Россия, Ставрополь, Кулакова проспект
Пн-вс: 08:30—19:00
whatsapp telegram vk email

Устройство сажевого фильтра и принцип работы

Сажевый фильтр — ключевой элемент выхлопной системы дизельных автомобилей, предназначенный для снижения выбросов вредных частиц. В статье рассмотрим устройство сажевого фильтра, его принцип работы и значение для экологии и здоровья. Обсудим срок службы фильтра и факторы, влияющие на его эффективность. Понимание работы сажевого фильтра поможет автовладельцам заботиться о своих автомобилях и соблюдать экологические нормы.

Для чего нужен сажевый фильтр

Чтобы понять назначение устройства, необходимо разобраться в отработанных газах (ОГ). В таблице ниже представлен состав ОГ и их влияние на человеческий организм.

Исследования показывают, что дизельные двигатели опасны из-за высокого содержания сажи в отработанных газах. Для снижения этой концентрации в конструкции автомобиля используется сажевый фильтр, который будет рассмотрен далее.

содержание вредных веществ в выхлопе дизеля

Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что сажевый фильтр является ключевым элементом системы очистки выхлопных газов дизельных двигателей. Его основная задача заключается в улавливании и хранении сажи и других твердых частиц, образующихся в процессе сгорания топлива. Устройство фильтра состоит из керамической или металлической структуры с пористыми стенками, которые позволяют газам проходить, но задерживают частицы сажи.

При достижении определенного уровня загрязнения фильтр активируется процессом регенерации, в ходе которого сажа сжигается при высоких температурах. Это может происходить как пассивно, так и активно, в зависимости от условий работы двигателя. Эксперты подчеркивают, что правильная работа сажевого фильтра способствует снижению выбросов вредных веществ в атмосферу и повышает эффективность работы двигателя. Однако, неправильная эксплуатация или использование некачественного топлива могут привести к его засорению, что негативно скажется на производительности автомобиля.

Как работает сажевый фильтрКак работает сажевый фильтр

Принцип работы

Размер частиц сажи ориентировочно равен пяти сотым микрона, а по своему химическому составу это чистый углерод. Задержать такие микроскопические частицы обычными средствами довольно проблематично. Для их улавливания в устройстве используется диффузия. Понять принцип работы, заложенный в подобное устройство, поможет приведенное ниже фото:

Из картинки видно, что в матрице существует целая сеть трубок, причем у соседних из них торцы закрыты с разных сторон. Внутрь ОГ поступают со стороны двигателя, но попадая в трубки, закрытые с противоположной стороны, не могут двигаться дальше. Тогда они через стенки проникают в соседние открытые полости и свободно уходят из керамической матрицы.

При этом во время диффузии из одной полости в другую, даже микроскопические частицы задерживаются, а значит, сажевый фильтр выполнил свою задачу.

диффузия сажевого фильтра

Компонент сажевого фильтра Функция компонента Возможные неисправности и их последствия
Корпус фильтра (керамический или металлический) Содержит фильтрующий элемент и обеспечивает его структурную целостность. Трещины, повреждения корпуса – утечка отработавших газов, снижение эффективности фильтрации.
Фильтрующий элемент (соты из карбида кремния или корунда) Задерживает сажу и другие твердые частицы из отработавших газов. Засорение, повреждение сот – увеличение противодавления, снижение мощности двигателя, ошибки в системе управления двигателем.
Датчик давления (DP-датчик) Измеряет разницу давления до и после фильтра, сигнализируя о степени засорения. Неисправность датчика – некорректные показания, задержка регенерации, повреждение фильтра.
Система регенерации (пассивная или активная) Удаляет накопленную сажу из фильтра. Неэффективная регенерация – полное засорение фильтра, необходимость замены.
Нагревательный элемент (в активной системе регенерации) Нагревает фильтр до температуры, необходимой для сжигания сажи. Неисправность нагревательного элемента – невозможность проведения активной регенерации.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о сажевом фильтре и его принципе работы:

  1. Структура и материалы: Сажевые фильтры обычно изготавливаются из керамических или металлических материалов, которые обладают высокой термостойкостью и устойчивостью к коррозии. Они содержат микроскопические поры, которые позволяют задерживать частицы сажи и других загрязняющих веществ, проходящих через выхлопные газы.

  2. Процесс регенерации: Сажевые фильтры имеют механизм регенерации, который позволяет удалять накопившуюся сажу. При достижении определенного уровня загрязнения фильтр автоматически нагревается (обычно до 600-700°C), что приводит к сгоранию сажи и восстановлению фильтра. Этот процесс может происходить как пассивно (за счет высокой температуры выхлопных газов), так и активно (с помощью дополнительных систем, таких как подогрев топлива).

  3. Экологические преимущества: Сажевые фильтры играют ключевую роль в снижении выбросов вредных веществ в атмосферу. Они способны улавливать до 95% твердых частиц, таких как сажа и другие загрязнители, что значительно уменьшает уровень загрязнения воздуха и способствует соблюдению экологических норм и стандартов.

Сажевый фильтр: строение, принцип работы, функции и видыСажевый фильтр: строение, принцип работы, функции и виды

Устройство сажевого фильтра

Дизельный сажевый фильтр, несмотря на простоту, является сложным устройством. Он имеет форму металлического цилиндра с входными и выходными патрубками, соединяющимися с системой очистки выхлопных газов. Структуру фильтра можно увидеть на приложенном изображении.

Внутри фильтра расположена керамическая матрица, о которой говорилось ранее. На сажевом фильтре установлены датчики, контролирующие его работу:

  • датчик разности давления;
  • датчик температуры на входе и выходе фильтра.

В зависимости от конструкции, сажевый фильтр для дизельных двигателей может устанавливаться по-разному, что также показано на фото.

Матрица может быть с внутренним каталитическим покрытием или без него. Если покрытия нет, требуется установка отдельного катализатора. При наличии каталитического покрытия матрица может быть интегрирована с катализатором.

устройство фильтра

Фильтр сажевых частиц – как лучше эксплуатировать

Правильная эксплуатация автомобиля продлевает время жизни сажевого фильтра. Дело в том, что очищая ОГ, поры в трубках и сами трубки забиваются частицами сажи, что приводит к ухудшению условий работы двигателя и в конечном итоге не позволяет нормально эксплуатировать автомобиль.

Здесь стоит упомянуть, что сажевый фильтр, для восстановления его работоспособности без замены и снятия с автомобиля, требует специального режима работы, отличающегося от выполняемого обычно процесса фильтрации. Но к этому вопросу можно будет вернуться немного позже.

Датчик DPF: принцип работы, неисправности и способы диагностики. Часть 12Датчик DPF: принцип работы, неисправности и способы диагностики. Часть 12

Причины, снижающие эффективность работы

Существует несколько факторов, способствующих забиванию сажевого фильтра. Главная причина — качество топлива. Некачественное топливо увеличивает образование сажи в двигателе, что быстро приводит к засорению фильтра и сокращает его срок службы.

Еще одной причиной является недостаточная температура выхлопных газов для полного сгорания сажи. Сажевый фильтр задерживает сажевые частицы и сжигает их при температуре выше 600 градусов. При более низких температурах сжигание не происходит.

Факторы, снижающие температуру выхлопных газов:

  1. режим движения (низкая скорость и частые остановки);
  2. пробки на дороге;
  3. нарушения в процессе сгорания топлива.

Текущий контроль состояния

С целью обеспечения контроля, выхлопная система, которой оснащается дизель, комплектуется контрольно-измерительными приборами, включающими в себя, как уже упоминалось, датчик температуры, контролирующий ее показания, и датчик давления, измеряющий его разность на концах фильтра.

По сигналам, которые формирует датчик давления, контроллер управления определяет, что сажевый фильтр переполнен несгоревшими остатками топлива, и поэтому может автоматически запустить процесс его очистки. На панели при этом появляется соответствующий символ.

показания на приборной панели

Как очистить – дизель позволяет и это

Для восстановления работы автомобиля с переполненным сажевым фильтром достаточно использовать несколько методов регенерации. Процесс может быть активным или пассивным, и включает сгорание частиц сажи для освобождения забитых пор. Основные способы:

  • увеличение температуры выхлопных газов;
  • использование добавок, снижающих температуру сгорания сажи;
  • промывка сажевого фильтра специальными химическими реагентами.

Пассивная регенерация

Проводится водителем самостоятельно при появлении соответствующей индикации, а также при заметных признаках ухудшения работы двигателя (падение мощности, снижение динамики и т.д.).
При этом самое главное – обеспечить для ОГ повышение температуры, что получается, если проехать три-четыре десятка километров при полной нагрузке. Такой режим движения обеспечит сгорание сажи внутри и его очистку. Другим вариантом может быть использование специальных добавок в топливо, приводящих к понижению температуры сгорания сажи.

Активная регенерация

Такой режим очистки может автоматически активировать контроллер управления двигателем. Он анализирует данные от датчика температуры и датчика разности давлений. Датчик разности давлений указывает на забитость сажевого фильтра, а датчик температуры фиксирует его текущее значение. Если температура недостаточна для сгорания сажи, контроллер может выполнить дополнительный впрыск топлива во время выпуска отработанных газов. Это приводит к сгоранию сажи в системе выхлопа, что повышает температуру выхлопных газов до необходимого уровня.

Если выхлопная система дизельного двигателя включает другие методы повышения температуры отработанных газов, контроллер управления также активирует их.

Промывка

В этом случае очистка выполняется с помощью специальных жидкостей, заливаемых или впрыскиваемых внутрь. Реагенты размягчают сажу и выводят ее из забитых пор, после чего она может быть сожжена при движении авто.

Сажевый фильтр – неотъемлемая часть современного автомобиля и обеспечивает состав выхлопных газов в соответствии с действующими нормами. Его текущее состояние контролируется системой управления, для чего используется датчик текущей температуры, а также датчик, измеряющий разность давления. Такая система контроля позволяет либо водителю своевременно принять меры по восстановлению работоспособности сажевого фильтра и нормального технического состояния автомобиля, либо режим регенерации включится автоматически, если это предусмотрено конструкцией.

Типы сажевых фильтров и их особенности

Сажевые фильтры, также известные как фильтры твердых частиц (DPF), являются важным компонентом систем выхлопа современных дизельных двигателей. Они предназначены для улавливания и удаления сажи и других твердых частиц, образующихся в процессе сгорания топлива. Существует несколько типов сажевых фильтров, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества.

1. Керамические сажевые фильтры

Керамические сажевые фильтры являются наиболее распространенным типом. Они изготавливаются из пористой керамики, которая обладает высокой термостойкостью и химической стойкостью. Керамические фильтры эффективно улавливают сажу благодаря своей структуре, которая создает множество мелких каналов. Эти каналы позволяют газам проходить через фильтр, задерживая твердые частицы. Керамические фильтры могут быть очищены с помощью процесса регенерации, который включает в себя сжигание накопленной сажи при высоких температурах.

2. Металлические сажевые фильтры

Металлические сажевые фильтры, как правило, изготавливаются из нержавеющей стали или других металлов, устойчивых к коррозии. Они обладают высокой прочностью и долговечностью, что делает их подходящими для тяжелых условий эксплуатации. Металлические фильтры могут быть более эффективными в условиях высоких температур и давления, однако они могут быть менее эффективными в улавливании мелких частиц по сравнению с керамическими аналогами.

3. Комбинированные сажевые фильтры

Комбинированные сажевые фильтры сочетают в себе элементы как керамических, так и металлических фильтров. Они могут иметь керамическую основу с металлической оболочкой, что обеспечивает преимущества обоих типов. Такие фильтры могут быть более эффективными в улавливании сажи и обеспечивать лучшую термостойкость, что делает их идеальными для высокопроизводительных двигателей.

4. Фильтры с активированным углем

Фильтры с активированным углем используются для удаления не только твердых частиц, но и углеводородов и других вредных газов. Они содержат слой активированного угля, который поглощает химические соединения. Эти фильтры часто применяются в сочетании с сажевыми фильтрами для повышения общей эффективности системы очистки выхлопных газов.

5. Электростатические фильтры

Электростатические фильтры используют электрические поля для улавливания частиц. Они заряжают сажу и другие твердые частицы, заставляя их прилипать к электродам. Этот тип фильтра может быть эффективным в улавливании мелких частиц, однако его сложность и стоимость могут ограничивать его применение в некоторых случаях.

Каждый из этих типов сажевых фильтров имеет свои преимущества и недостатки, и выбор конкретного типа зависит от требований к двигателю, условий эксплуатации и экологических норм. Правильный выбор и обслуживание сажевого фильтра играют ключевую роль в снижении выбросов и обеспечении эффективной работы дизельного двигателя.

Вопрос-ответ

Как устроен сажевый фильтр?

Фильтр состоит из множества трубок маленького диаметра, закрытых с одной стороны. Они сделаны из особого материала и заключены в специальный корпус. Такой сажевый фильтр встроен в выхлопную систему дизельного двигателя и призван задерживать микрочастицы сажи на поверхности трубок.

Как работает система прожига сажевого фильтра?

Устройство сажевого фильтра. Благодаря действию принципа диффузии газы проходят сквозь их стенки, а сажевые частицы оседают на них. СФ снабжен датчиками разности давления и температуры газов на входе и выходе, что позволяет контролировать состояние устройства.

Что будет, если убрать сажевый фильтр на дизеле?

Удаление сажевого фильтра состоит из программной и физической части. Если просто удалить сажевый фильтр, то бортовой компьютер выдаст ошибку системы, и двигатель не будет работать в полную меру, перейдя в аварийный режим. Или не будет работать вообще, все зависит от настройки электроники.

Как запустить режим регенерации сажевого фильтра?

Как правило, регенерация сажевого фильтра на ходу запускается при движении на скорости 70-100 км/ч. Желательно избегать резких ускорений, запуска двигателя на холостых оборотах, езды на низкой скорости. Из-за этого сажевик будет быстро остывать, а внутри детали образуется много новой сажи.

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно проверяйте состояние сажевого фильтра. Это поможет избежать его забивания и продлить срок службы. Обратите внимание на предупреждающие сигналы, такие как увеличение расхода топлива или снижение мощности двигателя.

СОВЕТ №2

Используйте качественное топливо. Некачественное топливо может привести к образованию большего количества сажи и, как следствие, к быстрому загрязнению фильтра. Выбирайте проверенные заправки и следите за рекомендациями производителя вашего автомобиля.

СОВЕТ №3

Регулярно проводите техническое обслуживание вашего автомобиля. Это включает в себя не только проверку сажевого фильтра, но и других систем, что поможет предотвратить серьезные поломки и сохранить эффективность работы двигателя.

СОВЕТ №4

Если у вас возникли проблемы с сажевым фильтром, не откладывайте визит к специалисту. Самостоятельные попытки очистки или замены могут привести к еще большим затратам и повреждениям. Лучше доверить это дело профессионалам.

Ссылка на основную публикацию
Похожее