Россия, Ставрополь, Кулакова проспект
Пн-вс: 08:30—19:00
whatsapp telegram vk email

Виды, устройство воздушных фильтров и периодичность замены

Воздушный фильтр — ключевой элемент системы питания двигателя, очищающий воздух для камеры сгорания. Его работа влияет на производительность двигателя, расход топлива и уровень выбросов. В статье рассмотрим виды воздушных фильтров, их устройство, важность регулярной замены и рекомендации по периодичности, что поможет поддерживать автомобиль в оптимальном состоянии и продлить срок службы.

Зачем нужен воздушный фильтр?

Воздух играет ключевую роль в горении бензина в двигателе внутреннего сгорания. Для полного сгорания одного килограмма бензина требуется около пятнадцати килограммов воздуха. Важно не только количество, но и качество этого воздуха, что и обеспечивает воздушный фильтр.

При движении автомобиля по просёлочной дороге или полю поднимается облако пыли. Пыль попадает в легкие водителя и пассажиров, а также в двигатель, что увеличивает износ поршневой группы, подшипников и коленчатого вала из-за абразивных частиц в масле. Для решения этой проблемы был разработан воздушный фильтр, который очищает воздух от вредных частиц, уменьшая ущерб двигателю.

В начале автомобилестроения воздушные фильтры не использовались. Однако испытания и эксплуатация автомобилей в сложных условиях показали необходимость дополнительной защиты для увеличения срока службы двигателя без капитального ремонта.

воздушный фильтр

Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают важность правильного выбора и обслуживания воздушных фильтров. Существует несколько видов фильтров, включая бумажные, синтетические и угольные, каждый из которых имеет свои преимущества. Бумажные фильтры обеспечивают хорошую фильтрацию, но могут быть менее долговечными. Синтетические фильтры, в свою очередь, обладают высокой прочностью и могут использоваться дольше. Угольные фильтры эффективно нейтрализуют запахи и вредные вещества, что особенно важно в городских условиях.

Периодичность замены фильтров зависит от условий эксплуатации автомобиля. В среднем, рекомендуется менять воздушный фильтр каждые 15-30 тысяч километров пробега, однако в условиях пыльных дорог или частых городских поездок этот интервал может сократиться. Регулярная замена фильтров не только улучшает качество воздуха в салоне, но и способствует более эффективной работе двигателя, что в конечном итоге влияет на экономию топлива и долговечность автомобиля.

Воздушный фильтр: Виды, из чего сделан, регламент заменыВоздушный фильтр: Виды, из чего сделан, регламент замены

Устройство воздушного фильтра

Описывать устройство такого элемента автомобиля, как воздушный фильтр, с одной стороны, достаточно просто, с другой – довольно затруднительно. Просто – из-за того, что понятна решаемая им задача – очистка проходящего через него воздушного потока от посторонних твердых частиц, а затруднение связано с многочисленными вариантами, как этого можно достичь.

Поэтому, наверное, разумным будет первоначально рассмотреть, как в принципе осуществляется работа таких устройств, а потом более подробно остановиться на отдельных элементах конструкции. Как работает воздушный фильтр, понятно из приведенного рисунка

Его конструктивное исполнение может быть разным, но принцип работы остается одинаковым – воздух через воздухоприемный патрубок поступает в корпус. Там на пути воздушного потока располагается фильтрующий элемент таким образом, чтобы минуя его, воздух не мог пройти. Проходя через него, частицы пыли задерживаются, воздух очищается и после этого попадает во впускной коллектор двигателя. Теперь можно сказать, что свое назначение воздушный фильтр выполнил.

виды воздушных фильтров

Тип воздушного фильтра Устройство Периодичность замены
Бумажный (складчатый) Многослойная бумага, сложенная в гармошку, заключенная в картонную рамку. 10 000 – 15 000 км пробега (для автомобилей), каждые 3-6 месяцев (для бытовых систем)
Масляный (тканевый) Тканевый элемент, пропитанный специальным маслом, задерживающий частицы пыли и грязи. 5 000 – 10 000 км пробега (для автомобилей), каждые 2-4 месяца (для бытовых систем), или по мере загрязнения
HEPA (высокоэффективный) Многослойный фильтр из микроволокон, задерживающий до 99,97% частиц размером 0,3 мкм. 1-2 года (для бытовых систем), зависит от интенсивности использования
Электростатический Использует электрическое поле для притяжения и улавливания частиц пыли. Различается в зависимости от модели, обычно требует очистки каждые 2-4 недели, замена элементов через 1-2 года
угольный Содержит активированный уголь, который поглощает газы и неприятные запахи. Часто используется в комбинации с другими типами фильтров. 6-12 месяцев (для бытовых систем), зависит от интенсивности использования и уровня загрязнения воздуха

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о воздушных фильтрах, их устройствах и периодичности замены:

  1. Разнообразие типов фильтров: Существует несколько основных типов воздушных фильтров, включая бумажные, синтетические и угольные. Бумажные фильтры наиболее распространены благодаря своей доступности и эффективности, в то время как угольные фильтры используются для удаления запахов и вредных газов, что делает их идеальными для использования в помещениях с плохой вентиляцией.

  2. Эффективность фильтрации: Некоторые современные воздушные фильтры имеют рейтинг MERV (Minimum Efficiency Reporting Value), который показывает их эффективность в удалении частиц различного размера. Фильтры с высоким рейтингом MERV могут улавливать до 99% частиц размером до 0,3 микрона, включая пыльцу, споры плесени и даже некоторые бактерии.

  3. Периодичность замены: Рекомендуемая периодичность замены воздушных фильтров варьируется в зависимости от типа фильтра и условий эксплуатации. Например, бумажные фильтры обычно нужно менять каждые 3-6 месяцев, в то время как более дорогие HEPA-фильтры могут служить до года. Однако в домах с домашними животными или в условиях повышенной запыленности замена может потребоваться чаще.

Воздушные фильтры I Как устроены, и какие бываютВоздушные фильтры I Как устроены, и какие бывают

Виды воздушных фильтров

На протяжении истории автомобилестроения создано множество типов воздушных фильтров, которые можно классифицировать по следующим критериям:

  • форме (круглые, квадратные, плоские и т.д.);
  • методу фильтрации (инерционно-масляные, прямоточные, циклонные и т.д.);
  • материалу фильтрующего элемента;
  • условиям эксплуатации (обычные, для тяжелых условий);
  • уровню фильтрации (одно- или многоступенчатые).

Разнообразие фильтров объясняется длительным сроком службы автомобилей, который может достигать нескольких десятилетий. За это время меняются представления о:

  1. назначении фильтра;
  2. лучших материалах для очистки воздуха;
  3. оптимальном сроке службы фильтра и частоте его замены.

Это приводит к появлению новых концепций и материалов для более эффективной фильтрации. Тем не менее, старые автомобили продолжают использоваться, что объясняет наличие различных фильтров с разной конструкцией, но одинаковой функцией.

К таким фильтрам относятся:

  • инерционно-масляные;
  • бумажные;
  • фильтры с нулевым сопротивлением;
  • многоступенчатые.

В настоящее время пробег автомобиля становится важным фактором, и производители принимают меры для его увеличения, включая разработку решений для реже заменяемых фильтров.

воздушный фильтр прямоточный

Когда менять воздушный фильтр?

Вопрос смены достаточно неоднозначный. В этом вопросе, когда и как часто их менять, нет единого подхода. Один из них связан с рекомендациями изготовителя. Так, для отечественных машин, как правило, через десять тысяч километров необходимо выполнить смену воздушного фильтра. С другой стороны, когда эксплуатация автомобиля происходит в щадящих режимах, например, зимой при отсутствии пыли, то часто менять фильтр не нужно.

Здесь все определяется именно условиями эксплуатации авто. Если автомобиль часто оказывается в условиях воздействия пыли, то только своевременная замена фильтрующих элементов, позволяет предохранить двигатель от ее влияния и обеспечивает сохранение транспортного средства. В таких условиях эксплуатации сама машина подскажет, через сколько пройденных километров, или когда по времени, надо производить замену. Признаками того, что фильтрующий элемент пора менять будут:

  1. повышенный расход топлива;
  2. повышенное процентное содержание углекислого газа в составе выхлопных газов;
  3. снижение мощности мотора.

Появление таких признаков – это конечно крайний случай, фильтр лучше всего менять заранее, не дожидаясь их появления. Проще менять один фильтрующий элемент, чем ремонтировать двигатель.

Оказывает свое влияние и материал, из которого сделан фильтрующий элемент. Во многих случаях материал определяет, через какое время надо менять элемент очистки воздуха. Раньше применяли бумагу, пропитанную специальными составами, сейчас при производстве современных фильтров используют материал, получаемый синтетическим путём. Благодаря этому увеличивается время, в течение которого фильтрующий элемент может работать в составе автомобиля.

Здесь надо учесть такой момент – часто отдельными водителями практикуется промывка или какая-то другая очистка фильтров, и их повторное применение. Не надо делать ничего подобного. Устройство современного воздушного фильтра, предусматривает сменный фильтрующий элемент, он достаточно дешев, это можно объяснить характеристиками, которые имеет материал, используемый при изготовлении, и ограниченным сроком его службы.

Поэтому, даже если вы поставите внешне чистый элемент, совсем не обязательно, что в двигатель будет поступать чистый воздух. Зачем вам нужен поиск дополнительных проблем? Изготовители фильтров и автомобилей не зря ставят ограничение, сколько машина может проехать на одном фильтре. Во многом это определяет материал, используемый при изготовлении фильтра, условия эксплуатации автомобиля, устройство самого воздушного фильтра.

Исходя из изложенного выше, ответ на вопрос, как часто менять и сколько можно проехать на одном воздушном фильтре, может быть (один из возможных вариантов) таким – руководствоваться указаниями изготовителя авто, но никто не мешает менять фильтр чаще, особенно при смене сезонов (зима/лето) или тяжелых условий эксплуатации.

виды фильтров

Сроки смены воздушного фильтраСроки смены воздушного фильтра

Как выбрать подходящий воздушный фильтр?

Выбор подходящего воздушного фильтра является важным этапом в обеспечении чистоты воздуха в помещениях и поддержании здоровья людей. Существует несколько факторов, которые следует учитывать при выборе фильтра, чтобы он соответствовал вашим потребностям и условиям эксплуатации.

1. Тип фильтрации: Существует несколько типов фильтров, включая механические, угольные и HEPA-фильтры. Механические фильтры задерживают частицы пыли и аллергенов, угольные фильтры устраняют запахи и вредные газы, а HEPA-фильтры способны задерживать до 99,97% частиц размером до 0,3 микрон. Выбор типа фильтра зависит от того, какие загрязнители вы хотите удалить из воздуха.

2. Размер и совместимость: Перед покупкой фильтра необходимо убедиться, что он подходит для вашего устройства. Фильтры бывают разных размеров и форматов, поэтому важно знать точные размеры и спецификации вашего воздухоочистителя или системы вентиляции. Неправильный размер фильтра может привести к снижению эффективности очистки и увеличению нагрузки на оборудование.

3. Эффективность фильтрации: Обратите внимание на класс фильтрации, указанный на упаковке. Например, фильтры класса F7 и выше обеспечивают высокую степень очистки и могут быть рекомендованы для использования в помещениях с повышенными требованиями к качеству воздуха, таких как медицинские учреждения или детские сады.

4. Периодичность замены: Разные фильтры имеют разные сроки службы. Важно учитывать, как часто необходимо менять фильтр, чтобы поддерживать его эффективность. Некоторые фильтры требуют замены каждые 3 месяца, в то время как другие могут служить до года. Рекомендуется следить за состоянием фильтра и заменять его по мере загрязнения.

5. Условия эксплуатации: Если вы живете в районе с высоким уровнем загрязнения воздуха или у вас есть домашние животные, вам может понадобиться более эффективный фильтр или более частая замена. Также стоит учитывать наличие аллергий у членов семьи, что может потребовать использования фильтров с высокой степенью очистки.

6. Бюджет: Цены на воздушные фильтры могут значительно варьироваться. Важно найти баланс между стоимостью и качеством. Более дорогие фильтры могут иметь более длительный срок службы и лучшую эффективность, что в конечном итоге может сэкономить деньги на замене и обслуживании.

В заключение, правильный выбор воздушного фильтра требует учета множества факторов, включая тип фильтрации, размер, эффективность, периодичность замены, условия эксплуатации и бюджет. Правильный подход к выбору фильтра поможет обеспечить чистоту воздуха и здоровье всех членов вашей семьи.

Вопрос-ответ

Какие бывают воздушные фильтры?

Воздушные фильтры бывают различных типов, включая механические, которые задерживают частицы пыли и грязи, угольные, которые поглощают запахи и химические вещества, и HEPA-фильтры, способные улавливать мельчайшие частицы, такие как аллергены и бактерии. Также существуют фильтры с электростатической очисткой, которые используют электрические заряды для притяжения частиц, и фильтры для автомобилей, которые очищают воздух в салоне. Каждый тип фильтра имеет свои особенности и предназначение в зависимости от условий эксплуатации и требований к качеству воздуха.

Какая периодичность замены воздушного фильтра?

Интервал замены воздушных фильтров составляет 8000–10 000 км. То есть их нужно менять при каждом регламентном техническом обслуживании автомобиля. Почистить воздушный фильтр не получится, потому что в материале скапливаются мелкие частицы, которые невозможно удалить.

Каков интервал замены воздушного фильтра?

Однако для поддержания максимальной производительности вашего автомобиля рекомендуется менять воздушные фильтры не реже, чем каждые 19 000–24 000 км. Если вы часто ездите в условиях сильной запыленности, этот интервал следует сократить.

Какие фильтры нужно менять во время ТО?

Техническое обслуживание (ТО) автомобиля – комплекс плановых работ, во время которых специалисты меняют технические жидкости и расходные материалы, а также проверяют основные узлы и агрегаты. В частности, во время техобслуживания надо менять фильтры – воздушный, масляный, топливный и салонный.

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно проверяйте состояние воздушного фильтра. Даже если у вас нет видимых загрязнений, рекомендуется осматривать фильтр каждые 10-15 тысяч километров пробега или раз в полгода, чтобы избежать ухудшения качества воздуха в салоне автомобиля.

СОВЕТ №2

Выбирайте фильтры, соответствующие рекомендациям производителя вашего автомобиля. Использование оригинальных или качественных аналогов поможет обеспечить максимальную эффективность фильтрации и продлить срок службы двигателя.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на условия эксплуатации вашего автомобиля. Если вы часто ездите по пыльным или загрязненным дорогам, фильтр может требовать замены чаще, чем в обычных условиях. В таких случаях рекомендуется проверять фильтр каждые 5-7 тысяч километров.

СОВЕТ №4

Не забывайте о замене фильтра салона. Он отвечает за качество воздуха внутри автомобиля, и его замена должна производиться одновременно с заменой воздушного фильтра двигателя, чтобы обеспечить комфорт и здоровье пассажиров.

Ссылка на основную публикацию
Похожее