Россия, Ставрополь, Кулакова проспект
Пн-вс: 08:30—19:00
whatsapp telegram vk email

Классификация и характеристики моторных масел по вязкости

Вязкость моторного масла — ключевой параметр, определяющий его эффективность и защитные свойства в эксплуатации двигателя. Правильный выбор масла с учетом вязкости влияет на производительность автомобиля, экономичность и срок службы двигателя. В статье рассмотрим классификацию моторных масел по вязкости, а также их кинематические и динамические характеристики, что поможет сделать осознанный выбор масла для зимнего и летнего периодов.

Что такое вязкость моторных масел

Основная функция моторного масла — смазывание движущихся частей, обеспечение герметичности цилиндров и удаление продуктов износа.

Создать смазочное средство, которое сохраняло бы все эксплуатационные характеристики в широком диапазоне температур, невозможно. В холодную погоду масло становится вязким, а при высоких температурах — текучим.

Температура работающего двигателя не постоянна. Датчик на приборной панели показывает лишь температуру охлаждающей жидкости, которая остается около 90 градусов благодаря системе охлаждения. Температура масла может варьироваться в зависимости от места, скорости и интенсивности циркуляции, достигая 140-150 градусов.

Производители автомобилей рассчитывают оптимальные характеристики моторных масел для максимальной эффективности работы двигателя при минимальном износе в нормальных условиях эксплуатации.

Наиболее важным параметром является класс вязкости моторного масла, то есть его способность оставаться на поверхности деталей и сохранять текучесть.

Вязкость изменяется с температурой, поэтому Ассоциация автомобильных инженеров США (SAE) разработала классификацию вязкости.

моторные масла

Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают важность правильной классификации моторных масел по вязкости для обеспечения эффективной работы двигателей. Вязкость масла определяет его способность течь и обеспечивать смазку при различных температурах. Существует два основных типа масел: моновязкие и многовязкие. Моновязкие масла имеют фиксированную вязкость, что делает их подходящими для определенных климатических условий. Многовязкие масла, обозначаемые двумя числами, обеспечивают стабильную работу двигателя в широком диапазоне температур, что особенно важно в условиях переменчивого климата. Эксперты рекомендуют обращать внимание на спецификации, указанные производителем автомобиля, чтобы выбрать оптимальное масло, способствующее долговечности и производительности двигателя.

5W-30, 10W-40 и т.д. — что означают эти показатели в моторном масле?5W-30, 10W-40 и т.д. — что означают эти показатели в моторном масле?

Кинематическая и динамическая вязкость

Следует различать такие понятия, как кинематическая и динамическая вязкость. Кинематическая характеризует текучесть моторного масла в условиях нормальных и высоких температурах. По общепринятому стандарту ее измеряют при 40 и 100 градусах по Цельсию.

Измеряется кинематическая вязкость в сантистоксах (cST или сСт), либо в капилляр-визкозиметрах – в этом случае кинематическая вязкость отражает время вытекания определенного количества масла из сосуда с калиброванным отверстием на дне (капиллярный вискозиметр) под действием силы тяжести.

В зависимости от плотности смазочного материала кинематическая и динамическая вязкость численно отличаются друг от друга. Если речь идет о парафиновых маслах, то кинематическая больше на 16 — 22%, а у нафтеновых масел эта разница куда как меньше – от 9 до 15% в пользу кинематической.

Динамическая или абсолютная вязкость µ – это сила, которая действует на единичную площадь плоской поверхности, перемещающейся с единичной скоростью относительно другой плоской поверхности, находящейся на единичном расстоянии от первой.

В отличие от кинематической, динамическая не зависит от плотности самой смазки. Определяется динамическая вязкость при помощи ротационных вискозиметров, которые имитируют реальные условия работы моторных масел.

капилляр-вискозиметр для масла

Классификация вязкости SAE (зимняя вязкость) SAE (летняя вязкость)
0W -35°C и ниже
5W -30°C
10W -25°C
15W -20°C
20W -15°C
25W -10°C
20
30
40
50
60
0W-20 -35°C и ниже 20
5W-30 -30°C 30
10W-40 -25°C 40
15W-40 -20°C 40
20W-50 -15°C 50

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о классификации и характеристиках моторных масел по вязкости:

  1. Система классификации SAE: Вязкость моторных масел классифицируется по стандарту SAE (Society of Automotive Engineers), который использует числовую систему. Например, масла с маркировкой 5W-30 имеют вязкость 5 при низких температурах (W означает “зима”) и 30 при высоких температурах. Это позволяет пользователям выбирать масло, подходящее для конкретных климатических условий и температурного диапазона.

  2. Влияние температуры на вязкость: Вязкость масла изменяется в зависимости от температуры. При низких температурах масло становится более вязким, что может затруднить запуск двигателя. Поэтому масла с низким значением “W” лучше подходят для холодного климата, так как они сохраняют свою текучесть даже при низких температурах.

  3. Синтетические и минеральные масла: Синтетические масла, как правило, имеют более стабильную вязкость при различных температурах по сравнению с минеральными маслами. Это связано с тем, что синтетические масла создаются из молекул, которые имеют более однородную структуру, что позволяет им лучше сохранять свои характеристики в широком диапазоне температур и условий эксплуатации.

Моторное масло. Классификация по API и SAEМоторное масло. Классификация по API и SAE

Как выбрать класс вязкости по SAE

Классификация SAE — международный стандарт, определяющий вязкость моторных масел. Этот класс не отражает качественные характеристики масла и его пригодность для конкретной модели автомобиля.

Вязкость по стандарту SAE обозначается цифровыми или цифро-буквенными символами, указывающими на сезонность смазочного материала и температурные условия его использования.

Например, класс SAE 0W-20 обозначает всесезонное масло:

  1. Буква W (от английского winter) указывает на возможность использования зимой;
  2. Цифра 0 перед W обозначает минимально допустимую температуру запуска двигателя до -40 градусов (значение перед W минус 40);
  3. Цифра 20 указывает на высокотемпературную вязкость масла.

Чем выше индекс, тем больше вязкость масла при высоких температурах. Однако только производитель может точно определить, насколько эти характеристики подходят для конкретного автомобиля.

Для выбора класса SAE важно знать, до каких температур опускается зимняя температура в регионе использования автомобиля. Если она не опускается ниже -25 градусов, масло с индексом SAE 10W-40 будет подходящим, так как это распространенный вариант в магазинах.

Для сезонных масел классификация SAE выглядит так:

  • Зимние масла – SAE 0W, SAE 5W и т.д.;
  • Летние масла обозначаются двузначным числом, например, SAE 30, SAE 40, SAE 50.

Более детальную информацию о свойствах можно найти в таблице ниже. Она содержит расшифровку параметров вязкости моторных масел по классификации SAE. Первая таблица демонстрирует температурные диапазоны работы масла, а вторая предоставляет численные характеристики вязкости.

Начинающие автовладельцы часто ошибаются при выборе масла для трансмиссии. В магазине они могут растеряться, так как вязкость трансмиссионного масла обозначается иначе, чем у моторного, и для его выбора нужны другие знания.

таблица вязкости моторных масел

Другая классификация моторных масел

Помимо классификации по SAE существует классификация моторных масел по качеству. Данные характеристики определяет индекс API или ACEA. Индекс по классификации API имеет вид для бензиновых моторов SA, SB, …, SF (устаревшие классы моторных масел), и далее SG, SH, SJ, SL, SM – действующие классы. Индекс для дизелей вместо буквы S имеет в своем составе литеру C. На данный момент максимальным действующим классом является CI-4 plus. В магазинах канистры с индексом ниже SG и CF найти практически невозможно.

Индексы в классификации ACEA записываются по-другому. Смазочные материалы для бензиновых моторов обозначаются A1, A2, и т.д. для дизелей – B1, B2, … Высшие индексы – A5 и B5.

Расшифровка качественных характеристик масел по спецификациям API и ACEA в рамках данной статьи приводиться не будет. Эта тема подробно освещается на специализированных ресурсах в интернете, где приводятся как сравнительные данные, так и многочисленные таблицы с измерениями.

Как различаются масла? | Подобрать масло самостоятельноКак различаются масла? | Подобрать масло самостоятельно

Влияние температуры на вязкость моторных масел

Вязкость моторного масла является одной из ключевых характеристик, определяющих его эксплуатационные свойства и эффективность работы двигателя. Вязкость масла изменяется в зависимости от температуры, что напрямую влияет на его способность обеспечивать смазку и защиту деталей двигателя.

При низких температурах вязкость масла увеличивается, что может привести к затруднениям при запуске двигателя. Это особенно актуально в холодное время года, когда масло становится более густым и теряет свои смазывающие свойства. В таких условиях важно использовать масла с низкой вязкостью при низких температурах, которые обеспечивают легкий запуск и быструю циркуляцию масла по системе смазки.

С другой стороны, при высоких температурах вязкость масла уменьшается, что может привести к его разжижению и снижению защитных свойств. Важно, чтобы масло сохраняло достаточную вязкость даже при высоких температурах, чтобы предотвратить износ деталей и обеспечить надежную смазку. Для этого производители разрабатывают масла с соответствующими добавками, которые помогают поддерживать стабильную вязкость в широком диапазоне температур.

Существует несколько классификаций моторных масел по вязкости, наиболее распространенной из которых является классификация по SAE (Society of Automotive Engineers). Эта классификация делит масла на зимние и летние, обозначая их вязкость числовыми значениями. Например, масло с обозначением 5W-30 имеет вязкость 5 при низких температурах и 30 при высоких. Это позволяет пользователям выбирать масло, наиболее подходящее для условий эксплуатации их автомобиля.

Важно отметить, что вязкость масла также зависит от его состава. Синтетические масла, как правило, имеют более стабильные вязкостные характеристики при различных температурах по сравнению с минеральными маслами. Это делает синтетические масла более предпочтительными для использования в экстремальных условиях, где температура может значительно варьироваться.

В заключение, влияние температуры на вязкость моторных масел является важным аспектом, который необходимо учитывать при выборе масла для двигателя. Правильный выбор масла с учетом температурных условий эксплуатации поможет обеспечить надежную работу двигателя, продлить срок его службы и повысить общую эффективность автомобиля.

Вопрос-ответ

Как классифицируются моторные масла?

Классификация ACEA разделяет моторные масла на 3 класса: A/B – для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков; C – совместимые с нейтрализаторами отработавших газов; E – для мощных дизелей грузовых автомобилей.

В чем разница между моторным маслом 5W30 и 5w40?

Оба масла имеют одинаковую вязкость при низких температурах, что обеспечивает хороший запуск двигателя в холодное время года. При высоких температурах масло 5W-40 обладает более высокой кинематической вязкостью по сравнению с маслом 5W-30. Минимальная вязкость при скорости сдвига также выше у масла 5W-40.

Что означает цифра 30 в вязкости моторного масла 5W30?

В случае со смазочной жидкостью 5W-30 буква означает всесезонность продукта. Первая цифра указывает на минимальную температуру, при которой масло сохраняет работоспособность. Число после W говорит о высокотемпературной вязкости.

В чем разница масел sp и sn?

В сравнении с API SN масло API SP обладает лучшими антиокислительными свойствами. В предыдущем стандарте API SN допускалось 200% повышение вязкости в лабораторном тесте из-за окисления, в новом стандарте API SP – не больше 150%.

Советы

СОВЕТ №1

При выборе моторного масла обращайте внимание на его вязкость, указанную в спецификациях. Для большинства современных автомобилей рекомендуется использовать масла с вязкостью, соответствующей требованиям производителя, чтобы обеспечить оптимальную защиту двигателя.

СОВЕТ №2

Изучите классификацию масел по SAE (Общество автомобильных инженеров). Она поможет вам понять, какие масла подходят для вашего автомобиля в зависимости от климатических условий и температуры эксплуатации.

СОВЕТ №3

Не забывайте о сезонности: для зимнего и летнего периодов могут потребоваться разные масла. Зимние масла имеют меньшую вязкость при низких температурах, что облегчает запуск двигателя, в то время как летние масла обеспечивают стабильную работу при высоких температурах.

СОВЕТ №4

Регулярно проверяйте уровень и состояние масла в двигателе. Загрязненное или старое масло может негативно сказаться на работе двигателя, поэтому рекомендуется менять его в соответствии с рекомендациями производителя или при достижении определенного пробега.

Ссылка на основную публикацию
Похожее