Россия, Ставрополь, Кулакова проспект
Пн-вс: 08:30—19:00
whatsapp telegram vk email

Принцип работы датчика уровня топлива, почему не показывает и как проверить

Датчик уровня топлива — ключевой элемент системы управления топливом в автомобилях ВАЗ 2110 и аналогичных моделях. Он предоставляет водителю информацию о количестве оставшегося топлива в баке. Понимание работы устройства и причин его неверных показаний поможет владельцам избежать неприятностей на дороге и выявить неисправности. В статье рассмотрим функционирование датчика, факторы, влияющие на его работу, и методы диагностики для обеспечения надежности и точности показаний.

Устройство датчика уровня топлива

Наиболее популярным типом датчика уровня топлива является потенциометрический, обладающий множеством преимуществ, таких как простота конструкции, доступная цена и высокая точность измерений. Однако его недостатки включают быстрое изнашивание и окисление контактных дорожек из-за трения и воздействия топлива. Датчики уровня топлива данного типа классифицируются по конструктивным особенностям на:

  • трубчатые;
  • рычажные.

Ключевым элементом устройства является поплавок из легкого материала, например, пенопласта или пластика (иногда используются тонкостенные металлические поплавки), который плавает на поверхности топлива. В рычажном датчике (например, на автомобилях ВАЗ-2110 или ВАЗ-2107) поплавок соединен с подвижным контактом потенциометра с помощью тонкого металлического рычага.

Потенциометр — это резистор с металлическими полосами на поверхности и подвижным контактом. Он создает переменное сопротивление для проходящего электрического тока. Этот датчик универсален и может быть установлен в любой топливный бак, но чувствителен к колебаниям уровня топлива, что может приводить к неточным показаниям при движении по наклонным участкам.

Трубчатый датчик уровня топлива представляет собой цилиндр с поплавком, перемещающимся внутри него. Поплавок оснащен контактными кольцами, замыкающимися на сопротивления, расположенные по стенкам цилиндра. Принцип работы аналогичен рычажному датчику. Главное преимущество трубчатого датчика — меньшая чувствительность к изменениям уровня топлива при движении автомобиля (подъемы, спуски, крены), что обеспечивает более точные показания. Однако из-за своих габаритов такое устройство не всегда можно установить в любой топливный бак.

устройство датчика уровня топлива

Датчик уровня топлива является важным компонентом системы управления автомобилем, обеспечивая точную информацию о количестве топлива в баке. Его работа основана на изменении электрического сопротивления, которое зависит от уровня жидкости. Однако, если датчик не показывает данные, это может быть связано с несколькими причинами. Во-первых, возможны механические повреждения самого датчика или его проводки. Во-вторых, проблемы могут возникнуть из-за загрязнения контактов или неисправности в электронике автомобиля.

Для проверки датчика эксперты рекомендуют сначала визуально осмотреть его на наличие повреждений и коррозии. Затем следует использовать мультиметр для измерения сопротивления. Если значения не соответствуют норме, датчик, скорее всего, требует замены. Также стоит проверить предохранители и проводку, так как они могут быть причиной отсутствия сигнала. Регулярное техническое обслуживание и диагностика помогут избежать подобных проблем и обеспечить надежную работу системы.

Как проверить датчик уровня топлива(ДУТ)Как проверить датчик уровня топлива(ДУТ)

Другие варианты датчиков уровня топлива

Потенциометрический ДУТ имеет ряд ограничений по сфере применения. Так, он не может применяться на автомобилях, у которых в качестве топлива для двигателя используется метиловый, этиловый спирты или биодизель. Это связано с тем, что такое горючее более агрессивно действует на электрические контакты и ведет к их преждевременному износу.

В качестве альтернативного варианта, для измерения количества топлива в баке автомобиля, применяются всевозможные бесконтактные датчики, такие как MAAPS или неактивный магнитный датчик положения. Чувствительный элемент MAAPS не контактирует с топливом.

Он имеет следующий принцип работы. Количество оставшегося в баке горючего такой датчик определяет при помощи поплавка, соединенного с постоянным магнитом посредством рычага. Магнит передвигается по сектору, на котором лучами нанесено большое количество пластин различной длины. В пластинах под действием магнитного поля формируются электрические сигналы (в каждой пластине разный), в зависимости от того, какой сигнал подает датчик, определяется остаток топлива.

Возможная причина неисправности датчика уровня топлива Симптом неисправности Способ проверки
Неисправный датчик уровня топлива (поврежденный потенциометр, обрыв цепи) Неправильное отображение уровня топлива, скачки показаний, пустой бак при наличии топлива, постоянное указание полного бака Проверка сопротивления датчика мультиметром, визуальный осмотр на наличие повреждений проводки и разъемов
Окисление или коррозия контактов в разъеме датчика или проводке Нестабильные показания уровня топлива, периодическое исчезновение показаний Проверка и очистка контактов разъемов, проверка целостности проводки
Неисправность блока управления двигателем (ЭБУ) Неправильные показания уровня топлива, другие ошибки в работе двигателя Диагностика ЭБУ с помощью сканера
Повреждение плавающего поплавка датчика Неправильные показания уровня топлива, застревание стрелки на одном уровне Визуальный осмотр датчика (требуется демонтаж)
Засорение топливного бака (мусор, ржавчина) Неправильные показания уровня топлива, застревание стрелки на одном уровне Очистка топливного бака
Обрыв или короткое замыкание в проводке Отсутствие показаний уровня топлива Проверка целостности проводки мультиметром
Неисправность приборной панели Отсутствие показаний уровня топлива, другие неисправности приборной панели Проверка приборной панели, замена при необходимости

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о принципе работы датчика уровня топлива и возможных причинах его неисправности:

  1. Принцип работы: Большинство датчиков уровня топлива в автомобилях работают на основе поплавкового механизма. Поплавок, который плавает на поверхности топлива, связан с потенциометром. Когда уровень топлива меняется, поплавок поднимается или опускается, изменяя сопротивление в цепи, что, в свою очередь, влияет на показания на приборной панели.

  2. Причины неисправности: Одной из распространенных причин, по которой датчик уровня топлива может не показывать, является загрязнение или заедание поплавка. Это может произойти из-за осадка в баке или коррозии. Также возможны проблемы с проводкой или самими электронными компонентами датчика.

  3. Проверка датчика: Для проверки датчика уровня топлива можно использовать мультиметр. Сначала необходимо отключить разъем датчика, а затем измерить сопротивление между его выводами при различных положениях поплавка. Если показания не соответствуют ожидаемым значениям, это может указывать на неисправность датчика. Также можно проверить целостность проводки и соединений.

Проверка датчика уровня топливаПроверка датчика уровня топлива

Описание работы датчика уровня топлива

Принцип работы датчика уровня топлива (ДУТ) основан на том, что каждому уровню топлива в баке соответствует определенный сигнал. Однако этого недостаточно для точной работы.

Автомобильные баки имеют сложную форму, адаптированную к кузову, что приводит к нелинейному изменению остатка топлива. Кроме того, датчики фиксируют изменения уровня только после его снижения до определенного порога, что вызывает погрешности в измерениях. Это особенно заметно на отечественных автомобилях, таких как ВАЗ-2109 или ВАЗ-2110. Например, после полной заправки автомобиль может проехать 50 км, а указатель все еще будет показывать максимальный уровень топлива.

Чтобы минимизировать погрешности, инженеры разработали эффективное решение. Датчики делятся на два типа в зависимости от передаваемого сигнала:

  1. аналоговые;
  2. цифровые.

Аналоговый сигнал представляет собой изменение напряжения на потенциометре. Для снижения погрешности его можно преобразовать в цифровой. Для этого ДУТ оснащается микропроцессором, который выполняет преобразование сигнала и корректирует ошибки.

принцип работы дут

Неисправности датчика

Несмотря на то, что конструкция ДУТ довольно проста, у него тоже могут возникнуть неполадки в работе, особенно у старых автомобилей. По тому, какие показания он дает, можно судить о возникшей неисправности и о том, требуется ли замена датчика уровня топлива или можно ограничиться ремонтом.

Если врет датчик уровня топлива, это чаще всего говорит о нарушении целостности поплавка. Внутрь попадает топливо, поплавок тяжелеет и показывает меньшее количество горючего. Возможна и другая причина: во время демонтажа ДУТ или топливного насоса рычаг, на котором крепится поплавок, мог случайно погнуться, в результате количество горючего также будет отображаться неправильно. Если поврежден поплавок, как правило, требуется замена датчика уровня топлива целиком, т.к. отремонтировать поплавок, скорее всего, не удастся, а отдельно он не продается. Погнутый рычаг вполне можно выправить.

В работе ДУТ могут возникать перебои. Автовладельцы характеризуют это явление как глючит датчик уровня топлива. Это происходит из-за износа или окисления контактных пластин. Когда контакт пропадает, ДУТ перестает работать, при появлении контакта он дает правильные показания.

В такой ситуации можно попытаться произвести ремонт датчика уровня топлива. Для этого нужно очистить контактные полоски, если они окислились, после чего проверить, показывает ли изменение уровня стрелка указателя на панели приборов при перемещении подвижного контакта. Если же они стерлись, можно попробовать их пропаять. У автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2110, ВАЗ-2107, ВАЗ-2114 строение ДУТ довольно простое, и осуществить такие процедуры по силам даже автовладельцу, не имеющему большого опыта.

В случае если совсем не работает датчик уровня топлива, его необходимо менять. Особенно это касается отечественных автомобилей, т.к. стоимость датчика невысока и не соизмерима с тем, сколько времени и сил придется потратить на поиск и устранение неисправности.

неисправности датчика

Датчик уровня топлива из Китая. проверка на работоспособность перед врезкой в пластиковый бак.Датчик уровня топлива из Китая. проверка на работоспособность перед врезкой в пластиковый бак.

Как проверить работоспособность датчика?

Чтобы проверить исправность датчика уровня топлива (ДУТ) без измерительных приборов, извлеките его из топливного бака и подключите к электрической системе автомобиля. Включите зажигание и перемещайте рычаг с поплавком. Если показания индикатора уровня топлива изменяются, датчик работает корректно. Обратите внимание на показания в крайних положениях подвижного контакта. Если уровень отображается неправильно, замените датчик.

При наличии мультиметра проверка станет проще. Измерьте сопротивление в различных положениях подвижного контакта. Если сопротивление изменяется, ДУТ функционирует исправно.

Советы по замене датчика уровня топлива

Замена датчика уровня топлива может показаться сложной задачей, но с правильным подходом и инструментами это можно сделать самостоятельно. Ниже приведены несколько советов, которые помогут вам в этом процессе.

1. Подготовка к замене

Перед тем как приступить к замене датчика, убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и запчасти. Вам понадобятся:

  • Новый датчик уровня топлива, совместимый с вашей моделью автомобиля;
  • Набор инструментов (отвертки, ключи, плоскогубцы);
  • Перчатки и защитные очки для безопасности;
  • Контейнер для сбора топлива, если необходимо;
  • Инструкция по ремонту вашего автомобиля.

2. Снятие старого датчика

Прежде чем начать, отключите аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания. Затем выполните следующие шаги:

  1. Снимите заднее сиденье или доступ к топливному баку, если это необходимо для вашей модели автомобиля.
  2. Отсоедините топливные шланги и электрические соединения от старого датчика. Будьте осторожны, чтобы не повредить их.
  3. Открутите крепежные винты или гайки, удерживающие датчик на месте, и аккуратно извлеките его из бака.

3. Установка нового датчика

После того как старый датчик был удален, установите новый:

  1. Проверьте, чтобы уплотнительное кольцо было в хорошем состоянии, и установите новый датчик на место.
  2. Закрепите его с помощью винтов или гаек, которые вы сняли ранее.
  3. Подключите электрические соединения и топливные шланги, убедившись, что они надежно закреплены.

4. Проверка работоспособности

После установки нового датчика важно проверить его работоспособность:

  • Подключите аккумулятор и запустите двигатель.
  • Проверьте, отображается ли уровень топлива на приборной панели. Если уровень не отображается, проверьте все соединения и убедитесь, что датчик установлен правильно.
  • Если уровень топлива по-прежнему не отображается, возможно, проблема в проводке или в самом приборе.

5. Заключение

Замена датчика уровня топлива может быть выполнена самостоятельно, если следовать инструкциям и быть внимательным к деталям. Если у вас возникли сомнения или трудности, лучше обратиться к профессионалам, чтобы избежать дополнительных проблем.

Вопрос-ответ

Почему может не показывать датчик топлива?

Если индикатор на приборной панели «не видит» полный бензобак и стрелка продолжает оставаться на нуле, то значит, что прибор, скорее всего, полностью неисправен в данный момент. Также дефект может быть связан с пробоем электроконтактов.

Как проверить датчик уровня?

Убедитесь, что переключатель находится в положении, направленном к центру датчика. Опустите датчик в бак и проверьте выходной ток мультиметром. Ток должен увеличиваться при повышении уровня воды и уменьшаться при его понижении.

Что приводит к выходу из строя датчика уровня топлива?

Нередко ДУТ выходит из строя из-за загрязнения и истирания проводов и контактов, разрыва проводки: связь между элементами ухудшается, и датчик выводит неверные данные об уровне топлива. Обычно это выражается в колебаниях значений на указателе или нулевых показаниях, если контакт разорван.

Советы

СОВЕТ №1

Проверьте соединения и проводку датчика. Иногда проблемы с показаниями уровня топлива могут быть связаны с плохими контактами или поврежденными проводами. Убедитесь, что все соединения надежны и не имеют коррозии.

СОВЕТ №2

Используйте мультиметр для проверки работы датчика. Измерьте сопротивление датчика уровня топлива, чтобы убедиться, что он функционирует правильно. Сравните полученные значения с техническими характеристиками, указанными в руководстве пользователя вашего автомобиля.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на состояние топливного бака. Наличие грязи или отложений в баке может повлиять на работу датчика. Регулярно очищайте бак и следите за качеством топлива, чтобы избежать проблем с показаниями уровня.

СОВЕТ №4

Если вы не уверены в своих силах, обратитесь к специалисту. Иногда диагностика и ремонт системы уровня топлива требуют профессионального оборудования и опыта. Не стесняйтесь обращаться в сервисный центр для получения квалифицированной помощи.

Ссылка на основную публикацию
Похожее