Россия, Ставрополь, Кулакова проспект
Пн-вс: 08:30—19:00
whatsapp telegram vk email

Каркасы безопасности и жесткость кузова

В автоспорте каркас безопасности критически важен для защиты водителя и пассажиров, а также для повышения жесткости кузова. Эта статья рассматривает различные виды каркасов, или «клеток», и методы их установки. Вы узнаете о функциональности каркасов и возможностях самостоятельного монтажа, что поможет вам осознанно модернизировать автомобиль, обеспечивая безопасность и улучшенные характеристики на трассе.

Что такое каркас безопасности

Пространственный каркас безопасности защищает кузов от деформаций при перевороте или столкновении. Установка этой конструкции обязательна по международным стандартам спортивной ассоциации FIA и другим регулирующим организациям.

Каркас безопасности

Эксперты в области автомобильной безопасности подчеркивают важность каркасов безопасности и жесткости кузова для защиты пассажиров в случае аварии. Современные автомобили оснащаются высокопрочными материалами, такими как сталь и алюминий, которые значительно увеличивают прочность конструкции. Это позволяет не только снизить риск травм при столкновении, но и улучшить общую управляемость автомобиля.

Специалисты отмечают, что правильная геометрия кузова и распределение силовых элементов играют ключевую роль в поглощении ударной энергии. В результате, современные модели автомобилей проходят строгие краш-тесты, что подтверждает их высокую степень безопасности. Таким образом, каркас безопасности становится неотъемлемой частью проектирования, обеспечивая защиту и уверенность водителей и пассажиров на дороге.

Жесткость Кузова! Распорки, Каркасы и почему Кабриолеты- ЗЛО!Жесткость Кузова! Распорки, Каркасы и почему Кабриолеты- ЗЛО!

Жесткость кузова

Жесткость кузова современных автомобилей являет собой важный параметр, от которого зависит его безопасность. Чем меньше жесткость кузова, тем быстрее в нагруженных местах начнут появляться трещины, усталость металла.

С другой стороны, при попадании в дорожно-транспортное происшествие, кузов с небольшим запасом жесткости деформируется сильнее. Это увеличивает вероятность смертельного исхода при одинаковой скорости по сравнению с машиной, у которой этот показатель на порядок выше.

Кроме того, этот параметр характеризует общую прочность транспортного средства, степень пассивной безопасности и долговечности. Кузов является несущей конструкцией всего автомобиля, навесных элементов, пассажиров и перевозимых грузов.

Если жесткость на кручение недостаточная, при проезде по неровностям машина начинает «играть». Это приведет к неправильной работе подвески, непрогнозируемому ее поведению на высокой скорости. Кручение нужно снизить настолько, насколько это вообще возможно.

Главный параметр, опираясь на который, специалисты проводят тестирование – жесткость кузова на кручение вдоль продольной оси. Задача определить, какое усилие нужно приложить к кузову, чтобы вызвать деформацию на 1 градус. Измеряется жесткость в Нм/градус.

Наиболее жесткими считаются автомобили с однообъемной компоновкой кузова, когда силуэт напоминает форму куба, например минивэны. Куда меньшее сопротивление имеют двух и трехобъемные кузова. Большое количество дверей также снижает показатель. Самая низкая жесткость у автомобилей с открытым верхом.

Тест жесткости кузова

Элемент кузова Функция в обеспечении безопасности/жесткости Влияние на безопасность при повреждении
Лонжероны Обеспечивают продольную жесткость, поглощают энергию удара при лобовом столкновении Деформация или разрушение лонжеронов приводит к значительному снижению защиты водителя и пассажиров
Поперечины Обеспечивают поперечную жесткость, предотвращают деформацию кузова при боковом ударе Деформация или разрушение поперечин может привести к проникновению в салон и серьезным травмам
Столбы кузова (A, B, C) Обеспечивают жесткость крыши, защищают пассажиров от сдавливания при опрокидывании Деформация или разрушение стоек может привести к обрушению крыши и серьезным травмам
Арки колес Повышают жесткость кузова, защищают от деформации при боковом ударе Деформация арок может привести к повреждению подвески и снижению управляемости
Балки безопасности (передняя и задняя) Поглощают энергию удара, предотвращают деформацию салона Деформация или разрушение балок снижает эффективность защиты пассажиров
Пороговые балки Повышают жесткость кузова, защищают от бокового удара Деформация порогов может привести к проникновению в салон и травмам ног
Клетки безопасности Создают жесткий каркас вокруг пассажирского отсека Обеспечивают максимальную защиту пассажиров при сильных столкновениях

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о каркасах безопасности и жесткости кузова автомобилей:

  1. Технология “поглощения энергии”: Современные автомобили оснащены каркасами, которые специально спроектированы для поглощения энергии удара. Это достигается за счет использования зон деформации, которые при столкновении прогибаются и поглощают ударную силу, уменьшая риск травм для пассажиров.

  2. Материалы высокой прочности: Для повышения жесткости кузова и безопасности автомобилей производители все чаще используют высокопрочные стали и композитные материалы. Например, некоторые модели используют боросодержащую сталь, которая в 2-3 раза прочнее обычной, что позволяет создавать более легкие и жесткие конструкции.

  3. Краш-тесты и стандарты безопасности: Автомобили проходят множество краш-тестов, прежде чем поступить в продажу. Эти тесты помогают определить, насколько эффективно каркас безопасности защищает пассажиров в различных сценариях столкновения. Результаты тестов влияют на рейтинг безопасности автомобиля, который может стать решающим фактором для покупателей.

Таблица значений жесткости кузова

Модель Жесткость (Нм/гр)
Koenigsegg Agera R 65000
Koenigsegg Agera 58000
ВАЗ-21106 (гоночный) Желтая акула 51800
Bugatti Veyron 50000
Audi A8 D4 45000
Porsche Cayman 981 42000
Mercedes S-Class W222 40500
Rolls-Royce Phantom 40500
Audi R8 40000
Lexus LFA 39130
BMW 7 серии F01 37500
BMW F10 37500
VW Phaeton 37000
Bentley Flying Spur mk2 36500
Audi A8 D3 36000
Lamborghini Aventador 35000
Ferrari F50 34600
Porsche 911 Turbo 997 34000
Range Rover mk3 32500
VW Passat B6 32400
BMW Z4 Coupe mk1 32000
Alfa Romeo 159 31400
BMW 7 серии E65 31200
Porsche 911 Carrera S 991 30400
Mazda Rx-8 30000
Mercedes E-Class W212 29920
Aston Martin Vanquish 28500
Koenigsegg CC-8 28100
BMW X5 E70 28000
Land Rover Freelander 2 28000
Mercedes S-Class W221 27500
Lancia Kappa Coupe 27350
Ford GT 27100
Aston Martin DB9 Coupe 27000
Mazda CX-5 27000
Pagani Zonda F 27000
Porsche 911 Turbo 996 27000
Pagani Zonda C12 S 26300
Porsche Carrera GT 26000
Audi A8 D2 25000
BMW F30 25000
Porsche Panamera 25000
VW Golf V GTI 25000
Mini 2003 24500
Alfa Romeo 166 24400
Bentley Continental Supersports 24000
BMW E39 24000
BMW E60 24000
Seat Leon 2005 23800
Mazda CX-7 23700
BMW X5 E53 23100
Lamborghini Gallardo 23000
Peugeot 407 22700
Toyota Prius 2001 22700
BMW E90 22500
Audi TT Roadster mk2 22000
Jaguar X-Type Sedan 22000
Saab 43533 Sedan mk2 22000
Ford Mustang 2005 21000
Saab 43533 Sportcombi mk2 21000
Chrysler Crossfire 20140
Lamborghini Murcielago 20000
Volvo S60 mk1 20000
Fiat Punto 3d 19700
Ford Focus 3d mk1 19600
Mercedes SL R231 19400
Audi TT Coupe mk1 19000
Bugatti EB110 19000
ВАЗ-2180 Лада Веста 19000
Alfa Romeo 147 3d 18800
Alfa Romeo 156 18800
Volvo S80 mk1 18600
Opel Combo 1999 18500
Bentley Azure 18000
Maserati Quattroporte 2008 18000
Mercedes SLS Roadster 18000
Pagani Zonda Roadster 18000
Ford Focus 5d mk1 17900
Volkswagen Fox 2007 17900
Alfa Romeo MiTo 17650
BMW E34 17200
Citroen Picasso mk1 17000
Ford GT40 MkI 17000
Mercedes SL R230 16400
Jaguar X-Type Estate 16300
Alfa Romeo 147 5d 16250
Ford Mustang 2003 16000
Jaguar XK mk2 16000
Aston Martin DB9 Convertible 15500
Mazda Rx-7 FD 15000
Ferrari 575M Maranello 14700
BMW Z4 Roadster mk1 14500
Daewoo Nubira 1997 14500
ВАЗ-21109 Консул 14300
Renault Twingo 1995 14200
BMW E46 Wagon 14000
McLaren F1 13500
Porsche 911 Turbo 993 13500
BMW E46 Sedan 13000
Opel Omega 1999 13000
ВАЗ-2191 Лада Гранта седан 13000
Porsche 959 12900
BMW E46 Coupe 12500
ВАЗ-21106 12200
ВАЗ-2123 Шеви-Нива 12000
ВАЗ-2170 Лада Приора 12000
Audi A2 11900
Opel Astra 4d 1998 11900
Opel Astra 5d 1998 11700
ВАЗ-2191 Лада Гранта лифтбек 11700
Porsche 911 Turbo 996 Convertible 11600
Saab 43533 Cabriolet mk2 11500
ВАЗ-1119 Лада Калина хэтчбек 11000
BMW E36 Touring 10900
Fiat Bravo 10600
BMW E46 Convertible 10500
BMW Z8 10500
Daewoo Lanos 3d 1997 10500
Lotus Elise S2/ Exige 2004 10500
Opel Astra 3d 1998 10500
Toyota Corolla 3d 1995 10500
ВАЗ-21108 Премьер 10500
Audi TT Roadster mk1 10000
Renault Sport Spider 10000
ВАЗ-2120 Лада Надежда 10000
ВАЗ-1117 Лада Калина универсал 10000
Ford Mustang Convertible 2005 9500
Chevrolet Corvette C5 9100
Fiat Brava 9100
ВАЗ-21213 Нива 8900
Opel Vectra 4d 1999 8800
Ferrari 360 Spider 8500
ВАЗ-21102 8400
Nissan Sunny 3d 1995 8200
ВАЗ-21083 8200
ВАЗ-2112 8100
Opel Corsa 3d 1999 8000
Peugeot 206 CC 8000
ВАЗ-2110 8000
Lotus Elan 7900
Dodge Viper Coupe mk2 7600
Toyota Starlet 5d 1995 7600
Nissan Prairie 4×4 5d 1995 7500
ВАЗ-2111 7400
ВАЗ-2131 Нива 7400
ВАЗ-2105 7300
ВАЗ-2107 7200
ВАЗ-1111Э Ока 7000
Dodge Durango mk1 6800
ВАЗ-21093 6800
Fiat Tempra 6700
Ford Fiesta 3d 1995 6500
Opel Corsa 3d 1995 6500
ВАЗ-2106 6500
ВАЗ-21043 6300
Lotus Esprit SE Turbo 5850
BMW Z3 mk1 5600
ВАЗ-21099 5500
ВАЗ-2115 5500
Ford Mustang Convertible 2003 4800
ГАЗ-М20 Победа 4600
Ford Maverick 5d 1995 4400
Nissan Micra 1995 4000
МЗМА-400 Москвич 2500

В повседневной жизни владельцы автомобилей могут столкнуться с проблемой жесткости кузова. Например, при использовании домкрата или при заезде на препятствие одним колесом. В таких ситуациях может возникнуть трудность с открыванием навесных элементов кузова, таких как двери и капот. Это связано с недостаточной жесткостью конструкции кузова.

Способы увеличения жесткости

Увеличение показателей жесткости кузова достигается не
только путем приваривания или прикручивания каркаса, существуют и менее
радикальные способы.

Навесные усилители жесткости

При разработке нового автомобиля важна жесткость кузова. Производители закладывают запас прочности, но для обычных автомобилей выдающихся характеристик ожидать не стоит.

Одно из простых решений — установка усилителей жесткости, или распорок (УЖи). Они делятся на три типа:

  • Верхний УЖ. Соединяет стаканы, фиксируя их положение и равномерно распределяя нагрузку между стойками.
  • Нижний УЖ. Предотвращает расхождение лонжеронов на неровных дорогах. В сочетании с верхней распоркой значительно увеличивает жесткость, формируя прочную раму.
  • Задний УЖ. Увеличивает жесткость задних стаканов, равномерно распределяя нагрузку.

Существуют также дополнительные усилители для конкретных марок и моделей: подрамные распорки, элементы вдоль порогов, косынки на крыльях и каркас под бампер — башбар (bash bar).

Установка распорок не заменяет полноценную подготовку автомобиля для автогонок, разве что на любительском уровне.

Передний УЖ

Усиление кузова

Это уже более продвинутый способ увеличения жесткости, весьма
трудоемкий и затратный в финансовом плане.

При интегрированном усилении, места точечной сварки обвариваются
дополнительно. Точки крепления агрегатов и особо нагруженные места кузова,
усиливаются дополнительными слоями металла. Особое внимание уделяется зонам
деформации, предусмотренным производителем. На эти места ввариваются косынки и
перемычки.

Однако, для подготовки к участию в профессиональных спортивных
дисциплинах, потребуется установка каркаса.

Виды каркасов

Существует два типа каркасов безопасности: болтовой и вварной. Рассмотрим каждую категорию подробнее.

Болтовой каркас безопасности

Также называется сборно-разборным. Крепится к боковым стойкам, порогам и полу при помощи болтов. В любой момент конструкцию можно полностью разобрать. Как правило, болтовый каркас пользуется популярностью среди начинающих автогонщиков, а также владельцев, использующих транспортное средство в комбинированном режиме – для повседневной езды и участия в соревнованиях.

Устанавливая такой каркас нужно выбирать качественный крепеж. Если болты будут плохими, при аварии конструкция может отстегнуться и повредить водителя.

Болтовой каркас на ВАЗ 2107

Вварной каркас безопасности

Вварной каркас

Приложение J

Являет собой официальный документ, выпущенный международной автомобильной федерацией FIA (Fédération Internationale de l’Automobile).

Правила повышения безопасности кузова каркасным методом прописаны в статье 253. Там указаны технические параметры каждого элемента конструкции, используемого в «клетке». Читать перевод статьи в формате PDF.

Источник (там же переводы других статей данного приложения).

Как построить каркас безопасностиКак построить каркас безопасности

Приложение 14

Созданный Российской автомобильной федерацией, этот документ определяет правила применения автомобильных каркасов безопасности и важен для участников национальных чемпионатов. Подробности в приложении.

Каркас безопасности своими руками

Как показывает практика, самой удобной платформой для
постройки спорткара является отечественный кузов ВАЗ. Разработать и воплотить в
реальность конструкцию каркаса можно и самостоятельно.

При изготовлении «клетки», в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 8734-58, используется стальная труба двух сортаментов – 45х2,5 и 40х2,0 см. Сталь должна быть нелегированной, с содержанием углерода не более 0,3%. Это нужно для того, чтобы каркас был достаточно гибким и не лопался при деформации.

Также придется обзавестись трубогибом, чтобы придавать рабочему материалу оптимальную форму под нужным углом, поскольку нагрев категорически запрещен. При изгибе труба все равно будет плющиться, и разница между меньшим и большим диаметром не должна превышать 10%.

Чтобы точно отрезать и подогнать трубу, можно воспользоваться сервисом После того как программа сделает развертку, нужно распечатать ее на принтере и перенеси на трубу.

Варить лучше на аргоном или полуавтоматом. Основные точки сварки – стойки крыши, пороги. Используются как продольные элементы с левой и правой стороны кузова, так и косынки с накладками для повышения жесткости центральных стоек при боковом столкновении.

Косынки в омологированной конструкции обязательно должны иметь отверстия для инспекции сварного шва.

Обратите внимание на схему создания системы безопасности
автомобиля ВАЗ, начиная с «копейки» и заканчивая «семеркой».

Если вы планируете принимать участие в соревнованиях на профессиональном уровне, забудьте о самостоятельном изготовлении. Придется покупать омологированный каркас. Это конструкция, прошедшая официальные испытания, качество которой гарантирует производитель. Она обязательно должна быть сварной и отвечать всем требованиям, предъявляемым официальными организациями.

Развертка для обрезания трубы

Как сварить каркас безопасности в машинуКак сварить каркас безопасности в машину

Тестирование и сертификация каркасов безопасности

Тестирование и сертификация каркасов безопасности являются важными этапами в процессе разработки и производства автомобилей. Эти процедуры направлены на оценку прочности и устойчивости кузова автомобиля в случае аварийной ситуации, что напрямую влияет на безопасность водителя и пассажиров.

Существует несколько стандартов и методик, по которым проводятся испытания каркасов безопасности. Одним из наиболее известных является метод испытаний на деформацию кузова, который позволяет оценить, как конструкция автомобиля реагирует на ударные нагрузки. В ходе таких испытаний используются специальные стенды, на которых автомобиль подвергается ударам с различной силой и направлениями. Результаты этих тестов помогают инженерам выявить слабые места в конструкции и внести необходимые изменения.

Кроме того, важным аспектом тестирования является использование краш-тестов, которые проводятся как в лабораторных условиях, так и в реальных дорожных ситуациях. Краш-тесты позволяют оценить, как каркас безопасности защищает пассажиров от травм в случае столкновения. В ходе таких испытаний используются манекены, оснащенные датчиками, которые фиксируют уровень нагрузки на различные части тела. Эти данные затем анализируются для определения эффективности конструкции.

Сертификация каркасов безопасности осуществляется на основе полученных результатов тестирования. В большинстве стран существуют национальные и международные стандарты, которым должны соответствовать автомобили. Например, в Европе это стандарты Euro NCAP, которые оценивают безопасность автомобилей по нескольким критериям, включая защиту взрослых пассажиров, детей и пешеходов. Автомобили, прошедшие сертификацию, получают соответствующие оценки, которые публикуются и могут быть использованы потребителями при выборе автомобиля.

Важно отметить, что сертификация каркасов безопасности не является разовой процедурой. Производители автомобилей обязаны регулярно обновлять свои модели и повторно проходить тестирование, чтобы соответствовать новым стандартам безопасности. Это связано с постоянным развитием технологий и материалов, которые используются в автомобилестроении, а также с изменением требований к безопасности со стороны потребителей и регулирующих органов.

В заключение, тестирование и сертификация каркасов безопасности играют ключевую роль в обеспечении безопасности автомобилей. Эти процессы помогают выявлять недостатки в конструкции и способствуют внедрению новых технологий, что в конечном итоге приводит к снижению числа травм и fatalities на дорогах.

Вопрос-ответ

Увеличивает ли каркас безопасности жесткость шасси?

Каркасы безопасности. Забудьте о нескольких простых распорках, крепящихся болтами. Каркас безопасности — это настоящее средство укрепления шасси и жизненно важная часть любого гоночного автомобиля, отчасти для того, чтобы соответствовать правилам безопасности, отчасти для того, чтобы значительно увеличить жесткость шасси автомобиля.

Можно ли ездить с каркасом безопасности?

Теоретически да. В принципе, действующее российское законодательство не запрещает устанавливать на свой легковой автомобиль каркас безопасности, а также специальные кресла с пятиточечными ремнями безопасности.

Каковы недостатки каркаса безопасности?

Зоны деформации больше не будут работать так, как задумано. Каркас безопасности будет мешать работе подушек безопасности. Недаром в автомобилях с каркасом безопасности используются пятиточечные ремни безопасности вместо стандартных трёхточечных. Существует риск столкновения с каркасом безопасности при аварии, поэтому шлемы обязательны для гонщиков с каркасом безопасности.

На что влияет жесткость кузова?

Чем она выше, тем лучше кузов противостоит скручивающимся нагрузкам, которые на него действуют в поворотах и при проезде препятствий. Самый наглядный пример – наезд одним колесом на бордюр, отчего у иных машин перестают открываться двери: их перекашивает в проемах из-за низкой жесткости кузова.

Советы

СОВЕТ №1

При выборе автомобиля обращайте внимание на наличие современных каркасов безопасности, таких как кузова с усиленной структурой и зоной деформации. Эти элементы значительно повышают уровень защиты пассажиров в случае аварии.

СОВЕТ №2

Изучите результаты краш-тестов, проводимых независимыми организациями, такими как Euro NCAP. Эти тесты помогают понять, насколько жесткость кузова и каркас безопасности автомобиля соответствуют современным стандартам безопасности.

СОВЕТ №3

Регулярно проверяйте состояние кузова вашего автомобиля. Микротрещины и коррозия могут ослабить жесткость кузова, что негативно скажется на безопасности. При необходимости обращайтесь к специалистам для проведения диагностики и ремонта.

СОВЕТ №4

При модификации автомобиля, например, при установке спортивной подвески или изменения кузова, учитывайте влияние этих изменений на жесткость кузова и каркас безопасности. Неправильные модификации могут снизить уровень защиты в случае ДТП.

Ссылка на основную публикацию
Похожее