Россия, Ставрополь, Кулакова проспект
Пн-вс: 08:30—19:00
whatsapp telegram vk email

Как устроен мотор ваз 2108-09, 2110-14

В статье рассмотрим устройство двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 2110 и 2114, акцентируя внимание на основных деталях и принципах работы. Понимание конструкции и функционирования двигателя поможет владельцам лучше заботиться о своих машинах, проводить диагностику и ремонт, а также повысить эффективность эксплуатации. Разберем ключевые элементы: цилиндры, поршни, клапаны и систему смазки, что даст читателям полное представление о работе двигателя и его особенностях.

Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателя

Блок цилиндров двигателя ВАЗ-2111 аналогичен блоку 21083. Он выполнен из чугуна, диаметр цилиндров составляет 82 мм. При замене поршневой группы возможны следующие увеличения:

  • 0,4 мм при первом ремонте;
  • 0,8 мм при втором ремонте.

Эксперты отмечают, что моторы моделей ВАЗ 2108-09 и 2110-14 представляют собой классические примеры отечественного автомобилестроения. Эти двигатели имеют ряд характерных особенностей, которые делают их популярными среди автолюбителей. Во-первых, они оснащены карбюраторной системой питания, что обеспечивает простоту в обслуживании и ремонте. Во-вторых, конструкция моторов включает в себя алюминиевую головку блока цилиндров, что способствует снижению веса и улучшению теплоотведения.

Кроме того, специалисты подчеркивают, что двигатели имеют достаточно высокий ресурс и могут без проблем проходить значительные пробеги при условии регулярного обслуживания. Простота конструкции позволяет легко модифицировать моторы для повышения их мощности, что делает их привлекательными для тюнинга. В целом, моторы ВАЗ 2108-09 и 2110-14 остаются надежным выбором для тех, кто ценит доступность и простоту в эксплуатации.

Капитальный ремонт двигателя. ВАЗ 21099Капитальный ремонт двигателя. ВАЗ 21099

Коленвал

Коленчатый вал размещается внизу блока и вращается на пяти коренных подшипниках, имеющих съемные крышки, крепление которых к блоку осуществляется болтами. Крышки невзаимозаменяемы и маркируются рисками на внешней стороне. Средняя опора коренного подшипника имеет гнезда, в которые устанавливаются опорные полукольца, исключающие осевое смещение коленвала. Переднее полукольцо изготавливается из сплава стали и алюминия, заднее – из металлокерамики. При появлении люфта коленчатого вала полукольца подлежат замене.

Вкладыши подшипников – опорных и шатунных – тонкостенные, выполнены из сталеалюминиевого сплава. На внутренней стороне всех верхних коренных вкладышей, за исключением вкладыша третьей опоры, имеются канавки.

Устройство кривошипа (коленвала двигателя) следующее: он чугунный, имеет четыре шатунных и пять коренных шеек. Заодно с валом отлиты восемь противовесов. Внутри вала просверлены каналы, закрытые заглушками и имеющие двойное назначение:

  1. по ним подается масло у шатунным шейкам от коренных;
  2. они очищают масло, поскольку центробежной силой к заглушкам отбрасываются все механические примеси, не задержанные фильтром.

Последнее обстоятельство необходимо учитывать при капремонте двигателя, и при снятии коленвала, а особенно при балансировке нужно прочищать каналы от накопившихся отложений. Заглушки после прочистки заменяются на новые.

К передней части коленвала крепится шкив привода распредвала, а к нему – приводной шкив генератора, который работает еще и как демпфирующее устройство, благодаря упругому элементу между внешней и внутренней частями шкива. К заднему концу при помощи шести болтов крепится чугунный маховик. У него имеется зубчатый венец, предназначенный для запуска мотора при помощи стартера. Помимо этого, на его поверхности есть конусная лунка-метка, предназначенная для определения ВМТ после того, как двигатель собран.

коленвал ваз

Компонент двигателя Функция Характеристики (ВАЗ 2108-09 / ВАЗ 2110-14)
Блок цилиндров Основа двигателя, содержит цилиндры и каналы для охлаждающей жидкости Чугунный / Чугунный
Головка блока цилиндров (ГБЦ) Содержит распределительные валы, клапаны, свечи зажигания Алюминиевый / Алюминиевый
Поршни Перемещаются внутри цилиндров, преобразуя давление газов в механическую энергию Алюминиевые / Алюминиевые
Шатуны Соединяют поршни с коленчатым валом Стальные / Стальные
Коленчатый вал Преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движение Стальной / Стальной
Распределительный вал (РВ) Управляет открытием и закрытием клапанов Верхнерасположенный (OHC) / Верхнерасположенный (OHC)
Клапаны Регулируют подачу топливно-воздушной смеси и выпуск отработанных газов Стальные / Стальные
Система смазки Обеспечивает смазку трущихся деталей двигателя Под давлением / Под давлением
Система охлаждения Отводит тепло от двигателя Жидкостная, принудительная циркуляция / Жидкостная, принудительная циркуляция
Система зажигания Обеспечивает воспламенение топливно-воздушной смеси Контактная (2108-09 ранние модели) / Бесконтактная (электронное зажигание) / Бесконтактная (электронное зажигание)
Карбюратор (2108-09) / Инжектор (2110-14) Подготовка топливно-воздушной смеси Солекс (2108-09) / Январь, Бош (2110-14)

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о моторах автомобилей ВАЗ 2108-09 и 2110-14:

  1. Конструкция и компоновка: Моторы ВАЗ 2108-09 и 2110-14 имеют рядную четырехцилиндровую конфигурацию с рабочим объемом 1.3 и 1.5 литра. Они отличаются простотой конструкции и надежностью, что делает их популярными среди автолюбителей и механиков. Двигатели имеют верхнее расположение распредвала (SOHC), что упрощает обслуживание и настройку.

  2. Технология впрыска: Моторы ВАЗ 2110-14 были одними из первых в линейке ВАЗ, которые начали использовать систему впрыска топлива вместо карбюраторов. Это улучшило экономичность и динамику автомобилей, а также снизило уровень выбросов, что соответствовало современным экологическим стандартам.

  3. Модификации и тюнинг: Двигатели ВАЗ 2108-09 и 2110-14 стали основой для множества тюнинг-проектов в России и за ее пределами. Благодаря доступности запчастей и широкому выбору модификаций, многие автолюбители успешно увеличивают мощность и производительность этих моторов, что делает их популярными для участия в соревнованиях и автоспорте.

Метки ГРМ на Ваз 2108Метки ГРМ на Ваз 2108

Поршневая группа

Шатуны изготавливаются из стали с сечением в виде двух тавров. Крышки обрабатываются одновременно с шатунами, что делает их несовместимыми. На шатунах и крышках указывается номер цилиндра.

Поршневые пальцы — это стальные трубки, которые свободно перемещаются в бобышках поршней и фиксируются стопорными кольцами.

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава и имеют три канавки для поршневых колец. Комплект колец включает два компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Компрессионные кольца предотвращают попадание газов в картер, а маслосъемное удаляет масло со стенок цилиндра и направляет его к бобышкам для смазки поршневого пальца.

В днище поршня есть выемка, предотвращающая повреждение клапанов при обрыве ремня ГРМ. У модели ВАЗ-2109 с двигателем 1,3 литра днище плоское, что приводит к поломке всей поршневой группы и механизма газораспределения при обрыве ремня, что вызывает дорогостоящий ремонт.

поршни ваз 2109

Устройство головки блока и ГРМ

Головка блока (ГБЦ) у всех переднеприводных авто семейства ВАЗ, будь то 2109, 2110 или 2114 одна, общая для всех цилиндров. Они монтируется к блоку при помощи десяти винтов. При монтаже под нее подкладывается металлическая прокладка. Данная прокладка предназначена для одноразового применения, и повторно ее использовать нельзя. В верхней части ГБЦ имеется пять опор распредвала.

Распределительный вал двигателя автомобиля ВАЗ-2109, имеет индекс 21083. На некоторые двигатели устанавливаются валы 2110 или 2111, их устройство несколько отличается от 21083, что позволяет получить прирост мощности мотора. Отливается вал из чугуна, на нем расположены пять опор и восемь кулачков, открывающих клапаны. В действие он приводится с помощью зубчатого ремня от шкива коленвала. Правильно установить валы относительно друг друга можно при помощи установочного выступа на задней крышке ремня ГРМ и меток на приводных шестернях и маховике.

В ГБЦ запрессованы седла, а та же направляющие втулки клапанов. На внутренней стороне втулок имеются канавки для подвода смазки, сверху втулки закрываются маслоотражательными колпачками.

Клапаны изготавливаются из стали, причем головка впускного – из жаропрочной. Монтируются они наклонно в один ряд. Впускной клапан большего диаметра чем выпускной. Зазоры между клапанами и кулачками распредвала регулируются при помощи регулировочных шайб, обладающих повышенной износостойкостью.

Толкатели представляют собой металлические стаканчики, движущиеся в отверстиях ГБЦ. Для улучшения износоустойчивости поверхность, соприкасающаяся с торцами стержней клапанов, цементируется.

головка блока цилиндров ваз

Отличия всех модификаций 8 клапанных двигателей ВАЗ переднеприводного семействаОтличия всех модификаций 8 клапанных двигателей ВАЗ переднеприводного семейства

Смазывание деталей

Система смазки двигателей ВАЗ-2109 и ВАЗ-2110 комбинированная. Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам, а также к опорам распредвала. Цилиндры, поршни, пальцы, кольца, кулачки распредвала и толкатели смазываются разбрызгиванием, остальные элементы получают масло самотеком.

В передней части блока установлен шестеренчатый масляный насос с перепускным клапаном. Маслоприемник крепится к крышке второго коренного подшипника и корпусу насоса. Масляный фильтр неразборный, с перепускным и противодренажным клапанами. Устройство системы смазки и других систем двигателя описано в отдельных статьях.

Вентиляция картера принудительная, газы отводятся через маслоотделитель.

Система охлаждения двигателя

Радиатор представляет собой теплообменник, который отводит тепло от охлаждающей жидкости, проходящей через него. Он состоит из множества тонких трубок, окруженных ребрами, которые увеличивают поверхность для теплоотведения. ВАЗ 2108-09 и 2110-14 оснащены радиаторами с механическим вентилятором, который включается при повышении температуры охлаждающей жидкости, а также может быть дополнительно оборудован электрическим вентилятором для улучшения охлаждения в пробках или при низкой скорости.

Водяной насос, или помпа, отвечает за циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Он обеспечивает постоянный поток жидкости от двигателя к радиатору и обратно. В моделях ВАЗ 2108-09 и 2110-14 используется центробежный насос, который приводится в движение ремнем от коленчатого вала. Эффективность работы водяного насоса критически важна для поддержания необходимого уровня охлаждения.

Термостат – это устройство, которое регулирует поток охлаждающей жидкости в зависимости от температуры двигателя. Он закрыт, когда двигатель холодный, что позволяет жидкости быстро нагреваться. Как только температура достигает установленного значения, термостат открывается, позволяя охлаждающей жидкости циркулировать через радиатор для отведения избыточного тепла. Это обеспечивает более быстрое прогревание двигателя и экономию топлива.

Шланги системы охлаждения соединяют все компоненты и обеспечивают движение охлаждающей жидкости. Они должны быть прочными и устойчивыми к высоким температурам и давлению. Важно регулярно проверять состояние шлангов на наличие трещин и утечек, так как их повреждение может привести к перегреву двигателя.

Охлаждающая жидкость, обычно представляющая собой смесь воды и антифриза, играет важную роль в системе. Она не только отводит тепло, но и предотвращает замерзание и коррозию внутренних компонентов системы. Рекомендуется периодически проверять уровень и состояние охлаждающей жидкости, а также заменять ее в соответствии с рекомендациями производителя.

Таким образом, система охлаждения двигателя ВАЗ 2108-09 и 2110-14 является сложным и важным элементом, который требует регулярного обслуживания и внимания. Правильная работа всех компонентов системы обеспечивает надежность и долговечность двигателя, а также комфортные условия эксплуатации автомобиля.

Вопрос-ответ

Чем отличается двигатель 2108 от 2111?

На двигателе ВАЗ 2111-80 (в комплектации Евро-2) установлен распределительный вал 2110. Посадочные размеры вала совпадают с посадочными размерами вала 2108, но изменен профиль кулачков. По сравнению с двигателем 2108 увеличилась высота подъема клапанов. Для впускного клапана подъем составляет 9,6 мм (2108 – 9,0 мм).

Как отличить 1. 5 от 1. 6 ВАЗ 2114?

Для двигателя 1,6 литра: пластиковый ресивер, два датчика кислорода, выхлопная система из штанов, катализатора, резонатора и глушителя, топливный фильтр на защёлках. Vk.com. Цвет блока: у двигателя 1,5 он серый, а у 1,6 — синий.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите техническую документацию. Перед тем как приступить к ремонту или обслуживанию мотора, ознакомьтесь с руководством по эксплуатации и техническими характеристиками вашего автомобиля. Это поможет вам лучше понять устройство мотора и избежать ошибок при работе.

СОВЕТ №2

Регулярно проверяйте уровень масла и его состояние. Масло играет ключевую роль в работе мотора, поэтому следите за его уровнем и заменяйте его в соответствии с рекомендациями производителя. Это поможет продлить срок службы двигателя и улучшить его производительность.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на систему охлаждения. Убедитесь, что радиатор и термостат работают исправно, а уровень охлаждающей жидкости находится в пределах нормы. Перегрев мотора может привести к серьезным повреждениям, поэтому регулярная проверка системы охлаждения крайне важна.

СОВЕТ №4

Не игнорируйте звуки и вибрации. Если вы заметили необычные звуки или вибрации при работе мотора, не откладывайте диагностику. Это может быть признаком неисправности, и раннее вмешательство поможет избежать более серьезных проблем и затрат на ремонт.

Ссылка на основную публикацию
Похожее