В статье рассмотрим процесс замены тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 2110, 2112, 2114, 2115, 2109 и 2107. Замена колодок — важный аспект технического обслуживания и залог безопасности на дороге. Предоставим пошаговую инструкцию для самостоятельного выполнения этой процедуры, что позволит сэкономить время и деньги на сервисе.
Замена передних тормозных колодок
Замена передних тормозных колодок производится на поднятом автомобиле с снятыми колесами. Сначала разогните стопорные пластины, фиксирующие головку болта направляющего пальца. Ключом на 13 отвинтите верхний болт, а нижний немного ослабьте. Если направляющий палец вращается, зафиксируйте его ключом на 17.
Отгибаем суппорт с тормозным цилиндром в сторону и извлекаем старые колодки. Установив новые, верните суппорт, предварительно вдавив поршень цилиндра. Без этого суппорт не встанет на место, так как новые колодки толще изношенных.
Если цилиндр исправен, вдавить поршень можно с помощью рукоятки молотка или другого инструмента. Если поршень не поддается, ослабьте штуцер для прокачки тормозов (высверленный болт на суппорте), но это может быть сложно. Стандартный штуцер с головкой на 6 может «прикипеть», и попытки открутить его могут повредить грани.
Рекомендуется заменить все штуцеры на новые с крупной головкой, так как они всегда доступны в магазинах.
Избыточные усилия при вдавливании поршня могут повредить цилиндр. Автор однажды повредил корпус, пытаясь утопить поршень с помощью струбцины, что потребовало срочной покупки нового.
После установки суппорта затяните болты и загните стопорные пластины. Если откручивали штуцеры, потребуется дополнительная прокачка тормозов.
Эксперты в области автомобильного обслуживания подчеркивают важность регулярной проверки и замены тормозных колодок для обеспечения безопасности на дороге. Самостоятельная замена колодок может показаться сложной задачей, однако при наличии необходимых инструментов и знаний это вполне выполнимая задача. Специалисты рекомендуют начать с изучения инструкции по замене, которая обычно прилагается к новым колодкам. Важно помнить о необходимости использования качественных запчастей и соблюдения всех этапов процесса, включая снятие колеса, демонтаж старых колодок и установку новых. Также стоит обратить внимание на состояние тормозного диска и, при необходимости, произвести его шлифовку или замену. Правильная замена тормозных колодок не только продлит срок службы тормозной системы, но и повысит общую безопасность автомобиля.
Замена задних тормозных колодок
Процедура замены задних тормозных колодок, на ВАЗах серии 2107 и 2110-15 несколько сложнее, и занимает на порядок больше времени, нежели замена передних. Для того чтобы заменить их, необходимо вывесить задние колеса и снять их. Барабаны, как правило, всегда «прикипают», и их снятие становится испытанием для нервной системы водителя.
Для начала необходимо выкрутить два направляющих болта. Здесь же на барабане, находятся два других отверстия (видно на снимке), в которые эти направляющие нужно вкрутить. Предварительно, рекомендуем обстучать барабан со всех сторон, и уже после этого, начинать вкручивать болты. При этом очень важно, чтобы вкручивание происходило равномерно. Сначала на пол-оборота поворачивается один, потом другой, пока барабан не начнет слезать со ступицы.
Здесь так же возможны различные неприятные варианты развития событий:
- во время вкручивания может сломаться направляющий болт;
- у старого барабана, может легко сорваться резьба в этих отверстиях.
Барабан мы сняли. Теперь поддеваем отверткой нижнюю стягивающую пружину, а так же снимаем наконечник троса ручного тормоза с распорной планки. Аналогично поступаем с верхней пружиной, она намного жестче нижней, и боковыми. Остается только закрепить на новые колодки планку от ручного тормоза, вдавить поршни в тормозной цилиндр и осуществить сборку в обратной последовательности. Возможно, что придется немного повозиться, прежде чем получиться вернуть пружины на место.
Можно поступить таким образом: в крюк пружины продевается отвертка, конец отвертки упирается в выступ на колодке, в то место, куда должна встать пружина. Оттягивание отвертки в противоположную сторону приведет к тому, что пружина начнет соскальзывать с отвертки, и возможно не с первого раза, но встанет на свое место.
Вот таким не хитрым способом, мы самостоятельно можем осуществить замену задних и передних тормозных колодок на своем автомобиле. Напомним, что данная инструкция подходит для большинства автомобилей, и в частности для семейства ВАЗ 2107, 2109, 2110, 2112, 2114 и 2115.
Этап замены | Необходимые инструменты и материалы | Важные замечания |
---|---|---|
1. Подготовка | Домкрат, балонный ключ, ключ накидной/рожковый (размер зависит от модели авто), отвертки (плоская и крестовая), щетка по металлу, ветошь, новые тормозные колодки, смазка для направляющих суппорта (высокотемпературная), перчатки. | Установите автомобиль на ровной поверхности, затяните ручник. Подложите под колеса противооткатные упоры для безопасности. |
2. Демонтаж колеса | Открутите болты колеса и снимите его. | Запомните порядок затяжки болтов, чтобы правильно установить колесо обратно. |
3. Доступ к суппорту | В зависимости от конструкции суппорта, может потребоваться открутить направляющие пальцы или скобы. | Будьте осторожны, суппорт может быть тяжелым. При необходимости используйте подпорку, чтобы он не висел на тормозном шланге. |
4. Снятие старых колодок | Отсоедините старые колодки от суппорта. | Обратите внимание на расположение колодок и пружин, чтобы правильно установить новые. Сфотографируйте, если необходимо. |
5. Очистка суппорта и направляющих | Очистите направляющие суппорта от грязи и ржавчины щеткой по металлу. Смажьте направляющие высокотемпературной смазкой. | Не используйте обычную смазку! Это может привести к повреждению тормозной системы. |
6. Установка новых колодок | Установите новые колодки в суппорт, обращая внимание на их правильное положение и пружины. | Убедитесь, что колодки плотно прилегают к тормозному диску. |
7. Сборка | Соберите все в обратном порядке, закрепите колесо. | Проверьте надежность затяжки всех болтов. |
8. Проверка | Осторожно несколько раз нажмите на педаль тормоза, чтобы колодки притерлись к диску. Проверьте эффективность торможения на небольшой скорости. | При необходимости обратитесь к специалисту. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о тормозных колодках и их замене:
-
Материалы и технологии: Современные тормозные колодки изготавливаются из различных материалов, включая органические, полуметаллические и керамические. Каждый из этих типов имеет свои преимущества и недостатки. Например, керамические колодки обеспечивают тихую работу и меньше пылят, но могут быть дороже.
-
Сигналы о замене: Многие автомобили оснащены индикаторами износа тормозных колодок, которые издают характерный скрип при достижении определенного уровня износа. Это позволяет водителям заранее узнать о необходимости замены колодок, что может предотвратить повреждение тормозных дисков.
-
Процесс замены: Замена тормозных колодок — это не только замена самих колодок, но и проверка состояния тормозных дисков, а также смазка направляющих и других компонентов. Неправильная установка или игнорирование этих деталей может привести к неравномерному износу и снижению эффективности торможения.
Эти факты подчеркивают важность правильного выбора и замены тормозных колодок для обеспечения безопасности на дороге.
Проверка состояния тормозных дисков
Перед тем как приступить к замене тормозных колодок, необходимо тщательно проверить состояние тормозных дисков. Это важный этап, который поможет избежать проблем в будущем и обеспечит безопасность на дороге.
Первым делом, осмотрите тормозные диски на наличие видимых повреждений. Обратите внимание на следующие аспекты:
- Царапины и вмятины: Если на поверхности диска есть глубокие царапины или вмятины, это может указывать на необходимость замены диска.
- Коррозия: Ржавчина на дисках может быть нормальным явлением, однако, если коррозия значительная и затрагивает рабочую поверхность, это также может потребовать замены.
- Износ: Проверьте толщину дисков с помощью специального измерительного инструмента. Если толщина диска меньше минимально допустимой, указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля, диски необходимо заменить.
После визуального осмотра, проведите тест на наличие биения тормозных дисков. Для этого:
- Установите автомобиль на ровной поверхности и поднимите его с помощью домкрата.
- Проверьте, насколько свободно вращаются колеса. Если вы заметили, что колесо не вращается равномерно или заедает, это может указывать на проблему с диском.
- Используйте штангенциркуль для измерения биения диска. Если биение превышает допустимые значения, диски подлежат замене или переработке.
Также стоит обратить внимание на состояние тормозных колодок. Если колодки изношены неравномерно, это может быть признаком проблем с тормозными дисками. В таком случае, рекомендуется заменить и колодки, и диски одновременно.
Не забывайте, что регулярная проверка состояния тормозных дисков и колодок — это залог вашей безопасности на дороге. Если у вас есть сомнения в состоянии тормозной системы, лучше обратиться к специалисту для проведения диагностики и ремонта.
Вопрос-ответ
Куда должна смотреть стрелка на колодках?
Чтобы устранить потенциальное возникновение шума при торможении, маркировка в виде стрелки на несущей пластине колодки при правильной её установке должна быть направлена в сторону вращения тормозного диска при движении вперёд.
Что нельзя делать после замены колодок?
После установки новых тормозных колодок важно избегать экстремальных условий вождения. Это включает в себя резкие ускорения и торможения, а также вождение на высоких скоростях в течение первых километров. Все это может привести к неправильной притирке колодок и дисков.
Нужно ли отпускать ручник при замене колодок?
Ручник придется затягивать до упора. Впоследствии быстро растягивается трос ручного тормоза. Система не сможет функционировать должным образом. Если придется экстренно тормозить при помощи ручника, машина не сможет вовремя остановиться.
Что нужно смазывать, когда меняешь колодки?
Перед установкой новых колодок нанесем смазку для тормозных систем. Наносится средство на НЕРАБОЧУЮ часть колодки, а также на части суппорта, показанные на рисунке. Внимание!
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом замены тормозных колодок обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя вашего автомобиля. В нем могут быть указаны специфические рекомендации и особенности, касающиеся замены тормозных колодок именно для вашей модели.
СОВЕТ №2
Используйте качественные инструменты и запчасти. При замене тормозных колодок важно использовать оригинальные или сертифицированные аналоги, чтобы обеспечить безопасность и долговечность работы тормозной системы.
СОВЕТ №3
Не забывайте о необходимости прокачки тормозов после замены колодок. Это поможет удалить воздух из тормозной системы и обеспечить ее правильную работу. Проверьте уровень тормозной жидкости и при необходимости добавьте ее до нужного уровня.
СОВЕТ №4
После завершения замены тормозных колодок проведите тест-драйв на низкой скорости, чтобы убедиться в правильности установки и отсутствии посторонних звуков. Это поможет выявить возможные проблемы до того, как вы выйдете на дорогу с высокой скоростью.