Россия, Ставрополь, Кулакова проспект
Пн-вс: 08:30—19:00
whatsapp telegram vk email

Как же устроен ДВС

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) — ключевой элемент транспорта и промышленности, преобразующий химическую энергию топлива в механическую работу. В статье рассмотрим принцип работы ДВС на примере четырехтактного и двухтактного бензинового двигателя. Это поможет читателям понять устройство механизмов, процессы их работы, а также преимущества и недостатки. Знание принципов работы ДВС полезно при выборе и обслуживании автомобиля, а также для осознания важности технологий, стоящих за транспортными средствами.

Самые распространенные виды двигателей

Существует три типа двигателей внутреннего сгорания: поршневые, роторно-поршневые (по системе Ванкеля) и газотурбинные. В современных автомобилях чаще всего используются четырехтактные поршневые двигатели благодаря их низкой стоимости, компактным размерам, легкому весу и универсальности для различных видов топлива и транспортных средств.

Двигатель автомобиля преобразует тепловую энергию от сгорания топлива в механическую. Его работа зависит от множества систем и узлов. Поршневые двигатели бывают двухтактными и четырехтактными. Принцип работы легче понять на примере четырехтактного одноцилиндрового двигателя.

Четырехтактный двигатель выполняет один полный рабочий цикл за четыре движения поршня (такта) или два оборота коленчатого вала:

  • впуск;
  • сжатие;
  • рабочий ход;
  • выпуск.

двс

Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что двигатель внутреннего сгорания (ДВС) представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных компонентов. Основным принципом его работы является преобразование химической энергии топлива в механическую, что достигается через процесс сгорания. Внутри цилиндров происходит сжатие топливно-воздушной смеси, после чего она воспламеняется, вызывая резкое увеличение давления, которое толкает поршни.

Специалисты подчеркивают важность системы смазки и охлаждения, которые предотвращают перегрев и износ деталей. Кроме того, современные ДВС оснащаются различными системами управления, позволяющими оптимизировать расход топлива и снизить выбросы вредных веществ. Несмотря на рост популярности электрических двигателей, эксперты уверены, что ДВС останется актуальным еще на долгое время благодаря своей надежности и эффективности.

Принцип работы двигателя. 4-х тактный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) в 3DПринцип работы двигателя. 4-х тактный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) в 3D

Общее устройство ДВС

Чтобы понять принцип работы мотора, необходимо в общих чертах представить его устройство. Основными частями являются:

  1. блок цилиндров (в нашем случае цилиндр один);
  2. кривошипно-шатунный механизм, состоящий из коленчатого вала, шатунов и поршней;
  3. головка блока с газораспределительным механизмом (ГРМ).

Кривошипно-шатунный механизм обеспечивает преобразование поступательно-возвратного движения поршней во вращение коленчатого вала. Поршни приходят в движение благодаря энергии сгорающего в цилиндрах топлива.

Работа данного механизма невозможна без работы механизма газораспределения, который обеспечивает своевременное открытие впускных и выпускных клапанов для впуска рабочей смеси и выпуска отработавших газов. Состоит ГРМ из одного или нескольких распределительных валов, имеющих кулачки, толкающие клапаны (не менее двух на каждый цилиндр), клапанов и возвратных пружин.

Двигатель внутреннего сгорания способен работать только при слаженной работе вспомогательных систем, к которым относятся:

  • система зажигания, отвечающая за воспламенение горючей смеси в цилиндрах;
  • впускная система, обеспечивающая подачу воздуха для образования рабочей смеси;
  • топливная система, обеспечивающая непрерывную подачу топлива и получение смеси горючего с воздухом;
  • система смазки, предназначенная для смазывания трущихся деталей и удаления продуктов износа;
  • выхлопная система, которая обеспечивает удаление отработавших газов из цилиндров ДВС и снижение их токсичности;
  • система охлаждения, необходимая для поддержания оптимальной температуры для работы силового агрегата.

головка блока цилиндров

Компонент ДВС Функция Тип/Подтип
Поршень Преобразование энергии взрыва в механическое движение Кованый, литой
Шатун Передача движения от поршня к коленчатому валу Стальной, кованый
Коленчатый вал Преобразование возвратно-поступательного движения в вращательное Стальной, кованый
Цилиндр Камера сгорания, направляющая для поршня Чугунный, алюминиевый
Головка блока цилиндров (ГБЦ) Установка клапанов, свечей зажигания, камер сгорания Алюминиевый, чугунный
Клапаны (впускные и выпускные) Регулирование потока воздуха и отработавших газов Стальные
Распределительный вал Управление работой клапанов Стальной
Система зажигания (свечи зажигания, катушка зажигания) Поджиг топливно-воздушной смеси
Система питания (топливный насос, карбюратор/инжектор) Подача топлива в камеру сгорания
Система смазки (масляный насос, масляный фильтр) Смазка трущихся деталей
Система охлаждения (радиатор, водяной насос) Отвод тепла от двигателя

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о том, как устроен двигатель внутреннего сгорания (ДВС):

  1. Цикл Отто и цикл Дизеля: ДВС работают по двум основным термодинамическим циклам — циклу Отто и циклу Дизеля. В цикле Отто, который используется в бензиновых двигателях, топливо смешивается с воздухом и сжимается, а затем воспламеняется искрой. В цикле Дизеля, который применяется в дизельных двигателях, воздух сначала сжимается до высокой температуры, а затем в него впрыскивается топливо, которое воспламеняется от высокой температуры воздуха.

  2. Четырехтактный цикл: Большинство ДВС работают по четырехтактному циклу, который включает четыре основных этапа: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. На каждом из этих этапов происходит определенное движение поршня, что позволяет преобразовывать химическую энергию топлива в механическую работу.

  3. Система смазки: Внутри ДВС существует сложная система смазки, которая обеспечивает защиту движущихся частей от износа и перегрева. Масло циркулирует по системе, уменьшая трение между деталями и отводя тепло. Современные двигатели могут использовать различные типы масел, включая синтетические, которые обеспечивают лучшую защиту и эффективность работы.

Эти факты подчеркивают сложность и инженерную изощренность двигателей внутреннего сгорания, которые остаются важной частью автомобильной промышленности.

Как работает двигатель внутреннего сгорания автомобиля?Как работает двигатель внутреннего сгорания автомобиля?

Рабочий цикл мотора

Цикл работы двигателя состоит из четырех тактов. В первом такте кулачок распредвала открывает впускной клапан, и поршень движется вниз из верхней мертвой точки, создавая разрежение, что позволяет рабочей смеси или воздуху поступать в цилиндр. При системе непосредственного впрыска топливо смешивается с воздухом в камере сгорания.

Поршень, соединенный с коленчатым валом через шатун, передает движение, поворачивая вал на 180 градусов к нижней мертвой точке.

Во втором такте, называемом сжатием, впускной клапан закрывается, и поршень движется вверх, сжимая и нагревая рабочую смесь. В конце этого такта система зажигания подает электрический разряд на свечу, вызывая искру, которая воспламеняет сжатую топливно-воздушную смесь.

В дизельных двигателях процесс воспламенения отличается: в конце такта сжатия через форсунку в камеру сгорания впрыскивается мелкораспыленное дизельное топливо, смешивающееся с горячим воздухом, что приводит к самовоспламенению. Поэтому степень сжатия в дизельных двигателях значительно выше.

Коленчатый вал совершает еще один поворот на 180 градусов, завершая один полный оборот.

Третий такт называется рабочим ходом. Газы, образующиеся при сгорании топлива, расширяются и толкают поршень вниз до нижней мертвой точки. Поршень передает энергию коленчатому валу через шатун, поворачивая его еще на пол-оборота.

После достижения нижней мертвой точки начинается последний такт – выпуск. В начале этого такта кулачок распределительного вала открывает выпускной клапан, и поршень движется вверх, выталкивая отработанные газы из цилиндра.

Многоцилиндровые двигатели обеспечивают равномерную работу мотора, так как в разных цилиндрах происходят разные такты. Каждые пол-оборота коленчатого вала в одном из цилиндров осуществляется рабочий ход (исключение составляют 2- и 3-цилиндровые двигатели). Это минимизирует вибрации и сбалансирует силы на коленчатый вал, обеспечивая плавную работу двигателя. Шатунные шейки расположены на валу под равными углами.

Для экономии пространства многоцилиндровые двигатели часто имеют V-образную или оппозитную конструкцию (например, у компании Subaru), что значительно сокращает занимаемое место под капотом.

рабочие циклы двигателя

Двухтактные моторы

Помимо четырехтактных поршневых ДВС существуют двухтактные. Принцип их работы несколько отличается от описанного выше. Устройство такого мотора проще. В цилиндре имеется для окна – впускное и выпускное, расположенное выше. Поршень, находясь в НМТ, перекрывает впускное окно, затем, двигаясь вверх, перекрывает выпускное и сжимает рабочую смесь. По достижении им ВМТ на свече образуется искра и поджигает смесь. В это время впускное окно оказывается открытым, и через него в кривошипную камеру попадает очередная доза топливно-воздушной смеси.

Во время второго такта, двигаясь вниз под воздействием газов, поршень открывает выпускное окно, через которое отработавшие газы выдуваются из цилиндра новой порцией рабочей смеси, которая попадает в цилиндр через продувочный канал. Частично рабочая смесь при этом также уходит в выпускное окно, что объясняет прожорливость двухтактного ДВС.


Подобный принцип работы позволяет достичь большей мощности двигателя при меньшем рабочем объеме, однако за это приходится расплачиваться большим расходом топлива. К преимуществам таких моторов можно отнести более равномерную работу, простую конструкцию, малый вес и высокую удельную мощность. Из недостатков следует упомянуть более грязный выхлоп, отсутствие систем смазки и охлаждения, что грозит перегревом и выходом агрегата из строя.

Общее устройство бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгоранияОбщее устройство бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания

Эффективность и экология ДВС

Эффективность двигателей внутреннего сгорания (ДВС) является одной из ключевых характеристик, определяющих их популярность и применение в различных областях. Основными факторами, влияющими на эффективность ДВС, являются конструктивные особенности, тип используемого топлива, а также режимы работы двигателя.

Одним из основных показателей эффективности ДВС является его КПД (коэффициент полезного действия). КПД ДВС обычно колеблется в пределах 25-30%, что означает, что лишь четверть энергии, содержащейся в топливе, преобразуется в механическую работу. Остальная часть энергии теряется в виде тепла, которое уходит через выхлопные газы, охлаждающую систему и другие элементы двигателя. Для повышения КПД инженеры разрабатывают различные технологии, такие как турбонаддув, непосредственный впрыск топлива и системы изменения фаз газораспределения.

Экологические аспекты работы ДВС также играют важную роль в их оценке. Выбросы вредных веществ, таких как угарный газ (CO), оксиды азота (NOx) и углеводороды (HC), являются серьезной проблемой для окружающей среды и здоровья человека. Современные ДВС оснащаются системами очистки выхлопных газов, такими как катализаторы и фильтры твердых частиц, которые помогают снизить уровень выбросов. Однако даже с учетом этих технологий, ДВС все еще уступают электрическим и гибридным двигателям по уровню выбросов и общей экологической чистоте.

Сравнение ДВС с альтернативными источниками энергии, такими как электродвигатели, также подчеркивает их недостатки. Электродвигатели имеют значительно более высокий КПД (до 90%) и не производят выбросов в процессе работы. Однако ДВС по-прежнему остаются более распространенными из-за своей высокой плотности энергии, доступности топлива и существующей инфраструктуры.

В последние годы наблюдается тенденция к улучшению экологических характеристик ДВС. Разработка новых технологий, таких как использование биотоплива, водорода и синтетических топлив, направлена на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Эти альтернативные виды топлива могут значительно уменьшить выбросы углерода и других загрязняющих веществ, что делает ДВС более экологически чистыми.

Таким образом, эффективность и экология ДВС являются важными аспектами, которые требуют постоянного внимания и инновационных решений. В условиях глобальных изменений климата и растущих требований к экологической безопасности, будущее ДВС будет зависеть от способности адаптироваться к новым условиям и внедрять более чистые и эффективные технологии.

Вопрос-ответ

Как работает ДВС простыми словами?

ДВС — это пока основной вид двигателей транспортных средств, тепловая машина, преобразующая химическую энергию топлива в механическую работу. Сжигая горючее во внутренних камерах, двигатель внутреннего сгорания освобождает энергию, а затем преобразует её во вращательное движение.

Из каких частей состоит ДВС?

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) состоит из нескольких основных частей: цилиндров, поршней, коленчатого вала, головки блока цилиндров, системы впуска и выпуска, системы смазки и охлаждения, а также системы зажигания (в бензиновых двигателях) или системы впрыска (в дизельных двигателях). Эти компоненты работают вместе для преобразования химической энергии топлива в механическую работу.

Что входит в ТО ДВС?

В техническое обслуживание (ТО) двигателя внутреннего сгорания (ДВС) входят замена масла и масляного фильтра, проверка и при необходимости замена воздушного и топливного фильтров, проверка уровня охлаждающей жидкости, осмотр и замена свечей зажигания (для бензиновых двигателей), а также диагностика системы зажигания и топливной системы. Также важно проверять состояние ремней и цепей ГРМ, а также проводить чистку или замену системы вентиляции картера.

Как называются все части двигателя?

Устройство двигателя автомобиля: блок, цилиндр, поршень, поршневые кольца и шатун.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите основные компоненты ДВС: ознакомьтесь с такими частями, как поршни, цилиндры, клапаны и коленчатый вал. Понимание их функций поможет вам лучше понять, как работает двигатель в целом.

СОВЕТ №2

Посмотрите обучающие видео или анимации, которые демонстрируют работу ДВС. Визуальные материалы могут значительно упростить восприятие сложных процессов и механизмов.

СОВЕТ №3

Не забывайте о принципах термодинамики, которые лежат в основе работы ДВС. Знание законов сохранения энергии и термодинамических циклов поможет вам глубже понять, как двигатель преобразует топливо в механическую энергию.

СОВЕТ №4

Если у вас есть возможность, попробуйте разобрать и собрать модель ДВС. Практический опыт поможет закрепить теоретические знания и даст вам представление о том, как все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Ссылка на основную публикацию
Похожее