Россия, Ставрополь, Кулакова проспект
Пн-вс: 08:30—19:00
whatsapp telegram vk email

Расточка тормозных дисков

Проточка тормозных дисков восстанавливает их характеристики и продлевает срок службы тормозной системы. В статье рассмотрим способы расточки дисков, акцентируя внимание на использовании специализированного оборудования — стендов и токарных станков. Правильная проточка обеспечивает эффективность торможения и безопасность на дороге, что важно для каждого автолюбителя.

Когда
необходима проточка

Определить необходимость проточки тормозных дисков можно при визуальном осмотре или тактильных ощущениях во время эксплуатации автомобиля.

При проверке на рабочей поверхности могут быть обнаружены:

  • Буртики;
  • Глубокие борозды;
  • Трещины;
  • Ржавые участки.

Во время торможения могут проявляться следующие признаки:

  • Увеличение тормозного пути;
  • Биение руля;
  • Вибрация тормозной педали.

Своевременная диагностика дефектов тормозных дисков влияет на безопасность водителя и других участников дорожного движения.

Буртики на тормозном диске

Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что расточка тормозных дисков может быть эффективным решением для восстановления их работоспособности. Этот процесс позволяет устранить незначительные дефекты поверхности, такие как царапины и неровности, что в свою очередь улучшает сцепление тормозов и снижает уровень шума. Однако специалисты подчеркивают, что расточка имеет свои ограничения. Если толщина диска после обработки становится меньше минимально допустимой, это может привести к ухудшению его прочности и, как следствие, к аварийным ситуациям. Поэтому важно проводить эту процедуру только в специализированных сервисах, где используются современные технологии и оборудование. В конечном итоге, правильный подход к расточке может продлить срок службы тормозных дисков, но требует внимательного контроля и соблюдения всех норм безопасности.

Грамотная проточка тормозных дисковГрамотная проточка тормозных дисков

Причины
возникновения дефектов

  • Попадание посторонних предметов в просвет поверхности диска и фрикционных колодок: песок, мелкие камни, грязь, металлическая стружка, осколки стекла и т.д.;
  • Нарушение работы тормозных цилиндров;
  • Неправильно смонтированные колодки;
  • Фрикционные накладки низкого качества;
  • Постоянный перегрев и ударные нагрузки на диск;
  • Естественная изношенность металла при трении;
  • Несвоевременная замена колодок.

Ниже более подробно рассмотрен каждый из пунктов.

Сильный износ колодок

Минимальный диаметр тормозного диска (мм) Максимальный диаметр тормозного диска (мм) Допустимая глубина расточки (мм)
280 350 1,0
300 380 1,5
320 400 2,0
330 420 2,5
350 450 3,0

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о расточке тормозных дисков:

  1. Улучшение теплоотведения: Расточка тормозных дисков может значительно улучшить их способность к теплоотведению. При расточке создаются дополнительные каналы, которые помогают рассеивать тепло, что снижает риск перегрева и уменьшает вероятность выгорания тормозных колодок.

  2. Оптимизация тормозного эффекта: Правильная расточка дисков может улучшить контакт между тормозными колодками и дисками, что приводит к более эффективному торможению. Это особенно важно для спортивных автомобилей, где требуется высокая производительность тормозной системы.

  3. Снижение веса: Расточка может помочь уменьшить вес тормозных дисков, что положительно сказывается на общей массе автомобиля и его динамических характеристиках. Легкие тормозные диски могут улучшить управляемость и ускорение автомобиля, что особенно важно для гонок и спортивного вождения.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ | ПРОТОЧКАВОССТАНОВЛЕНИЕ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ | ПРОТОЧКА

Попадание
грязи и посторонних предметов

Первый сигнал о проблеме — появление посторонних звуков, от легкого шороха до резкого скрежета. Это основание для детального осмотра тормозной системы и ее компонентов. Необходимо удалить инородные предметы сжатым воздухом или отверткой и очистить поверхности от загрязнений.

Для проверки закрытой системы потребуется снять тормозные барабаны, так как раннее выявление неисправностей поможет избежать серьезных последствий.

Например, если пружина задних тормозных колодок автомобиля ВАЗ 21099 оторвется и попадет в зазор между колодками и барабаном, это может привести к образованию глубокой канавки в этих деталях.

Проточка в тормозных барабанах

Закисание
или неравномерная работа цилиндров

Когда машина долго стояла, или были повреждены защитные
пыльники, зачастую возникает закис суппортов или цилиндров. Поршни обрастают
толстым слоем окислов и не дают нормально работать механизму.

Для восстановления работоспособности производят следующие
действия:

  • Очищают детали от ржавчины;
  • Заменяют пыльники с уплотнениями.

Однако, это не всегда способствует возобновлению нормальной
работы, и тогда приходится менять цилиндры на новые.

Закисший тормозной цилиндр

Перекос
колодок из-за неправильной установки

Во время технического обслуживания тормозной системы важно контролировать правильность установки всех элементов. Иначе давление фрикционных накладок на барабан или диск будет неравномерным.

Это снизит эффективность тормозной системы и может привести к поломке деталей, требующим ремонта или замены.

Некачественный
материал фрикционных накладок

При покупке нового комплекта колодок, следует внимательно
отнестись к его качеству. В составе не должно быть твердых включений. Если
смесь содержит стружку металла, следует выбрать другого производителя. Твердый
состав накладок повышает результативность торможения, но быстрее изнашивает
тормозные диски.

Деформация
диска в результате перегрева

Если при торможении автомобиль уходит в сторону и на педали ощущаются пульсирующие толчки, это может свидетельствовать о деформации тормозного диска. Такие проблемы часто возникают после интенсивного торможения с последующим резким охлаждением.

Степень деформации тормозного диска влияет на возможность его восстановления: чем сильнее поврежден диск, тем сложнее его исправить.

Перегрев тормозной системы

Естественный
износ металла от трения

Работа тормозов основана на трении, и так или иначе, это со
временем приводит к износу металла и образованию выступающей кромки, которая
мешает работе тормозов. Для удаления фаски (буртика) требуется проточка.

Несвоевременная
замена колодок

Колодки — это расходный элемент. На металлическую основу нанесен мягкий фрикционный материал. При его износе тормозная пластина начинает воздействовать на тормозной диск, что ускоряет его износ.

Производители оснащают колодки датчиками, предупреждающими о критическом уровне износа. На старых автомобилях это могут быть скобы-пискуны, а на современных — электронные датчики.

Максимальный износ тормозного диска

Когда не
следует протачивать тормозные диски

  1. Рабочая поверхность имеет толщину меньше допустимой;
  2. Диск сильно искривлен и не подлежит
    восстановлению;
  3. Плоскость с ярко выраженными дефектами,
    присутствуют глубокие трещины с признаками обгорелого металла;
  4. Стоят спортивные диски, которые не поддаются
    реставрации.

Если стоимость нового комплекта ниже услуг автосервиса,
протачивать деталь нет резона. К примеру, проточка тормозных дисков на ВАЗ
обойдется в 2000 рублей, тогда как новый вентилируемый комплект на «Приору»
можно приобрести за 800 рублей.

Плюсы и
минусы проточки

Одно из главных преимуществ протачивания тормозных дисков — это стоимость. Новые диски с установкой стоят от 10 000 до 40 000 рублей в зависимости от марки автомобиля и качества. Восстановление обойдется от 2 000 до 8 000 рублей.

Однако у этой процедуры есть значительный недостаток — она временная и не рекомендуется более одного раза. Проточка уменьшает толщину дисков, что влияет на их прочность и уровень нагрева при торможении.

Минусы проточки дисков

Таблица
допустимой степени износа тормозных дисков

Автомобиль Передние (мм) Задние (мм)
ВАЗ 2110 11,8 (17,8 вентилируемые)
ВАЗ 2107 9,5 Диаметр барабана не более 251
ГАЗ 3110 (волга) 18
Daewoo Lanos/Nexia
(13 дюймов)
17
Daewoo Lanos/Nexia
(14 дюймов)
21
Nissan Qashqai 24 8
Kia Rio 10 (20
вентилируемые)
Opel Zafira 22 8
Renault Logan
(дв. 1.4)
10,6 Диаметр барабана 181,25
Renault Logan
(дв. 1.6)
10,6 204,45
Ford Focus
2, 3
23 9
Toyota Corolla 23 8
Hyundai Solaris 20 8,4
Skoda Octavia 22 10

Технология и
способы расточки

Расточка, или проточка, может выполняться с использованием специализированного оборудования или доступных инструментов.

Эта процедура устраняет буртик, образующийся, когда фрикционные накладки тормозных колодок не охватывают всю рабочую поверхность. Проточка также помогает избавиться от коррозии и глубоких царапин.

Наиболее эффективны проточка на токарном станке (при правильном выполнении) и специализированные стенды, такие как pro-cut и их аналоги.

Другие методы, особенно с использованием болгарки и наждачного круга, скорее всего, не дадут нужного результата и могут испортить диски, которые еще можно восстановить профессионально.

Использование
стендов

Существует большое количество специального оборудования для
проточки тормозных дисков со снятием и без. Но не все автосервисы могут
позволить себе приобрести подобный стенд.

Вся процедура максимально автоматизирована, замеры биения и
определение толщины снимаемого металла осуществляет электроника, что сводит к
минимуму вероятность ошибки.

Проточка без снятия происходит следующим образом.

  • Демонтируются суппорта и защитные кожухи. Часть,
    на которой находятся резцы, крепится в уши для суппортов.
  • Двигатель стенда, который будет вращать диск в
    процессе проточки, крепится в штатные места для болтов или на шпильки.
  • После запуска резцы проходят по поверхности и
    выравнивают ее сразу с двух сторон.

Стенд для расточки дисков

Проточка на
токарном станке

Обладая навыками работы с токарным станком, можно выполнить проточку. При обработке важно выровнять не только внешние и внутренние поверхности диска, но и плоскость, соприкасающуюся со ступицей.

Станок для проточки

Работа
подручными средствами

Мы настоятельно не рекомендуем использовать для выравнивания
поверхности диска никакие подручные средства, будь то болгарка, напильник,
наждачный круг. Так вы лишь окончательно его испортите.

Но если все же решили проточить диск своими руками, делают
это следующим образом.

  • Автомобиль вывешивается, снимаются колеса.
  • Как и в случае со стендом, диск освобождается от
    всех навесных и защитных элементов.
  • Втыкается вторая передача и запускается двигатель.
  • Болгаркой или иными подручными средствами
    выполняется выравнивание поверхности.

Тормозная система требует повышенного внимания от владельца
транспортного средства. Регулярно проверяйте все ее элементы и производите
своевременную замену изношенных деталей. Не доводите толщины тормозного диска
до критического состояния.

Проточка тормозного дискаПроточка тормозного диска

Советы по уходу за тормозными дисками после проточки

После проточки тормозных дисков важно обеспечить правильный уход за ними, чтобы продлить срок службы и сохранить эффективность тормозной системы. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам в этом:

  • Проверка состояния тормозных колодок: После проточки дисков обязательно проверьте состояние тормозных колодок. Если они изношены или имеют неровности, их следует заменить. Это поможет избежать неравномерного износа и повысит эффективность торможения.
  • Регулярная очистка: Тормозные диски подвержены загрязнению от тормозной пыли, грязи и влаги. Регулярно очищайте их с помощью специальных средств для очистки тормозов или мягкой щетки. Избегайте использования абразивных материалов, которые могут повредить поверхность диска.
  • Избегайте перегрева: Перегрев тормозных дисков может привести к их деформации и снижению эффективности торможения. Старайтесь избегать резкого торможения и длительных спусков с горы. Если вы заметили, что диски сильно нагреваются, дайте им остыть перед продолжением движения.
  • Контроль за уровнем тормозной жидкости: Убедитесь, что уровень тормозной жидкости в системе находится на оптимальном уровне. Низкий уровень жидкости может привести к недостаточному торможению и перегреву дисков. Регулярно проверяйте и при необходимости доливайте тормозную жидкость.
  • Проверка на наличие трещин и деформаций: Периодически осматривайте тормозные диски на наличие трещин, вмятин или других повреждений. Если вы заметили какие-либо дефекты, рекомендуется обратиться к специалисту для оценки состояния дисков и их замены при необходимости.
  • Соблюдение рекомендаций производителя: Всегда следуйте рекомендациям производителя вашего автомобиля относительно обслуживания тормозной системы. Это включает в себя сроки замены тормозных дисков и колодок, а также советы по их эксплуатации.
  • Пробный заезд: После проточки тормозных дисков рекомендуется провести пробный заезд. Это поможет вам оценить эффективность торможения и убедиться, что все работает корректно. Важно не превышать скорость и избегать резких маневров в первые дни после проточки.

Следуя этим простым советам, вы сможете значительно продлить срок службы тормозных дисков и обеспечить безопасность на дороге. Помните, что тормозная система — это один из самых важных элементов вашего автомобиля, и ее состояние напрямую влияет на вашу безопасность.

Вопрос-ответ

Зачем растачивать тормозные диски?

Что вообще дает расточка? Прежде всего, она возвращает диску ровную, чистую рабочую поверхность, обеспечивая полное равномерное прилегание колодки к диску, без чего невозможно достичь максимальной эффективности тормозной системы. В случае с деформированными при перегреве дисками удается восстановить их геометрию.

Почему нельзя точить тормозные диски?

Точить тормозные диски нельзя, потому что это может привести к снижению их прочности и долговечности, а также к ухудшению тормозных характеристик. При точении дисков снимается слой материала, что может изменить их геометрию и привести к перегреву, вибрациям и неравномерному износу тормозных колодок. Кроме того, у дисков есть минимально допустимая толщина, и их уменьшение может сделать их небезопасными для эксплуатации.

Чем опасна проточка тормозных дисков?

Риск появления трещин. Если диск уже имеет микротрещины, проточка может усугубить проблему. Снятие слоя металла может ослабить структуру диска и привести к более серьезным повреждениям.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом расточки тормозных дисков обязательно проверьте их состояние на наличие трещин и других повреждений. Если диск имеет серьезные дефекты, лучше заменить его, чем пытаться восстановить.

СОВЕТ №2

Используйте только качественное оборудование и инструменты для расточки. Неправильное использование или низкокачественные инструменты могут привести к неравномерной поверхности и ухудшению тормозных характеристик.

СОВЕТ №3

Обязательно соблюдайте рекомендуемые производителем параметры расточки, такие как минимальная толщина диска после обработки. Это поможет избежать перегрева и преждевременного износа тормозной системы.

СОВЕТ №4

После расточки тормозных дисков проведите балансировку колес и проверьте работу тормозной системы. Это обеспечит безопасность и эффективность торможения на дороге.

Ссылка на основную публикацию
Похожее