Системы контроля давления в шинах, автоматического торможения и мониторинга слепых зон играют ключевую роль в предотвращении аварий и обеспечении комфортного вождения. Эти технологии помогают водителям своевременно реагировать на опасности и снижают риск ДТП, улучшая безопасность на дорогах. В статье рассмотрим каждую из этих систем, их функциональность и значимость для безопасности водителей и пешеходов.
Контроль давления в шинах автомобиля – обязателен при любых условиях
Поведение автомобиля на дороге зависит от множества факторов, среди которых ключевую роль играет давление в шинах. Это видно на представленном рисунке.
Уровень давления влияет на площадь контакта с дорогой, что сказывается на управляемости автомобиля и долговечности шин.
Водители часто не замечают прокол шины, особенно на задних колесах, и могут проехать на спущенном колесе несколько сотен метров. Это может привести к серьезным повреждениям покрышки, делая её непригодной для использования. Специальные приборы и индикаторы помогают обнаружить резкое снижение давления, что позволяет вовремя применить экстренное торможение и спасти шину.
Давление обычно контролируется с помощью манометра, но многие современные автомобили оснащены системой контроля давления в шинах (TPMS), которая информирует водителя о текущем состоянии. Контроль может осуществляться различными способами.
Эксперты в области автомобильной безопасности подчеркивают важность современных технологий, таких как контроль за давлением в шинах, автоматическое торможение и мониторинг слепых зон. Эти системы значительно повышают уровень безопасности на дороге. Правильное давление в шинах не только улучшает управляемость автомобиля, но и снижает риск аварий, связанных с проколами или перегревом. Автоматическое торможение, в свою очередь, может предотвратить столкновения, реагируя на потенциальные угрозы быстрее, чем водитель. Мониторинг слепых зон помогает избежать ДТП при смене полосы движения, предупреждая водителя о наличии других автомобилей в опасных зонах. В совокупности эти технологии создают более безопасную среду для всех участников дорожного движения, что делает их неотъемлемой частью современных автомобилей.
Прямой контроль
Такой метод контроля обозначается dTPMS и основан на прямом измерении давления в шинах автомобиля. Для этого в каждое колесо вставляется датчик давления. Он оснащен измерителями давления, температуры и передатчиком, направляющим результаты на приемное устройство, как показано на рисунке
Здесь надо сделать небольшое отступление. Датчик давления может быть двух типов – внутренним и внешним. Внутренний датчик крепится вместо вентиля на шинах и кроме выполнения своих прямых функций передает данные о величине давления в них. Внешний датчик накручивается на вентиль.
Полученный сигнал обрабатывает блок управления и выдает результаты на приборную панель. Индикатором результатов может служить как лампочка и звуковой сигнал, так и экран бортового компьютера. Прямой контроль давления в шинах, позволяет оценить величину его изменения и информирует об этом водителя. Система мониторинга может установить такие изменения давления:
- незначительное;
- сильное;
- внезапное.
Составной частью dTPMS, работающей при отказе одного из датчиков, является система DDS. Она не позволяет измерить величину давления в шинах автомобиля, а только фиксирует его изменение. Индикация результатов работы DDS осуществляется при помощи лампочки.
Надо отметить, система dTPMS достаточно сложна в обслуживании – в случае замены колеса или его балансировки необходимо проводить повторную калибровку, или как по-другому называется эта процедура – «обучение системы». Кстати, если на автомобиле работает dTPMS, пользоваться при проколе колеса гелями и другими подобными составами, заливаемыми внутрь, запрещено, датчик давления после такой процедуры может отказать, и система DDS выйдет из строя.
Система | Преимущества | Недостатки |
---|---|---|
Контроль давления в шинах (TPMS) | Повышенная безопасность за счет предотвращения проколов и улучшенной управляемости; Повышенная экономия топлива за счет оптимального давления; Увеличение срока службы шин | Может давать ложные срабатывания; Требует периодической проверки и обслуживания; Дополнительная стоимость |
Автоматическое торможение (AEB) | Предотвращение или смягчение столкновений; Снижение тяжести травм при авариях; Улучшение безопасности на дороге | Может давать ложные срабатывания; Неэффективно при определенных условиях (например, плохая видимость, высокая скорость); Не заменяет внимательное вождение |
Мониторинг слепых зон (BSM) | Предупреждение о транспортных средствах в слепых зонах; Повышение безопасности при перестроении; Уменьшение риска аварий | Может давать ложные срабатывания; Не обнаруживает всех объектов (например, мотоциклы, велосипеды); Не заменяет проверку зеркал и “слепых зон” перед перестроением |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о контроле за давлением в шинах, автоматическом торможении и мониторинге слепых зон:
-
Контроль за давлением в шинах (TPMS): Современные системы контроля давления в шинах могут не только предупреждать водителя о низком давлении, но и автоматически регулировать его с помощью встроенных насосов. Это позволяет поддерживать оптимальное давление, что улучшает безопасность и экономию топлива.
-
Автоматическое торможение: Системы автоматического экстренного торможения (AEB) используют датчики и камеры для обнаружения препятствий на дороге. Они могут распознавать не только другие автомобили, но и пешеходов, что значительно снижает риск аварий. По данным исследований, такие системы могут уменьшить количество столкновений на 40%.
-
Мониторинг слепых зон: Современные автомобили оснащены системами мониторинга слепых зон, которые используют радары и камеры для отслеживания транспортных средств, находящихся в мертвой зоне. Если водитель пытается сменить полосу движения, когда в слепой зоне находится другой автомобиль, система может подать звуковой сигнал или даже активировать тормоза, предотвращая потенциальную аварию.
Косвенный контроль
Метод косвенного контроля давления в шинах (iTPMS) часто интегрирован в систему ABS. Функции системы DDS совпадают с задачами iTPMS. В этом подходе не устанавливаются дополнительные датчики давления; используется измерение скорости вращения колес через стандартные компоненты ABS/ESP. При снижении давления в шинах их размеры уменьшаются, что увеличивает скорость вращения колеса, и это фиксируется системой.
Допустимые пределы изменений хранятся в памяти контроллера. Если измеренные значения выходят за установленные границы, это указывает на пониженное давление в колесе.
Преимуществом системы является простота, но недостатком является необходимость калибровки и запоминания давления каждого колеса даже после подкачки или балансировки, не говоря уже о замене.
Колпачки контроля давления в шинах
Подобные колпачки – простой, а самое главное, дешевый способ контроля в шинах автомобиля давления, при котором не требуется устанавливать в машине никакой дополнительный датчик, а достаточно накрутить на вентили специальные колпачки, такие как на фото
Отслеживая их цвет (колпачки имеют прозрачную верхнюю часть, которая и выступает как индикатор), можно определить текущее состояние колес.
Недостатком, которым отличаются подобные колпачки, является необходимость их периодического визуального контроля и невозможность проведения этого в процессе движения.
О других средствах обеспечения безопасности
Мы обсудили инструменты автоматического обеспечения безопасности, и теперь стоит упомянуть другие средства для общего представления.
Система автоматического торможения ACS
Фактически система ACS, разработанная компанией Форд, является комбинацией лазера и блока управления, подключенного к тормозной системе автомобиля. Работает система автоматического торможения ACS на скоростях движения от пятнадцати до тридцати километров в час. Луч лазера направлен впереди машины на определенное расстояние. Датчики контроля улавливают отраженный сигнал, и после соответствующего преобразования он передается в бортовой компьютер для оценки текущей дорожной ситуации.
Система ACS анализирует данные о скорости движения и определяет необходимый тормозной путь. Скажем так, этот прибор проводит необходимые расчеты и решает, требуется или нет включение автоматического торможения. По оценкам специалистов компании Форд, на скорости пятнадцать километров, подобная система полностью исключает возможность столкновения.
Система мониторинга слепых зон
Еще одним примером, демонстрирующим улучшение безопасности дорожного движения, является система BLIS, которая контролирует слепые зоны — участки дороги, невидимые в зеркалах. В таких зонах может находиться другой автомобиль, что увеличивает риск аварии при маневре без проверки.
Система BLIS использует ультразвуковые датчики, установленные под задним бампером или в боковых зеркалах. При обнаружении препятствия загорается индикатор на боковом зеркале. Дополнительную информацию и демонстрацию работы системы можно найти в видео.
Системы и индикаторы, повышающие безопасность автомобиля, показывают свою эффективность. Хотя водитель может справляться с рисками самостоятельно, использование электроники и приборов:
- увеличивает уровень безопасности;
- добавляет комфорт в управлении;
- облегчает контроль слепых зон;
- способствует выбору оптимального режима торможения.
Интеграция систем безопасности в современные автомобили
Современные автомобили оснащены множеством систем безопасности, которые значительно повышают уровень защиты водителя и пассажиров. Одними из ключевых компонентов этих систем являются контроль за давлением в шинах, автоматическое торможение и мониторинг слепых зон. Эти технологии не только способствуют повышению безопасности на дороге, но и улучшают общую эффективность эксплуатации транспортного средства.
Контроль за давлением в шинах (TPMS, Tire Pressure Monitoring System) представляет собой систему, которая следит за давлением в шинах автомобиля в реальном времени. Низкое давление в шинах может привести к ухудшению управляемости, увеличению расхода топлива и даже к авариям. TPMS может быть как прямым, так и косвенным. Прямые системы используют датчики, установленные непосредственно в шинах, которые передают данные о давлении на бортовой компьютер автомобиля. Косвенные системы, в свою очередь, анализируют данные с датчиков ABS, чтобы определить изменения в вращении колес, что может указывать на недостаточное давление. В случае обнаружения отклонений система предупреждает водителя с помощью звуковых сигналов и визуальных индикаторов на приборной панели.
Автоматическое торможение (AEB, Autonomous Emergency Braking) — это система, которая может предотвратить или смягчить последствия столкновения. Она использует датчики, камеры и радары для мониторинга дорожной обстановки и определения потенциальных угроз. Если система распознает, что автомобиль приближается к препятствию на опасной скорости и водитель не реагирует, AEB автоматически активирует тормоза, чтобы избежать аварии или уменьшить ее последствия. Эта технология особенно полезна в городских условиях, где вероятность столкновения с другими транспортными средствами или пешеходами значительно возрастает.
Мониторинг слепых зон (BSM, Blind Spot Monitoring) — это система, которая помогает водителю обнаруживать объекты в слепых зонах автомобиля, которые не видны в зеркалах. Она использует датчики, расположенные на боковых зеркалах или в задней части автомобиля, для отслеживания других транспортных средств, находящихся вблизи. Если система обнаруживает автомобиль в слепой зоне, она предупреждает водителя с помощью визуальных сигналов, таких как мигающий индикатор на зеркале. Некоторые системы также могут активировать звуковые сигналы или даже вмешиваться в управление автомобилем, если водитель пытается сменить полосу движения, когда в слепой зоне находится другой автомобиль.
Интеграция этих систем безопасности в современные автомобили не только повышает уровень защиты, но и способствует созданию более безопасной дорожной среды в целом. С каждым годом технологии становятся все более совершенными, что позволяет значительно снизить количество дорожно-транспортных происшествий и повысить уверенность водителей на дороге. Важно отметить, что, несмотря на наличие этих систем, водители по-прежнему должны оставаться внимательными и ответственными, так как ни одна технология не может полностью заменить человеческий фактор.
Вопрос-ответ
Как работает система контроля слепых зон?
Система контроля слепых зон (BCW). О приближении транспортного средства в слепой зоне система сообщает водителю звуковым сигналом и включением светового индикатора прямо на боковом зеркале с той стороны, куда водитель планирует перестраиваться. Система также срабатывает только при включении поворотника.
Что такое система контроля давления в шинах TPMS?
TPMS (Tire Pressure Monitoring System) – Система контроля давления в шинах – непрерывно измеряет и показывает давление во всех 4-х колесах в движении. Компактный дисплей втыкается в гнездо прикуривателя или устанавливается на передней панели под лобовым стеклом.
Можно ли ездить, если горит датчик давления шин?
В заключение хочу сказать, что ездить на машине с горящей лампочкой TPMS нельзя. Обеспечение надлежащего давления в шинах имеет решающее значение для оптимальной работы автомобиля, вашей безопасности и безопасности окружающих. Помните: когда загорается индикатор TPMS, обязательно примите незамедлительные меры.
Стоит ли устанавливать системы контроля давления в шинах?
Преимущества системы контроля давления в шинах. Предупреждая водителя о низком давлении в шинах, система TPMS может помочь предотвратить аварии, вызванные ненадлежащей управляемостью или разрывом шин из-за недостаточного давления воздуха. Системы оповещения также помогают избежать выхода шин из строя из-за их перекачивания.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте давление в шинах. Неправильное давление может привести к ухудшению управляемости автомобиля и увеличению расхода топлива. Используйте манометр для точной проверки и следуйте рекомендациям производителя по давлению.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на систему автоматического торможения. Убедитесь, что она исправна и правильно настроена. Эта функция может значительно снизить риск аварий, особенно в городских условиях и при движении в пробках.
СОВЕТ №3
Используйте системы мониторинга слепых зон. Они помогут вам избежать столкновений при смене полосы движения. Если ваш автомобиль не оснащен такой системой, рассмотрите возможность установки дополнительных датчиков или зеркал для улучшения видимости.