Проверка компрессии в цилиндрах двигателя — важная процедура для оценки состояния силового агрегата и выявления проблем, таких как износ поршневых колец, повреждение клапанов или утечки. В статье рассмотрим, как правильно измерить компрессию, какие инструменты понадобятся и на что обратить внимание в процессе проверки. Эти аспекты помогут своевременно диагностировать неисправности и продлить срок службы автомобиля.
Зачем нужно замерять
Проверка компрессии в цилиндрах двигателя дает представление о состоянии цилиндро-поршневой группы, поршневых колец и клапанов.
Сигналом для проверки может служить снижение мощности двигателя. Если компрессия во всех четырех цилиндрах примерно одинаковая, серьезных неисправностей, скорее всего, нет. Это может указывать на общий износ ЦПГ, что часто наблюдается у двигателей ВАЗ с пробегом более пятидесяти тысяч километров.
Однако значительная разница в компрессии одного из цилиндров требует более детальной диагностики.
Процедура проверки компрессии проста и может быть выполнена самостоятельно с помощью компрессометра, но это касается только бензиновых двигателей. Для дизельных моторов используется другой компрессометр и отличается методика. Далее рассмотрим нюансы этого процесса.
Проверка компрессии в цилиндрах двигателя является важной процедурой для диагностики состояния мотора. Эксперты отмечают, что низкая компрессия может свидетельствовать о различных проблемах, таких как износ поршневых колец, повреждение клапанов или утечки в системе. Регулярная проверка компрессии позволяет выявить эти неисправности на ранних стадиях, что может существенно снизить затраты на ремонт. Специалисты рекомендуют проводить данную процедуру не реже одного раза в год, особенно для автомобилей с большим пробегом. Кроме того, важно использовать качественное оборудование для получения точных результатов, так как неправильные измерения могут привести к ошибочным выводам и ненужным затратам.
На какие показатели ориентироваться
В целом для бензиновых двигателей нормальной считается компрессия 10-12 атмосфер, для дизельных 16-25. Если не знаете, какой она должна быть для вашего двигателя (обычно производитель не указывает этого), существует формула для расчета.
Степень сжатия * на коэффициент X = компрессия. Измеряется в килограмм-силах на квадратный сантиметр, или атмосферах. 1 кГс/см2 = 1 атмосфере.
Степень сжатия всегда записывается в технических характеристиках двигателя.
Коэффициент X
- для бензиновых двигателей: 1,2-1,3
- для дизельных: 1,7-2,0
Возьмем для примера четырехтактный мотор ВАЗ-21083, степень сжатия которого равна 9,9.
- 9,9*1,2=11,88
- 9,9*1,3=12,87
Исходя из расчетов, идеальной будет компрессия, укладывающаяся в этих значениях.
Ниже приводится сводная таблица, которая может помочь приблизительно определить неисправность по уровню компрессии и косвенным признакам.
Компрессия | Неисправность | Признаки |
---|---|---|
0-5 атм | Прогар поршня | Троит, в масле бензин и оно имеет соответствующий запах |
1-4 атм | Прогар клапана | Троит, дым из сапуна, сухие свечи, хлопки в глушителе |
2-4 атм | Залегание колец | Синий выхлоп, давление в картере |
2-8 атм | Задиры цилиндров | Бензин в масле, синий выхлоп, давление в картере |
5-8 атм | Зависание клапана | Клапан не работает на холостом ходу |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проверке компрессии в цилиндрах двигателя:
-
Ключ к диагностике: Проверка компрессии является одним из самых важных методов диагностики состояния двигателя. Низкая компрессия в одном или нескольких цилиндрах может указывать на проблемы, такие как износ поршневых колец, повреждение клапанов или прокладки головки блока цилиндров. Это позволяет механикам быстро определить источник проблемы и избежать более серьезных повреждений.
-
Метод “сухой” и “мокрый” тест: Существует два основных метода проверки компрессии: “сухой” и “мокрый”. В “сухом” тесте компрессия измеряется без добавления масла в цилиндры, в то время как в “мокром” тесте немного масла вводится в цилиндры перед измерением. Если компрессия увеличивается после добавления масла, это может указывать на износ поршневых колец, так как масло временно улучшает герметичность.
-
Влияние температуры: Температура двигателя может существенно влиять на результаты проверки компрессии. Обычно рекомендуется проводить тест на горячем двигателе, так как это позволяет получить более точные данные. При холодном двигателе компрессия может быть ниже из-за увеличенной вязкости масла и недостаточной тепловой расширяемости материалов, что может привести к ложным выводам о состоянии двигателя.
Как правильно померить на бензиновом двигателе
Для точного измерения компрессии в цилиндрах понадобятся компрессометр, свечной ключ и помощник. Измерение проводится при работающем стартере, поэтому требуется как минимум два человека: один за рулем, другой у капота для считывания данных.
Рекомендуется использовать компрессометр с резьбовой головкой, что обеспечивает надежное крепление в свечном отверстии и исключает утечки воздуха, возможные при использовании резиновой головки. Такой прибор позволяет обойтись без помощника.
Перед измерением убедитесь, что аккумулятор полностью заряжен. Низкое напряжение может исказить результаты, от которых зависит поиск неисправностей.
- Двигатель должен быть прогрет до 90 градусов;
- все свечи выкрутите и очистите места их установки от загрязнений, чтобы избежать попадания мусора в цилиндры;
- отключите подачу топлива.
Проверяем в двух позициях акселератора
При выжатом до упора акселераторе (педали газа) поворачиваем ключ зажигания (крутим стартер) и проверяем все четыре свечи. Не забывайте записывать показания, а перед каждым новым замером стравливать давление в приборе. Многие мастера советуют измерять каждый цилиндр несколько раз, а после высчитывать средний показатель.
Точно так же нужно измерить компрессию на всех цилиндрах при закрытой дроссельной заслонке (педали акселератора не касаемся). Делается это чтобы понять характер вероятной неисправности. При измерении с закрытой заслонкой, в цилиндры поступает меньшее количество воздуха, и величина компрессии будет ниже, порядка 6-8 атм.
Зато если присутствует даже незначительная утечка воздуха, давление резко падает в несколько раз. Таким способом определяется плохое прилегание клапана к седлу, или его зависание.
Большая разница в одном из цилиндров при открытой дроссельной заслонке (когда акселератор находится в утопленном в пол состоянии), является свидетельством:
- неполадок цилиндропоршневой группы (прогар или деформация клапанов и поршней, задиры на поверхности цилиндров);
- закоксовывание уплотнительных колец в канавках;
- трещина в блоке.
Замеры для дизельного мотора
Проверка компрессии дизельного двигателя сложнее из-за высокого давления в цилиндрах. Для измерений нужен компрессометр с переходником, выполненным в виде свечи накаливания или форсунки. Клапан отсечки в промежуточной трубке предотвращает падение давления при вращении коленчатого вала. Шкала устройства должна иметь предел не менее 60 атмосфер, так как некоторые двигатели могут достигать 45 атмосфер.
Для диагностики неисправностей дизельного двигателя данных компрессометра может быть недостаточно, поэтому лучше обратиться к профессионалам.
Для корректного измерения аккумулятор должен быть полностью заряжен, а подача топлива отключена (обесточив электромагнитный клапан и опустив рычаг отсечки). Необходимо выкрутить одну форсунку для замера. Вращение коленчатого вала должно составлять 200-250 оборотов в минуту.
Разница в показаниях между цилиндрами не должна превышать 3 атмосферы.
Частые ошибки при проверке компрессии
Проверка компрессии в цилиндрах двигателя – это важный этап диагностики, который позволяет оценить состояние двигателя и выявить возможные проблемы. Однако, несмотря на свою простоту, этот процесс может быть подвержен ряду ошибок, которые могут привести к неправильным выводам. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
1. Неправильная подготовка двигателя
Перед началом проверки компрессии необходимо убедиться, что двигатель находится в правильном состоянии. Часто допускается ошибка, когда проверка проводится на холодном двигателе или с установленным дроссельным клапаном. Это может привести к занижению показателей компрессии. Рекомендуется прогреть двигатель до рабочей температуры и открыть дроссельный клапан для получения более точных результатов.
2. Игнорирование состояния свечей зажигания
Свечи зажигания играют ключевую роль в процессе сгорания топливовоздушной смеси. Если свечи загрязнены или имеют механические повреждения, это может повлиять на результаты проверки. Перед проведением диагностики следует удалить свечи и проверить их состояние. Если они в плохом состоянии, их необходимо заменить.
3. Неправильный выбор инструмента
Для проверки компрессии используются компрессометры, и выбор качественного инструмента имеет значение. Некачественные или неправильно откалиброванные приборы могут давать неверные показания. Рекомендуется использовать проверенные и сертифицированные компрессометры, а также следить за их состоянием и калибровкой.
4. Неправильная техника измерения
При проведении измерений важно соблюдать правильную технику. Например, необходимо убедиться, что компрессометр установлен плотно и герметично в свечном отверстии. Если есть утечки, это может привести к занижению показаний. Также следует делать несколько замеров в каждом цилиндре и усреднять результаты для повышения точности.
5. Пренебрежение проверкой всех цилиндров
Некоторые механики могут проверить компрессию только в одном или двух цилиндрах, что не дает полной картины состояния двигателя. Важно проверить компрессию во всех цилиндрах, чтобы выявить возможные проблемы, такие как износ поршневых колец или повреждение клапанов. Сравнение показателей между цилиндрами также может помочь определить наличие проблем.
6. Неправильная интерпретация результатов
После получения значений компрессии важно правильно интерпретировать результаты. Нормальные значения могут варьироваться в зависимости от типа двигателя, поэтому необходимо иметь под рукой справочные данные. Также следует учитывать, что небольшие отклонения могут быть допустимыми, но значительные различия между цилиндрами могут указывать на серьезные проблемы.
Избегая этих распространенных ошибок, можно значительно повысить точность проверки компрессии и, как следствие, улучшить диагностику состояния двигателя. Правильный подход к этому процессу поможет своевременно выявить и устранить проблемы, что в конечном итоге продлит срок службы автомобиля.
Вопрос-ответ
Как правильно проверить компрессию в цилиндрах?
Чтобы правильно проверить компрессию в цилиндрах, необходимо сначала прогреть двигатель до рабочей температуры, затем отключить систему зажигания и снять свечи зажигания. Вставьте компрессометр в отверстие одного из цилиндров и прокрутите стартером двигатель на несколько секунд. Запишите показания, затем повторите процесс для остальных цилиндров. Сравните полученные значения: они должны быть в пределах нормы и близки друг к другу. Если разница значительная, это может указывать на проблемы с поршневыми кольцами, клапанами или прокладкой головки блока.
Сколько должна быть компрессия в цилиндрах двигателя?
Компрессия — показатель, измеряемый. В норме компрессия для бензинового двигателя составляет 10–15 бар, для дизельного — 20–25 бар. Впрочем, с годами показатель может расти и уменьшаться в пределах 2–3 бар в обе стороны, что считается некритичным.
Как проверять компрессию на холодную или горячую?
Основные правила замера компрессии — двигатель должен быть «теплым» (60-70 градусов, чтобы масло имело «рабочую» текучесть). Обычно двигатель «прогревают» до первого срабатывания вентилятора охлаждения, а потом сразу выкручивают свечи и начинают замерять компрессию. Подачу топлива следует отключить.
Как понять, что плохая компрессия в цилиндрах?
Плохая компрессия в цилиндрах может проявляться через несколько признаков: затрудненный запуск двигателя, неравномерная работа на холостом ходу, потеря мощности при ускорении, повышенный расход масла и топлива, а также наличие черного или сизого дыма из выхлопной трубы. Для точной диагностики можно провести тест на компрессию, который покажет давление в каждом цилиндре; значительное отклонение от нормы указывает на проблемы с компрессией.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом проверки компрессии убедитесь, что двигатель находится в рабочем состоянии и прогрет до нормальной температуры. Это поможет получить более точные результаты, так как горячий двигатель обеспечивает лучшее уплотнение поршней и колец.
СОВЕТ №2
Используйте качественный компрессометр, который соответствует требованиям вашего двигателя. Обратите внимание на диапазон измерений и точность прибора, чтобы избежать ошибок в оценке состояния цилиндров.
СОВЕТ №3
При проведении проверки компрессии обязательно снимите все свечи зажигания. Это позволит избежать перегрузки стартера и обеспечит более легкий запуск двигателя для измерений. Также не забудьте закрыть дроссельную заслонку для получения корректных показаний.
СОВЕТ №4
Записывайте результаты компрессии для каждого цилиндра и сравнивайте их между собой. Разница в показателях более чем на 10% может указывать на проблемы с уплотнением, что требует дальнейшей диагностики и ремонта.