
01J G 052 180 A2 7,5 50 000
0AN G 052 516 A2 7,3 55 000
0AW G 052 516 A2 7 60 000
GM VT20E VTF DEXRON CVT 6,5 60 000
GM VT25E VTF DEXRON CVT 6,5 65 000
ZF CFT23 Ford F-CVT 8,9 50 000
ZF CFT30 Ford F-CVT 8,9 55 000
KAPPA CVT HYUNDAI ATF SP-CVT 1 6,9 75 000
HEV CVT HYUNDAI-KIA ATF HEV 6,7 75 000
MERCEDES 722.8 MB ATF 28-CVT 236.20 6,9 60 000
PUNCH VT1 Esso EZL-799 7,6 60 000
PUNCH VT2 Esso EZL-799 8,2 65 000
TR580 LINEARTRONIC 2 SUBARU CVT Oil Lineartronic 12,2 70 000
TR690 LINEARTRONIC SUBARU High Torque CVT Fluid 12,5 75 000
K110 Toyota CVT FLUID TC/FE 8,4 60 000
K111/K111F Toyota CVT FLUID TC/FE 8,7 65 000
K112/K112F Toyota CVT FLUID TC/FE 8,8 60 000
K114/K114F Toyota CVT FLUID FE 8,9 70 000

Не заменяйте масло на более дешевые аналоги, так как это может привести к проблемам.

Избегайте перегрузки вариатора; этот тип трансмиссии не предназначен для агрессивной езды. Если вы часто ускоряетесь на светофорах, лучше не покупать автомобиль с вариатором, чтобы не столкнуться с коротким сроком службы трансмиссии.

Минимизируйте пробуксовки, избегайте буксировки и прогревайте трансмиссию перед началом движения.

При ремонте не экономьте на запчастях. Использование неоригинальных ремней, цепей или подшипников может привести к серьезным последствиям.

Задиры на конусе

Плюсы и минусы

Таблица автомобилей с CVT

Автомобиль Годы производства Модель вариатора
Citroen C-Crosser 2009-2012 F1CJA, W1CJA
Citroen C4 Aircross 2012-2016 F1CJA, W1CJA
Dodge Caliber 2006-2012 CVT2, CVT2M
Honda Life 2003-2012 JF012E
Jeep Liberty 2006-2016 CVT2, CVT2M
Jeep Patriot 2006-2016 CVT2, CVT2M
Jeep Compass 2006-2013 CVT2M
Lexus RX 400H 2005-2010 P310
Lexus HS 2009-2017 P311-01A
Lexus CT 200H 2011 — P410-01A
Lexus RX 450H 2009-2017 P313-02A, P313-03A
Lexus GS 450H 2011 — L110-01A
Lexus LX 600H 2006-2017 L110F-02A
Lexus LC 500H 2016 — L310-01A
Lexus ES 300H 2012 — P314-03A
Lexus NX 300H 2014 — P314-02A
Lexus UX 250H 2018 — P711-01A
Mazda Axela 2009-2013 DJ01, DJ02
Mazda Demio 2007-2014 DJ01, DJ02
Mazda Demio 2011-2014 DJ20
Mitsubishi ASX 2010-2017 F1CJA, W1CJA
Mitsubishi Ek-Wagon 2013 — F1CJB, W1CJB
Mitsubishi Ek-Space 2014 — F1CJB, W1CJB
Mitsubishi Ek-Custom 2013 — F1CJB, W1CJB
Mitsubishi Outlander 2014-2017 F1CJC-1-A1Z, W1CJC-1-A1ZA, F1CJC-1-A1Y, W1CJC-1-A1Y,W1CJC-2-A1XA
Mitsubishi Outlander 2 XL 2009-2012 F1CJA, W1CJA
Mitsubishi Outlander 3 2012-2014 F1CJA, W1CJA
Mitsubishi Lancer 2007-2009 F1CJA
Mitsubishi Mirage 2012 — F1CJB, W1CJB
Nissan AD 2013-2016 RE0F11A
Nissan Altima 2006-2012 RE0F09B
Nissan Dayz 2013 — RE0F11A
Nissan Dayz Roox 2014 — RE0F11A
Nissan Elgrand 2010-2013 RE0F09A
Nissan Cube 2010 — RE0F11A
Nissan Juke 2010 — RE0F11A
Nissan Juke 2011-2016 RE0F10A
Nissan March 2010 — RE0F11A
Nissan Maxima 2007-2014 RE0F09A, RE0F09B
Nissan Murano 2002-2016 RE0F09A, RE0F09B
Nissan Megane 2008-2016 JF010E
Nissan Note 2010 — RE0F11A
Nissan Presage 2003-2009 RE0F09A, RE0F09B
Nissan Quest 2010-2016 RE0F09A
Nissan Qashqai 2006-2015 RE0F10A
Nissan Qashqai 2013-2017 RE0F10D
Nissan Qashqai 2014 — RE0F11A
Nissan Scenic 2009-2016 JF010E
Nissan Sentra 2014-2017 RE0F11A
Nissan Tiida 2010 — RE0F11A
Nissan Teana 2003-2014 RE0F09A
Nissan Teana 2008-2015 RE0F10A
Nissan Teana 2014-2017 RE0F10D
Nissan X-Trail 2007-2015 RE0F10A
Nissan X-Trail 2013-2014 RE0F10D
Nissan Wingroad 2016 — RE0F11A
Peugeot 4007 2007-2014 F1CJA, W1CJA
Peugeot 4008 2012-2016 F1CJA, W1CJA
Renault Fluence 2010-2016 FK0
Renault Fluence 2013 — DK0
Renault Latitude 2011-2014 FK0
Renault Megane 2007-2016 FK0
Renault Scenic 2007-2016 FK0
Renault Koleos 2008-2016 FK0, FK8
Renault Kaptur 2016 — DK0
Subaru Wagon R 2006 — JF012E
Subaru Stella 2006 — JF012E
Suzuki Alto 2011 — JF015E
Suzuki Alto Lapin 2013 — JF015E
Suzuki Baleno 2016 — JF015E
Suzuki MR Wagon 2011-2016 JF015E
Suzuki Solio 2011 — JF015E
Suzuki Spacia 2013 — JF015E
Suzuki Wagon R 2010 — JF015E
Suzuki Splash 2008-2014 XA-10LN
Suzuki Swift 2007-2011 XA-10LN
Suzuki Swift 2010 — JF015E
Toyota Avensis 2008-2015 K111-05A, K311-03A
Toyota Aqua 2012 — P510-01A
Toyota Auris 2006-2012 K310-01A, K310F-02A, K311-01A, K311F-02A
Toyota Auris 2012 — K312-01A
Toyota Auris 2015 — K313-05A, K313-06A
Toyota Auris 2012-2018 K310F-01A, K311-02A
Toyota Auris Hybrid 2012 — P410-01A
Toyota Alion 2001-2007 K110-01A
Toyota Alion 2007 — K310-03A, K311-02A, K311F-03A
Toyota Alion 2008-2017 K111-01A
Toyota Alphard 2015 — K115-01A, K115F-01A
Toyota Alphard Hybrid 2003-2008 P210-02A
Toyota Alphard Hybrid 2016 — P314-03A
Toyota Avalon Hybrid 2014 — P314-02A
Toyota Avalon Hybrid 2018 — P710-02A
Toyota Blade 2006-2012 K112-01A, K112F-02A
Toyota Belta 2005-2012 K410-04A
Toyota C-HR 2016 — K114-03A, K114-04A, P610-03A
Toyota Camry Hybrid 2011-2017 P314-01A, P314-03A
Toyota Camry Hybrid 2017 — P710-03A
Toyota Corolla 2012 — K311-01A, K311-02A
Toyota Corolla 2013 — K313-04A
Toyota Corolla Rumion 2007-2015 K310-01A, K311F-02A
Toyota Corolla Fielder 2006-2012 K310-02A, K310F-02A, K311-01A, K311F-02A
Toyota Corolla Fielder 2012 — K312-03A
Toyota Corolla Fielder Hybrid 2013 — P510-05A
Toyota Corolla Axio 2006-2012 K310-02A, K310F-02A
Toyota Corolla Axio 2012 — K312-03A, K411-01A
Toyota Corolla IM 2012 — K313-06A
Toyota Corolla Hybrid 2013 — P510-05A
Toyota Corolla Hybrid 2019 — P610-01A
Toyota Crown Hybrid 2012 — L210
Toyota Estima 2006 — K111F-04A, K112-01A, K112F-02A
Toyota Estima Hybrid 2001-2006 P210-01A
Toyota Estima Hybrid 2006-2012 P310-01A
Toyota Harrier 2013 — K114-01A, K114F-01A
Toyota Harrier Hybrid 2006-2013 P312
Toyota Harrier Hybrid 2014-2017 P314-02A
Toyota Highlander Hybrid до 2006 P310-01A
Toyota Highlander Hybrid 2007-2013 P310-02A
Toyota Isis 2004-2009 K111-02A, K111-06A, K111F-07A, K111F-03A
Toyota Isis 2009-2017 K111-05A, K311-04A, K311F-06A
Toyota Isis Hybrid 2011 — P410
Toyota IST 2007-2016 K310-01A
Toyota IQ 2009-2016 K41A-01A, K41B-01A
Toyota Kluger Hybrid 2005-2007 P310
Toyota Mark X Zio 2007-2013 K112F-02A
Toyota Mirai 2018 — Q410-01A
Toyota Noah 2004-2007 K111-02A, K111-03A, K111F-04A
Toyota Noah 2007-2013 K111-01A, K111F-02A
Toyota Noah 2014 — K114-01A
Toyota Noah Hybrid 2014 — P410-03A
Toyota Opa 2000-2005 K110-01A
Toyota Premio 2001-2007 K110-01A
Toyota Premio 2007 — K310-03A, K311-02A, K311F-03A
Toyota Premio 2008-2017 K111-01A
Toyota Porte 2012 — K310F-03A, K312-02A, K411-01A
Toyota Prius 1997-2000 P110-01A
Toyota Prius 2000-2003 P111-01A
Toyota Prius 2003-2008 P112-01A
Toyota Prius 2009-2016 P410-01A
Toyota Prius 2016 — P610-01A
Toyota Prius Alpha 2011 — P410-01A
Toyota Prius V 2011 — P410-01A
Toyota Prius PHV 2012-2016 P410-01A
Toyota Prius C 2012 — P510-01A
Toyota Probox 2014 — K310F-08A, K312-08A, K411-07A
Toyota RAV4 Japan 2005 — K112F-01A
Toyota RAV4 Russia 2013 — K111F-03A, K112F-01A
Toyota RAV4 2014 — K114F-13A
Toyota RAV4 Hybrid 2011-2017 P314-08A
Toyota RAV4 Hybrid 2018 — P710-02A
Toyota Ractis 2005-2010 K210-02A, K410-05A
Toyota Ractis 2012 — K312-03A
Toyota Ractis 2010-2016 K310F-02A, K411-01A
Toyota Ractis Verso-S 2010-2016 K310-02A
Toyota Ractis Verso-S 2012 — K411-01A
Toyota Sienta 2003-2015 K210-02A
Toyota Sienta 2015 — K312-01A
Toyota Sienta Hybrid 2015 — P510-01A
Toyota Spade 2012 — K310F-03A, K312-02A, K411-01A
Toyota Succeed 2014 — K310F-08A, K312-08A
Toyota Trezia 2010-2016 K310-02A, K411-01A
Toyota Voxy 2004-2007 K111-02A, K111-03A, K111F-04A
Toyota Voxy 2007-2013 K111-01A, K111F-02A
Toyota Voxy 2014 — K114-01A
Toyota Voxy Hybrid 2014 — P410-03A
Toyota Vanguard 2008-2014 K112F-02A
Toyota Vellfire Hybrid 2016 — P314-03A
Toyota Vitz 2002-2005 K210-11A
Toyota Vitz 2005-2010 K210-01A, K410-04A, K410-05A
Toyota Vitz 2010 — K410-01A, K411-02A
Toyota Vitz 2010-2018 K310F-04A
Toyota Vitz Hybrid 2017 — P510
Toyota Verso 2009-2016 K311-02A
Toyota Wish 2003-2009 K110-01A, K110-02A
Toyota Wish 2009-2017 K111-01A, K311-02A, K313F-03A
Toyota Yaris Hybrid 2013 — P510

Производители вариаторов и слабые места моделей

Jatco

Японская компания, производящая автоматические трансмиссии и вариаторы, предлагает три поколения вариаторов Jatco. Многие автопроизводители устанавливают коробки Jatco на свои автомобили, присваивая им уникальные внутренние обозначения.

Например, вариатор JF011E у Nissan имеет код RE0F10A/B/C, у Mitsubishi — W1CJA/F1CJA, у Renault — FK0/FK8, а у Jeep — CVT2/CVT2M. Это может вызывать путаницу у владельцев автомобилей.

Расшифровка значений Jatco

RE0F05A (ECVT)

Устанавливалась с начала 90-х на Nissan Micra K11/K11E, March HK11/FHK11, Cube Z10. Слабым местом этой коробки считается электромагнитная муфта сцепления, большинство поломок связано с ней.

JF006E / RE0F05A (ECVT)

В конце 90-х на моделях Nissan Tino, Bluebird Sylphy, Primera, Avenir, Cube Cubic, Rnessa, Wingroad и Serena начали устанавливать вариаторы. У этих трансмиссий распространены следующие неисправности:

  • Износ поверхности конусов, вызывающий рывки при перемещении ремня и риск его разрыва.
  • Пониженное давление масла, увеличивающее износ компонентов.
  • Попадание металлической стружки в подшипники первичного и вторичного валов, что может их повредить.
  • Перегрев трансмиссии, ухудшающий характеристики трансмиссионной жидкости. Основные причины — забитый радиатор и защита двигателя, мешающая охлаждению вариатора.
  • Использование неоригинальных масел, не соответствующих спецификации NS-1.

Nissan Tino

F1C1 / W1C1

Вариатор ставили с 2000 до 2012 года на Mitsubishi Colt, Colt Plus, Dion, Dingo, Lancer Cedia, Lancer, Mirage. Достаточно надежная коробка, при условии своевременной замены масла. Слабые места: барабан сцепления и растягивающийся ремень.

Mitsubishi colt plus

JF009E / RE0F08A/B (PCVT, MCVT)

С 2002 по 2014 год вариаторы устанавливались на автомобили Nissan с двигателями до 1.8 литра, включая модели Cube, Note, Tiida, Tiida Latio, Wingroad и Versa. Ремонт таких трансмиссий дорогой, и при серьезных неисправностях выгоднее приобрести контрактный вариатор.

Частые перегазовки могут вызвать растяжение и проскальзывание ремня, а также засорение соленоидов продуктами износа, что приведет к выходу из строя редукционного клапана масляного насоса.

JF010E / RE0F09A/B

С 2002 по 2017 ставился на автомобили с мощными двигателями до 3.5 л. Nissan Altima, Murano, Elgrand, Presage, Quest, Teana, а также на Ranault Megane, Scenic. Ремонтопригодный вариатор с высоким ресурсом, хотя имеет 22 модификации, что доставляет определенные трудности при ремонте и подборе запчастей.

Первые модификации имели ряд серьезных недостатков. Например, низкий ресурс ремня, растяжение происходило еще до 50000 км. Усиленная версия и новая прошивка ЭБУ увеличили срок службы ремня.

Коробка чувствительна к качеству масла, грязное забивает и убивает подшипники, быстро изнашиваются клапана и соленоиды гидроблока. Редукционный клапан масляного насоса начинает клинить.

JF010E

JF011E / RE0F10A/B/С / W1CJA / F1CJA / FK0/FK8 / CVT2/CVT2M

Наиболее известный вариатор, установленный на более чем миллионе автомобилей, использовался в моделях Nissan: Altima, Juke, Qashqai, Sentra, Teana, X-Trail, Murano и Tiida. Его также можно встретить на Mitsubishi Lancer, Delica D:5 и Outlander, а также на Citroen C4 Aircross, C-Crosser, Peugeot 4007 и 4008. Кроме того, он устанавливался на Dodge Caliber, Jeep Compass и Patriot, а также на Renault Koleos, Megane, Scenic, Fluence, Latitude, Suzuki Kizashi и Samsung SM3.

Наиболее распространенной проблемой является износ подшипников валов, что вызывает гул во время движения. Частой неисправностью является растяжение ремня. При замене рекомендуется использовать усиленный ремень с 12 лентами вместо стандартного. Этот тип трансмиссии, как и другие вариаторы, чувствителен к загрязнению масла и может сталкиваться с проблемами, связанными со степ-мотором.

JF011E

JF012E / I-CVT / ECVT

Вариатор для внутреннего японского рынка и арабских стран. Nissan Micra, Mazda AZ, Honda Life, Subaru R1/R2, Stella, Pleo, Justy, Fiat Punto/Speedgear, Suzuki Cervo, Lapin, Wagon, Mitsubishi Lancer 9/10, Colt, Dingo.

Из частых проблем – гул подшипников, обрыв корпуса муфты переднего хода.

JF015E / RE0F11A/B / F1CJB / W1CJB / DK0

Еще один вариатор, который с 2010 года устанавливался на Nissan Juke, Qashqai, Cube, Latio, March, Note, Nv200, Sentra и Tiida. Он также использовался в Renault Fluence, Megane, Kaptur и Arkana, а также в Suzuki Alto и Swift. В линейке Mitsubishi его можно встретить на Lancer и Mirage. Вариатор устанавливался и на автомобили Лада, включая Vesta и X-Ray.

Двухступенчатый планетарный редуктор позволил уменьшить размеры конусов и общий вес трансмиссии X-Tronic. Однако вариатор оказался ненадежным. До 2015 года серьезные поломки происходили на пробеге в 30-40 тысяч километров, но после модернизации срок службы коробки значительно увеличился. До обновления слабым местом считалась солнечная шестерня, отвечающая за переключение переднего и заднего хода. Загрязненное масло забивало соленоиды-регуляторы, вызывая рывки в работе трансмиссии.

Suzuki Alto

JF016E / RE0F10D/F / F1CJC / W1CJC / FK25

Вариатор 3-го поколения, серии CVT-8, был представлен в 2012 году в качестве замены легендарному JF011E. В новой модели отказались от степ-мотора в пользу соленоидов-регуляторов. Снизилось давление масла и его рабочая температура. Подрульные лепестки добавили возможность переключения виртуальных передач.

Коробками этой серии комплектовались Nissan Altima, Elgrand, Juke, Murano, Qashqai, Sentra, Serena, Teana, Rogue, X-Trail. Renault Fluence, Megane, Koleos, Arkana, Clio. Suzuki Kizashi и SX4. Mitsubishi ASX, Delica D:5, Eclipse, Outlander.

В первые годы часто выходил из строя гидроблок, повреждение ремнем ведущего конуса. Низкая надежность была у гидротрансформатора, подшипников шкива и их посадочных мест в корпусе.

Nissan Altima

JF017E / RE0F10E/G/J

Модель JF017E была представлена вместе с JF016E и основана на одной платформе, что обеспечивает множество общих деталей. Однако JF017E предназначена для более мощных бензиновых V6 и дизельных двигателей. Вариатор RE0F10E использует ременную систему, а версия G – цепную.

Эта трансмиссия устанавливалась на Infiniti JX35 и QX60, а также на Renault Koleos и Latitude. Она также применялась в моделях Nissan, включая Altima, Elgrand, Maxima, Murano, Qashqai, Teana, Pathfinder и X-Trail.

К сожалению, трансмиссия унаследовала недостатки 16 серии, а на большинстве автомобилей Infiniti и Nissan неудачное расположение радиатора может приводить к перегреву вариатора.

JF017E

JF018E / RE0F10F / RE0F03H / F1EKA / F1E1A

Модификация для JF017E для гибридных двигателей. Основное отличие – электромотор RM31 и сухое сцепление вместо гидротрансформатора. У коробки множество модификаций для автомобилей с передним и полным приводом.

Шла на Infiniti QX60, на Nissan Rogue, Serena, Pathfinder, X-Trail, на Mitsubishi Outlander.

Коробка подвержена перегреву. Продукты износа пакета фрикционов забивают редукционный клапан маслонасоса, соленоиды боятся грязного масла.

JF018E

JF019E / RE0F10H/J

Вариатор 2014 года подходит для гибридных двигателей объемом до 3.5 литров. Эта трансмиссия используется в Nissan Altima и Murano.

JF020E / RE0F12A

Модификация JF015E для небольших автомобилей с двигателем до 1.6 л. Стоит на Nissan Lannia, Versa, Kicks.

Nissan Lania

RE0F21A (NCVT)

Вариатор extra-lite с максимальным крутящим моментом 130 Нм основан на модели RE0F06A. С 1999 года он устанавливался на Nissan Cube, Micra и компактные модели Fiat, такие как Punto, Albea и Uno.

Этот вариатор отличался надежностью благодаря применению в маломощных автомобилях, но унаследовал некоторые недостатки модели RE0F06A.

Aisin

Aisin производит вариаторы для Toyota, которой принадлежит практически половина акций этой компании. В отличие от Nissan, Toyota более взвешенно подходит к установке вариаторов, и сначала обкатывает их на внутреннем рынке. Например, самый первый вариатор от Aisin K110, с 2000 года устанавливался на 2-х литровую Toyota Opa, а чуть позже на Allion и Wish. Поставлялся только на внутренний японский рынок.

Toyota Opa

Aisin K110 / Toyota CVT K110 / K111/F / K112/F / K114/F / K115/F

Вариаторы сотой серии предназначены для бензиновых моторов объемом от 2 до 2.4 литра, а модель K115 использовалась на двигателях объемом 2.5 литра. Эта серия отличается разнообразием модификаций и поставлялась как на японский рынок, так и за его пределы. Буква F в названии указывает на полный привод. Вариаторы этой серии легко поддаются ремонту.

Aisin K210 / XA-15LN

Для бензиновых двигателей 1.3 — 1.5 л, с 2002 по 2015 год, в различных модификациях устанавливалась на Toyota Vitz, Ractis, Sienta, Demio, Alexa. Из-за крайне низкой стоимости на вторичном рынке, дешевле купить контрактную коробку, чем ремонтировать старую.

Toyota Sienta

Aisin K310/F / K311/F / K312 / K313/F / XB-20LN

Бензиновые двигатели объемом 1.5, 1.6 и 1.8 литра начали устанавливать с 2006 года и используются до сих пор. Полноприводная версия K313F применяется на Toyota C-HR с турбированным 1.2-литровым двигателем.

Вариаторы трехсотой серии сложно найти на вторичном рынке, а разнообразие модификаций затрудняет их настройку. Эксперты рекомендуют ремонтировать оригинальный вариатор.

Aisin K410 / K411 / K41A/B / XA-10LN

Серия разработана для автомобилей с бензиновыми двигателями 1 – 1.3 литра. Toyota Vitz, Ractis, Belta, Corolla Axio, Probox, Porte. Коробки с индексом K41A и K41B шли с уменьшенным корпусом, для установки в ограниченное подкапотное пространство Toyota IQ. CVT с индексом XA-10LN поставлялись для Suzuki Splash и Swift. Четырехсотые вариаторы боятся перегрева, чувствительны к грязной смазке.

Кроме указанных серий, фирма в разное время выпускала вариаторы планетарного типа для гибридных автомобилей Toyota и Lexus. В этом случае в названии коробки присутствуют литеры L или P (P610, L110, P310 и т.д.).  На Toyota Mirai с водородным гибридом шла коробка Q410.

Toyota IQ

Subaru

В 80-90-х годах Subaru начала устанавливать клиноременные вариаторы на кей-кары, такие как Justy и Pleo, а также на другие модели.

В 2009 году был представлен цепной вариатор Lineartronic TR580, ставший стандартом для большинства моделей Subaru с двигателями до 3.6 литров. Первые автомобили с этим вариатором — Subaru Legacy BR, Outback BM, Exiga, а позже Forester и Levorg.

В 2010 году появился Lineartronic 2 – TR690, укороченная версия TR580 для компактных автомобилей с двигателями до 2 литров, таких как Subaru Impreza и XV.

Основная проблема вариатора — загрязнение гидроблока частицами износа, что может привести к перегреву фрикционов и разрушению подшипника ведущего вала. Буксировка автомобиля с таким вариатором строго запрещена.

Lineartronic

Сравнение вариаторных коробок с традиционными автоматическими и механическими трансмиссиями

Вариаторные коробки передач (CVT) представляют собой альтернативу традиционным автоматическим и механическим трансмиссиям, предлагая уникальные преимущества и недостатки. Чтобы понять, как вариаторы соотносятся с другими типами трансмиссий, важно рассмотреть их конструктивные особенности, принцип работы и эксплуатационные характеристики.

Традиционные автоматические коробки передач используют фиксированные передачи, которые переключаются в зависимости от скорости автомобиля и нагрузки на двигатель. Это означает, что при увеличении скорости двигатель может работать на более высоких оборотах, что иногда приводит к резкому изменению мощности и снижению комфорта при вождении. В отличие от этого, вариаторные коробки обеспечивают бесступенчатое изменение передаточного отношения, что позволяет двигателю работать в оптимальном диапазоне оборотов, обеспечивая более плавное ускорение и экономию топлива.

Механические трансмиссии, в свою очередь, требуют от водителя ручного переключения передач, что может быть более увлекательным для опытных автомобилистов, но менее удобно для повседневного использования. Вариаторы, как и автоматические коробки, освобождают водителя от необходимости переключать передачи, однако они делают это более эффективно, позволяя двигателю работать в наиболее подходящем диапазоне оборотов в зависимости от условий движения.

Сравнивая вариаторные коробки с автоматическими, стоит отметить, что последние могут иметь более выраженные «удары» при переключении передач, что может негативно сказываться на комфорте. Вариаторы, напротив, обеспечивают плавное и непрерывное изменение передаточного отношения, что делает поездку более комфортной. Однако, в некоторых случаях, вариаторы могут испытывать трудности при резком ускорении, когда требуется мгновенная мощность, что может привести к задержке реакции.

С точки зрения надежности, традиционные автоматические и механические трансмиссии, как правило, имеют более долгий срок службы при правильном обслуживании. Вариаторы, хотя и становятся все более распространенными, могут быть более чувствительными к перегрузкам и требуют более тщательного ухода. Например, использование неподходящего масла или игнорирование рекомендаций по обслуживанию может привести к преждевременному выходу из строя.

В заключение, выбор между вариаторной, автоматической и механической коробкой передач зависит от предпочтений водителя, условий эксплуатации и требований к автомобилю. Вариаторы предлагают уникальные преимущества в плане плавности хода и экономии топлива, однако могут уступать в надежности и отклике на резкое ускорение по сравнению с традиционными трансмиссиями. Каждый тип трансмиссии имеет свои сильные и слабые стороны, и понимание этих аспектов поможет сделать осознанный выбор при покупке автомобиля.

Вопрос-ответ

Какой принцип работы у вариаторов?

Принцип работы вариатора на автомобиле — плавно передавать крутящий момент от мотора к колесам (или прочим движимым частям, например, винтам) без переключения скоростей. При этом бесступенчатая КПП автоматически меняет трансмиссионное соотношение по определенной программе или вручную.

Каковы правила эксплуатации вариатора?

Правила эксплуатации вариатора включают регулярное обслуживание, такое как замена масла и фильтров, соблюдение рекомендованных производителем интервалов обслуживания, избегание перегрузок и резких ускорений, а также использование только рекомендованных трансмиссионных жидкостей. Важно также следить за состоянием ремня и других компонентов вариатора, а также избегать длительной работы на высоких оборотах без необходимости.

Какие бывают вариаторы?

CVT представлены тремя классами: клиноременными, тороидными, цепными. Понять, чем отличается коробка-вариатор, лучше всего на первом примере. Именно клиноременной тип является наиболее распространенным, многие новые автомобили комплектуются такой трансмиссией.

Что такое вариаторная коробка передач?

Вариаторная коробка передач – это специальная механическая конструкция, предназначенная для передачи усилия двигателя бесступенчатым способом к колесам. Классический вариатор – это два раздвижных шкива, соединённых клиновидным ремнем.

Советы

СОВЕТ №1

Перед покупкой автомобиля с вариаторной коробкой передач, обязательно ознакомьтесь с отзывами владельцев и рейтингами надежности. Это поможет вам выбрать модель, которая зарекомендовала себя как надежная и долговечная.

СОВЕТ №2

Регулярно проверяйте уровень и состояние трансмиссионной жидкости. Вариаторные коробки передач чувствительны к качеству масла, поэтому его замена должна проводиться в соответствии с рекомендациями производителя.

СОВЕТ №3

Избегайте резких ускорений и торможений. Вариаторные коробки работают иначе, чем традиционные автоматические, и требуют более плавного стиля вождения для продления срока службы.

СОВЕТ №4

При возникновении любых необычных звуков или проблем с переключением передач, не откладывайте визит к специалисту. Раннее обращение за помощью может предотвратить серьезные поломки и дорогостоящий ремонт.

Ссылка на основную публикацию
Похожее