Россия, Ставрополь, Кулакова проспект
Пн-вс: 08:30—19:00
whatsapp telegram vk email

Виды поршневых колец, из чего изготовлены, подбор и маркировка

Поршневые кольца обеспечивают герметичность, снижают трение и отводят тепло в двигателе. В статье рассмотрим основные виды поршневых колец, их материалы, а также рекомендации по подбору и расшифровке маркировки. Эти знания помогут выбрать подходящие поршневые кольца для вашего автомобиля, что повысит эффективность работы двигателя и продлит его срок службы.

Какие материалы применяются для изготовления поршневых колец

При производстве колец применяются различные материалы: чугун, нержавеющая сталь, хром и молибден. Чугун популярен благодаря своей доступной цене и высоким эксплуатационным характеристикам.

Нержавеющая сталь, содержащая много хрома, обладает жаростойкостью и устойчивостью к износу. Кольца из нержавеющей стали и хромированные лучше справляются с высокими температурами, чем чугунные. Первое компрессионное кольцо работает в условиях недостатка смазки, поэтому выбор материала критичен. Хром — отличный вариант для покрытия, так как хромированные изделия лучше противостоят истиранию.

Молибден используется для покрытия рабочей части колец, увеличивая их срок службы. Молибденовые поршневые кольца быстрее адаптируются к стенкам цилиндров, что важно при замене во время капитального ремонта двигателя.

Эксперты в области двигателестроения отмечают, что поршневые кольца играют ключевую роль в обеспечении герметичности и эффективности работы двигателя. Существует несколько видов поршневых колец, включая компрессионные, маслосъемные и уплотнительные. Компрессионные кольца, как правило, изготавливаются из чугуна или стали, что обеспечивает их прочность и долговечность. Маслосъемные кольца, в свою очередь, часто имеют специальное покрытие для снижения трения и увеличения срока службы. Подбор колец зависит от типа двигателя и его характеристик, что требует внимательного подхода к маркировке. Эксперты подчеркивают, что правильная маркировка и выбор материалов являются залогом надежной работы двигателя и его долговечности.

Подбор поршневых колец скутера, мопеда, мотоциклаПодбор поршневых колец скутера, мопеда, мотоцикла

Анатомия поршневых колец

Не следует думать, что для всех колец из комплекта применяется один и тот же металл. На применяемый материал основное влияние оказывает расположение поршневых колец на поршне. Поскольку все поршневые кольца работают в разных условиях, то и требования, предъявляемые к сплавам, из которых они изготовлены, различны.

Вид поршневого кольца Материал Применение и маркировка
Компрессионное кольцо Чугун (высокопрочный, модифицированный), сталь (нержавеющая, легированная) Обеспечивает герметичность камеры сгорания, предотвращает утечку газов. Маркировка обычно указывает на диаметр, высоту и ширину кольца. Может иметь конусную или трапециевидную форму.
Маслосъемное кольцо Чугун (с хромированным или молибденовым покрытием), сталь (нержавеющая) Предотвращает попадание масла в камеру сгорания. Часто имеет расширитель (expander) и специальную конструкцию (например, с канавками или пружиной). Маркировка аналогична компрессионным кольцам, но может дополнительно указывать на тип расширителя.
Кольцо-расширитель (для маслосъемного кольца) Сталь (пружинная) Увеличивает прижим маслосъемного кольца к стенке цилиндра. Маркировка обычно отсутствует, определяется по форме и размеру в комплекте с маслосъемным кольцом.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о поршневых кольцах:

  1. Разнообразие материалов: Поршневые кольца могут быть изготовлены из различных материалов, включая чугун, сталь и композитные материалы. Чугунные кольца часто используются в обычных двигателях, так как они обеспечивают хорошую износостойкость и низкую стоимость. Стальные кольца, в свою очередь, обладают высокой прочностью и используются в высокопроизводительных двигателях.

  2. Типы колец: Существует несколько типов поршневых колец, включая компрессионные, маслосъемные и уплотнительные. Компрессионные кольца отвечают за удержание давления в цилиндре, маслосъемные кольца контролируют количество масла, попадающего в камеру сгорания, а уплотнительные кольца помогают предотвратить утечку газов.

  3. Маркировка и подбор: Поршневые кольца маркируются по размеру, материалу и типу. При подборе колец важно учитывать не только диаметр поршня, но и его форму, а также рабочие условия двигателя. Неправильный выбор может привести к снижению эффективности работы двигателя и его быстрому износу.

Как правильно установить компрессионные кольца.How to install the compression rings.Как правильно установить компрессионные кольца.How to install the compression rings.

Первое компрессионное кольцо

В сложных условиях эксплуатации находятся компрессионные кольца, к которым предъявляются строгие требования по жаропрочности и износостойкости. Обычно их изготавливают из чугуна с добавлением молибдена.

Компрессионные кольца могут выглядеть одинаково, но их форма различается. Например, верхнее кольцо может иметь небольшую перекрутку, что позволяет контактировать с цилиндром только кромке, а не всей поверхности. Это снижает трение и сокращает время приработки.

Существуют также кольца с L-образным профилем, которые изменяют уровень уплотнения в зависимости от давления рабочих газов на заднюю часть L-образного выступа. Под давлением они расширяются, улучшая компрессию, а при снижении давления диаметр уменьшается, что снижает трение и износ. Выбор кольца зависит от предпочтений, так как каждый тип имеет свои достоинства.

Первое компрессионное

Второе компрессионное кольцо

Условия его работы менее напряженные, поэтому требования, предъявляемые к материалу, из которого оно изготовлено, менее жесткие. Второе компрессионное кольцо выполняет двойную задачу:

  1. обеспечивает дополнительное уплотнение, задерживая газы, прорвавшиеся через первое;
  2. работает наподобие скребка, препятствуя попаданию моторного масла в камеру сгорания.

Нередко вторые компрессионные кольца имеют форму усеченного конуса, т.е. диаметр верхней части меньше, чем диаметр нижней. Благодаря такой конструкции, при движении поршня вниз со стенок цилиндра удаляется масло.

Оба компрессионных кольца имеют только одно правильное положение для установки, переворачивать их ни в коем случае нельзя, иначе они будут неправильно работать. Для предотвращения ошибок при монтаже на их верхней стороне ставится маркировка, например, «Т» или «TOP».

Второе компрессионное

Маслосъемные кольца

Эти кольца монтируются под компрессионными. В отличие от них, их поверхность не цельная; она имеет отверстия для отвода моторного масла. В современных двигателях маслосъемные кольца устанавливаются по одному на каждый поршень, тогда как ранее их было несколько, особенно в стационарных двигателях.

Маслосъемное кольцо

Подбор запчастей

При выполнении капремонта двигателя необходимо правильно подобрать поршневые кольца, поскольку неправильный подбор приведет либо к отсутствию необходимой компрессии, либо к заклиниванию поршней в цилиндрах с последующим разрушением колец и образованием многочисленных задиров на поршнях и стенках цилиндров. Рассмотрим на примере двигателя ВАЗ-2111, как правильно подобрать нужные детали.

Существует таблица ремонтных размеров поршней и колец, с помощью которой подобрать подходящий диаметр деталей достаточно легко. Базовый диаметр цилиндров мотора ВАЗ-2111 составляет 82 мм, ремонтные поршни имеют увеличенный диаметр: на 0,4 мм для первого ремонта и на 0,8 мм – для второго. Кольца под ремонтные размеры также имеют увеличенный диаметр, и на них проставляется соответствующая маркировка.

В общих чертах процесс капремонта двигателя ВАЗ-2111 выглядит так: цилиндры растачиваются под первый ремонтный размер, при этом оставляется небольшой припуск на хонингование. Затем старые поршни заменяются на новые увеличенного диаметра, и на них монтируются поршневые кольца первого ремонтного размера.

Таблица ремонтных размеров существует для всех двигателей, и подобрать нужный диаметр не составит труда для любого мотора, будь то двигатель ВАЗ или Субару.

Модель двигателя (ВАЗ) Размер колец (мм)
нормальный 1-й ремонтный 2-й ремонтный
2101, 2103, 2108, 21081, 1111 76 76,4 76,8
21011, 2105, 2106, 2121 79 79,4 79,8
21082, 21213, 2110, 11113 82 82,4 82,8

Какие кольца лучше

Многие автовладельцы задаются вопросом, какие поршневые кольца выбрать для замены. Из-за широкого ассортимента сделать правильный выбор сложно. Если цель замены — восстановление нормальной работы двигателя, стандартные кольца подойдут. Для улучшения характеристик мотора стоит рассмотреть хромированные или молибденовые кольца.

Поршневые кольца.Механическая обработкаПоршневые кольца.Механическая обработка

Маркировка поршневых колец и их значение

Маркировка поршневых колец играет важную роль в их идентификации и правильном подборе для конкретного двигателя. Каждое кольцо имеет уникальный набор символов и цифр, которые указывают на его характеристики, такие как размер, материал, тип и назначение. Правильная интерпретация маркировки позволяет избежать ошибок при замене и обеспечит оптимальную работу двигателя.

Основные элементы маркировки поршневых колец включают:

  • Размер: Обычно указывается в миллиметрах и обозначает диаметр кольца. Например, кольцо с маркировкой 82 мм подходит для поршней с соответствующим диаметром.
  • Материал: В маркировке может быть указано, из какого материала изготовлено кольцо. Наиболее распространенные материалы включают чугун, сталь и композитные материалы. Например, кольца из чугуна часто используются в бензиновых двигателях, тогда как стальные кольца могут применяться в дизельных двигателях.
  • Тип кольца: Кольца могут быть компрессионными, маслосъемными или уплотнительными. Каждое из этих колец выполняет свою функцию, и их маркировка может содержать соответствующие обозначения. Например, компрессионные кольца часто имеют маркировку “C”, а маслосъемные – “O”.
  • Производитель: На кольцах часто указывается логотип или название производителя, что помогает определить качество и надежность детали. Это особенно важно при покупке запасных частей, так как подделки могут не соответствовать заявленным характеристикам.
  • Дополнительные характеристики: В некоторых случаях маркировка может содержать информацию о твердости, покрытии или других специфических свойствах кольца. Например, кольца с покрытием из нитрида титана могут иметь обозначение “TiN”, что указывает на их повышенную износостойкость.

При подборе поршневых колец важно учитывать не только их маркировку, но и совместимость с конкретным двигателем. Рекомендуется использовать оригинальные детали или качественные аналоги, так как это гарантирует надежную работу и долговечность двигателя. Перед заменой колец необходимо также проверить состояние поршней и цилиндров, так как износ этих компонентов может повлиять на эффективность новых колец.

В заключение, правильная маркировка поршневых колец является ключевым аспектом их выбора и установки. Знание значений маркировки поможет избежать ошибок и обеспечит надежную работу двигателя на протяжении длительного времени.

Вопрос-ответ

Какие бывают виды поршневых колец?

Почти во всех двигателях установлены 2 типа поршневых колец: компрессионные и маслосъемные.

Из какого материала изготавливают поршневые кольца?

Поршневые кольца изготавливают из высококачественного серого или ковкого чугуна, либо легированной стали.

Какая маркировка на поршневых кольцах?

На первом и втором компрессионных кольцах ставится своя маркировка. На кольцах номинальных размеров слева от замка клеймится слово “СТК”. Что касается ремонтных колец, то на них, кроме маркировки СТК, справа от замка ставится ремонтное увеличение: первый ремонт обозначается цифрой “40”, второй – “80”.

Какие два вида поршневых колец существуют?

Два верхних кольца, называемые компрессионными, служат главным образом для герметизации камеры сгорания. Нижнее кольцо, называемое маслосъемным, предназначено главным образом для регулирования подачи масла к стенке цилиндра для смазки юбки поршня и маслосъемных колец.

Советы

СОВЕТ №1

При выборе поршневых колец обращайте внимание на материал их изготовления. Чугунные кольца обеспечивают хорошую износостойкость, в то время как стальные кольца могут предложить лучшую термостойкость. Убедитесь, что выбранные вами кольца соответствуют требованиям вашего двигателя.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на маркировку поршневых колец. Она может содержать важную информацию о размере, типе и назначении колец. Сравните маркировку с рекомендациями производителя вашего автомобиля, чтобы избежать ошибок при замене.

СОВЕТ №3

При подборе поршневых колец учитывайте не только диаметр поршня, но и его высоту. Разные двигатели могут требовать разные размеры и конфигурации колец, поэтому важно точно измерить все параметры перед покупкой.

СОВЕТ №4

Не забывайте о необходимости замены поршневых колец в комплекте с другими компонентами двигателя, такими как поршни и цилиндры. Это поможет избежать проблем с совместимостью и обеспечит более надежную работу двигателя в целом.

Ссылка на основную публикацию
Похожее