Закипание двигателя автомобиля — серьезная проблема для водителей. Перегрев может вызвать повреждения и дорогостоящий ремонт. В статье рассмотрим признаки и причины перегрева, а также рекомендации по действиям в такой ситуации для минимизации последствий. Эти знания помогут сохранить автомобиль в исправном состоянии и избежать неприятностей на дороге.
Неисправности двигателя
К неисправностям, приводящим к перегреву и закипанию двигателя, относятся:
- Пробой прокладки головки блока цилиндров. В прокладке между блоком и головкой могут образоваться отверстия, что позволяет газам из цилиндров попадать в систему охлаждения и вызывает резкий рост температуры антифриза.
- Микротрещина в цилиндре. Перегрев происходит аналогично повреждению прокладки. Эта неисправность чаще проявляется зимой при значительных перепадах температур. Признак — густой белый дым из выхлопной трубы.
- Деформация головки блока цилиндров. Обычно возникает после перегрева и часто сопровождается пробоем прокладки. Это чаще следствие, чем первопричина закипания. Диагностируется после снятия головки с помощью линейки для проверки плоскости.
- Непроходимость каналов системы охлаждения. Часто возникает из-за неправильного использования порошковых герметиков.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что перегрев двигателя может быть вызван несколькими факторами. Одной из основных причин является недостаток охлаждающей жидкости, что может произойти из-за утечек или неправильного уровня жидкости в системе. Также причиной может стать неисправность термостата, который не открывается должным образом, или забитый радиатор, препятствующий нормальному теплообмену.
В случае перегрева специалисты рекомендуют немедленно остановить автомобиль и дать двигателю остыть. После этого следует проверить уровень охлаждающей жидкости и осмотреть систему на наличие утечек. Если проблема не устраняется, необходимо обратиться к профессионалам для диагностики и ремонта. Игнорирование перегрева может привести к серьезным повреждениям двигателя, что в дальнейшем потребует значительных затрат на восстановление.
Неисправности навесного оборудования/агрегатов мотора
В большинстве случаев причины перегрева заключаются в поломке следующих агрегатов:
Причина кипения | Симптомы | Решение |
---|---|---|
Низкий уровень охлаждающей жидкости | Перегрев двигателя, загорается индикатор перегрева | Долить охлаждающую жидкость (после остывания двигателя!), проверить систему на утечки |
Неисправность термостата (заклинило в закрытом положении) | Двигатель долго прогревается, затем резко перегревается | Заменить термостат |
Неисправность помпы (водяного насоса) | Плохая циркуляция охлаждающей жидкости, перегрев двигателя | Заменить помпу |
Засор радиатора (грязь, насекомые) | Плохая циркуляция охлаждающей жидкости, перегрев двигателя | Промыть радиатор |
Неисправность вентилятора радиатора | Перегрев двигателя, особенно на холостом ходу или при низкой скорости | Проверить предохранители, реле, сам вентилятор, заменить неисправные детали |
Проблемы с крышкой расширительного бачка | Сброс давления в системе охлаждения, перегрев | Заменить крышку |
Пробитая прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) | Белый дым из выхлопной трубы, маслянистые пятна на охлаждающей жидкости, потеря мощности двигателя | Ремонт или замена прокладки ГБЦ |
Недостаточная мощность системы охлаждения (для данного двигателя) | Постоянный перегрев двигателя, даже при исправной системе | Установка более мощной системы охлаждения (радиатор большего размера, дополнительный вентилятор) |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, почему может кипеть машина и что с этим делать:
-
Перегрев двигателя: Основной причиной перегрева двигателя является недостаток охлаждающей жидкости. Это может произойти из-за утечек, неисправного термостата или забитого радиатора. Если температура двигателя превышает норму, это может привести к серьезным повреждениям, таким как деформация головки блока цилиндров.
-
Система охлаждения: Современные автомобили оснащены сложными системами охлаждения, которые включают радиаторы, водяные насосы и термостаты. Если один из этих компонентов выходит из строя, это может привести к перегреву. Регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости и состояния системы охлаждения может предотвратить проблемы.
-
Что делать при перегреве: Если вы заметили, что стрелка температуры двигателя поднимается выше нормы, немедленно остановите автомобиль и дайте ему остыть. Не открывайте крышку радиатора, пока двигатель горячий, так как это может привести к ожогам. После остывания проверьте уровень охлаждающей жидкости и ищите возможные утечки. Если проблема не устраняется, лучше обратиться к специалисту для диагностики.
Термостат
Застрявший термоэлемент блокирует поступление жидкости в радиатор охлаждения, заставляя ее циркулировать по малому кругу. Признаком проблемы является холодный нижний патрубок радиатора, даже при полностью прогретом двигателе.
Помпа
Отказ насоса ОЖ приводит к прекращению циркуляции антифриза и, соответственно, перегреву. Перед полным отказом помпа обычно начинает издавать нехарактерные для нее звуки (скрип, свист). При осмотре на работающем моторе ремень ГРМ проскальзывает по шкиву насоса, не вращая его (актуально для автомобилей ВАЗ с передним приводом).
Радиатор
Соты радиатора охлаждения могут забиваться листьями и грязью, а внутренние стенки — ржавчиной или накипью. При сильном загрязнении радиатор теряет эффективность теплоотведения, что приводит к перегреву двигателя. Внешние загрязнения видны, а внутренние проблемы становятся заметны только после промывки.
Вентилятор
Перегрев по этой причине происходит в основном летом, в пробках или при плотном городском движении. Отказ вентилятора приводит к неконтролируемому росту температуры ОЖ тогда, когда термостат перестает справляться со своей задачей. Диагностируется визуально.
Утечка антифриза
При повреждении системы охлаждения, например, из-за трещины в радиаторе или испорченных патрубков, антифриз под давлением начинает вытекать. Оставшегося объема жидкости недостаточно для охлаждения двигателя, что приводит к его перегреву.
Одним из признаков недостатка охлаждающей жидкости является работа отопителя. Даже при перегреве двигателя из воздуховодов может поступать холодный или слегка теплый воздух. При небольших утечках антифриза функционирование «печки» может временно восстанавливаться при повышении оборотов двигателя.
Расширительный бачок
При отказе клапана крышки расширительного бачка в системе охлаждения перестает поддерживаться необходимое рабочее давление. При этом температура кипения ОЖ снижается и автомобиль закипает.
Воздушные пробки
Проблема возникает из-за неправильного заполнения системы антифризом, что может оставить воздух в некоторых ее частях и препятствовать нормальной циркуляции охлаждающей жидкости.
Перегрев двигателя может быть вызван неисправностями в системе зажигания, проблемами со свечами, ошибками в настройках привода ГРМ, некачественным топливом, повышенной нагрузкой на двигатель и другими факторами.
Хотя эти обстоятельства имеют место, они редко приводят к закипанию. Чаще температура повышается лишь на несколько градусов.
Последствия кипения
Тяжесть последствий кипения машины зависит от его степени и длительности. К моменту, когда кипящий двигатель самопроизвольно перестает работать, в нем обычно уже имеются следующие дефекты:
- Пробой прокладки ГБЦ;
- Полное или частичное разрушение маслосъемных колпачков;
- Деформация привалочной плоскости ГБЦ, а иногда и блока цилиндров;
- Отсутствие антифриза в системе;
- Деформация клапанного механизма.
В особо тяжелых случаях происходит чрезмерное тепловое расширение поршней и их заклинивание в гильзах блока. Ремонтировать закипевший двигатель зачастую нерентабельно. Требуется дорогостоящая замена силового агрегата.
Что делать если закипели
Что делать, если двигатель перегревается? Следуйте этому плану:
- Остановите автомобиль.
- Включите отопитель на максимальную мощность.
- Откройте капот.
- Дайте двигателю поработать на холостых оборотах для охлаждения.
- Заглушите двигатель и ищите причину проблемы.
Отклоняться от этого плана можно, если отопитель не работает, что может указывать на недостаток охлаждающей жидкости. В этом случае работа на холостом ходу может усугубить перегрев.
Не оставляйте автомобиль в неподвижном состоянии, если вентилятор не работает. Лучше продолжайте движение со скоростью 60-70 км/ч, чтобы поток воздуха охладил радиатор и убрал излишнее тепло.
Как добраться до ремонта
В некоторых случаях работоспособность автомобиля при закипании удается восстановить. Наличие или отсутствие такой возможности определяется видом обнаруженной поломки.
При отказе термостата его корпус вскрывают, удаляют термоэлемент и собирают в обратном порядке. Эксплуатировать авто после такого ремонта можно бесконечно долго. Однако в холодное время года мотор не будет выходить на рабочую температуру, что неблагоприятно скажется на его ресурсе и расходе топлива. Кроме того, «отопитель» не сможет прогреть салон.
При отказе датчика температуры (не работает вентилятор) вентилятор можно запустить, если вытащить фишку из неисправного датчика. Агрегат начнет вращаться и будет делать это постоянно, даже после выключения зажигания. Долго ездить таким образом нельзя, однако добраться до ближайшей автомастерской вполне реально.
Воздушные пробки можно удалить, если перед доливкой ОЖ снять патрубок, подходящий к ресиверу системы питания. Когда воздух будет удален, из патрубка потечет антифриз (актуально для автомобилей производства ВАЗ). Аналогичным образом следует доливать антифриз при его недостатке.
Иногда кипящий автомобиль удается реанимировать, очистив радиатор от внешних загрязнений. Промывку детали с целью удаления внутренних пробок в дорожных условиях не проводят.
При наличии неисправностей, устранить которые в дороге не удается, следует продолжать движение с минимально возможной нагрузкой на двигатель, постоянно включенным вентилятором отопителя и охлаждения. Это же правило актуально, если не удалось установить, почему греется и кипит машина.
В случаях, когда даже облегченный режим движения не позволяет поддерживать приемлемую температуру, мотор следует заглушить и транспортировать авто на буксире или эвакуаторе.
Профилактика перегрева двигателя
– это важный аспект, который может значительно продлить срок службы вашего автомобиля и обеспечить его надежную работу. Существует несколько ключевых мероприятий, которые помогут избежать перегрева и связанных с ним проблем.
1. Регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости
Охлаждающая жидкость играет критическую роль в поддержании нормальной температуры двигателя. Регулярно проверяйте уровень антифриза в радиаторе и расширительном бачке. Если уровень жидкости ниже нормы, это может привести к перегреву. Также важно следить за состоянием самой жидкости: она должна быть чистой и не иметь посторонних примесей.
2. Проверка системы охлаждения
Система охлаждения включает в себя радиатор, термостат, водяной насос и шланги. Регулярно проверяйте эти компоненты на наличие утечек, коррозии и повреждений. Убедитесь, что радиатор не забит грязью и мусором, так как это может препятствовать нормальному теплообмену. Также стоит обратить внимание на работу термостата: он должен открываться и закрываться в соответствии с температурным режимом двигателя.
3. Замена охлаждающей жидкости
Охлаждающая жидкость со временем теряет свои свойства, поэтому рекомендуется менять ее согласно рекомендациям производителя автомобиля. Обычно это происходит каждые 2-3 года или через определенное количество пробега. При замене жидкости обязательно промывайте систему охлаждения, чтобы удалить отложения и загрязнения.
4. Проверка вентилятора
Вентилятор радиатора отвечает за дополнительное охлаждение, особенно при низкой скорости или остановке автомобиля. Убедитесь, что вентилятор работает исправно. Если он не включается, это может привести к перегреву двигателя. Проверьте предохранители и реле, а также состояние электропроводки.
5. Контроль за работой двигателя
Регулярно следите за показателями температуры двигателя на приборной панели. Если стрелка температуры поднимается выше нормы, это может быть признаком проблем. Также обращайте внимание на необычные звуки или запахи, которые могут указывать на неисправности.
6. Обслуживание системы отопления
Система отопления автомобиля также связана с системой охлаждения. Если у вас возникают проблемы с отоплением в салоне, это может указывать на утечку охлаждающей жидкости или засорение радиатора отопителя. Регулярное обслуживание этой системы поможет избежать перегрева.
7. Избегайте перегрузок
Перегрузка автомобиля может привести к повышению температуры двигателя. Следите за грузоподъемностью вашего автомобиля и избегайте перегрузок, особенно в жаркую погоду или при движении в гору.
8. Профессиональная диагностика
Если вы заметили признаки перегрева или другие проблемы с двигателем, не откладывайте визит к специалисту. Профессиональная диагностика поможет выявить и устранить проблемы до того, как они приведут к серьезным повреждениям.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете значительно снизить риск перегрева двигателя и обеспечить надежную работу вашего автомобиля на долгие годы.
Вопрос-ответ
Что нужно делать, когда кипит машина?
В этой ситуации остановитесь в безопасном месте и заглушите двигатель. Откройте капот, чтобы остудить двигатель. Затем можно долить в радиатор антифриз и попробовать продолжить движение. При первой же возможности обязательно обратитесь в техцентр для выявления причины нехватки охлаждающей жидкости и для ремонта.
Можно ли ездить на машине, если она кипит?
Причины закипания антифриза. Необходимо срочно остановить автомобиль, если ОЖ начинает кипеть одновременно со скачком температуры двигателя выше 120 °С.
От чего может закипеть машина?
Почему «закипает» двигатель? Причин может быть несколько: поломки в системе охлаждения (помпа, термостат, приводной ремень), нарушение герметичности системы охлаждения, потеря со временем свойств или банальная нехватка охлаждающей жидкости, загрязнение радиатора.
Что нужно делать, если двигатель закипел?
Необходимо остановиться в безопасном месте и дать автомобилю остыть. Не глушите его, пусть работает на холостых оборотах — тогда горячий антифриз продолжит циркулировать по системе и не повредит детали двигателя. При достижении отметки в 100° антифриз закипает, а из-под капота начинает идти пар.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости. Недостаток антифриза может привести к перегреву двигателя, поэтому следите за его уровнем и при необходимости доливайте.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на состояние радиатора и его вентиляторов. Забитый радиатор или неисправные вентиляторы могут ухудшить теплоотвод, что также может привести к перегреву. Регулярно очищайте радиатор от грязи и мусора.
СОВЕТ №3
Следите за состоянием термостата. Если термостат заедает в закрытом положении, это может привести к перегреву двигателя. При подозрении на его неисправность лучше заменить его на новый.
СОВЕТ №4
Не игнорируйте предупреждающие сигналы на приборной панели. Если загорелся индикатор перегрева, немедленно остановите машину и дайте двигателю остыть. Продолжение движения в таком состоянии может привести к серьезным повреждениям.