Гидрокомпенсаторы – ключевой элемент системы газораспределения, обеспечивающий автоматическую регулировку зазоров между клапанами и толкателями. Однако их работа может сопровождаться стуком, вызывающим беспокойство у владельцев автомобилей. В статье рассмотрим причины стука гидрокомпенсаторов на холодном и горячем двигателе, а также методы проверки их работоспособности. Понимание этих аспектов поможет автолюбителям выявлять и устранять неисправности, что способствует долговечности и эффективности двигателя.
Что там внутри
Регулировка зазора происходит автоматически. Гидрокомпенсаторы работают на основе низкого коэффициента сжатия масла. Когда отверстия для подачи смазки в головке блока цилиндров и корпусе компенсатора совпадают, масло поступает в систему. Оно проходит через специальную проточку в верхнюю камеру плунжера, а затем, открывая шариковый клапан, заполняет нижнюю камеру.
Под давлением масла плунжер выталкивается, поднимая корпус компенсатора до упора в кулачок. При вращении кулачка он давит на гидрокомпенсатор, который движется вниз. В этот момент отверстия закрываются, подача масла прекращается, и шариковый клапан закрывается.
Несжимаемость масла позволяет передавать усилие кулачка на клапан, который открывается. Дальнейшее движение кулачка заставляет пружину клапана поднимать его вверх, закрывая.
Часть масла может просачиваться обратно через седло шарика плунжера, увеличивая зазор. Однако в следующем цикле, когда отверстия маслопроводов снова совпадут, объем масла восстановится, и зазор вернется к норме.
Работа ГРМ приводит к износу поверхности компенсатора, что увеличивает зазор. Восстановление объема масла в цикле нормализует его. Тепловое расширение деталей также влияет на зазор, но гидрокомпенсатор помогает устранить избыточные значения.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что гидрокомпенсаторы играют ключевую роль в обеспечении стабильной работы двигателя. Их основная функция заключается в автоматической регулировке зазоров между клапанами и толкателями, что позволяет поддерживать оптимальную работу двигателя. Однако со временем эти устройства могут начать стучать, что обычно свидетельствует о недостаточном уровне масла или его загрязнении.
Для проверки работоспособности гидрокомпенсаторов специалисты рекомендуют провести диагностику системы смазки и уровень масла в двигателе. Если уровень масла в норме, стоит обратить внимание на его качество. Также полезно прослушать двигатель на разных оборотах: стук может указывать на износ или повреждение компенсаторов. В случае выявления проблем, замена гидрокомпенсаторов может стать необходимой мерой для восстановления нормальной работы двигателя.
Стук стуку рознь, потому что последствия разные
Чем удобны эти устройства? Тем, что выполняют свои функции, не требуя обслуживания и специального ухода.
О них можно не вспоминать до тех пор, пока не слышен определенный, специфический стук гидрокомпенсаторов.
Причем, он может появляться только при запуске и по мере прогрева исчезать, а может продолжаться все время.
Что происходит, когда стучат гидрокомпенсаторы:
- прекращается функционирование плунжерной пары;
- увеличивается динамическая нагрузка на детали и узлы ГРМ;
- повышается расход горючего;
- прогорают головки клапанов с последующим повреждением головки блока;
- возникают шумы в двигателе, затрудняющие общую диагностику;
- ухудшается разгонная динамика.
Почему стучат гидрокомпенсаторы? Ответов может быть несколько, в зависимости от обстоятельств. Необходимо установить момент, когда начинается стук. Это помогает прояснить ситуацию.
Если слышен стук гидрокомпенсаторов на холодную, то есть, сразу после запуска и продолжается до тех пор, пока мотор не прогреется, то вероятными причинами могут быть следующие:
- Клапан плунжера пропускает масло при выключенном двигателе.
- Сужение маслопроводящих каналов загрязнителями. В момент пуска масло имеет большую вязкость и не поступает в плунжер, поэтому и стучат гидрокомпенсаторы на холодную. При разогреве вязкость уменьшается и увеличивается его проникающая способность.
- Высокая вязкость масла. Стук пропадает по мере увеличения текучести.
Такое явление не очень критично, хотя не стоит оставлять его без внимания. Часто «гидрики» стучат только в момент пуска. Это происходит от того, что при остановке, часть клапанов двигателя замирает в открытом положении и клапан плунжера «стравливает» немного масла.
Не следует причислять эти звуки к признакам неисправности. На холодном двигателе это допустимо. Новые гидрокомпенсаторы, стукнут при пуске, потому что при длительном хранении часть масла может вытечь.
Ну, а если стучат гидрокомпенсаторы на горячую? Хотя вопрос поставлен несколько не корректно. Разберемся, от чего стук появляется при запуске движка и не прекращается по мере прогрева. В этом случае, как и в предыдущем, вероятных причин несколько:
- Масло плохого качества изначально или давно не менялось. Стук, чаще всего, прекращается после замены масла.
- Неисправность самого гидрокомпенсатора.
- Загрязнение масляного фильтра.
- Стук гидрокомпенсаторов на горячую возникает, если масляный насос не развивает необходимого давления.
Есть еще одна причина, которая, почему-то, проявляется на Приоре. Стук в компенсаторах появляется после замены масла 5W40 на 0W40.
Причина стука гидрокомпенсатора | Признаки неисправности | Способы проверки работоспособности |
---|---|---|
Износ внутренних деталей (клапана, плунжера, пружины) | Стук в двигателе, усиливающийся на холостом ходу или при прогреве. Неравномерная работа двигателя. Потеря компрессии в цилиндрах. | Проверка на наличие механического износа при разборке. Проверка давления масла в системе. Измерение зазора между толкателем и кулачком распредвала (при снятом компенсаторе). |
Загрязнение масла | Стук, усиливающийся после длительной работы на грязном масле. Неравномерная работа двигателя. | Замена масла и масляного фильтра. Промывка системы смазки. Визуальный осмотр компенсатора на наличие загрязнений. |
Низкий уровень масла | Стук, появляющийся при низком уровне масла. Неравномерная работа двигателя. Загорание лампы давления масла. | Проверка уровня масла. Доливка масла до необходимого уровня. |
Завоздушивание системы | Стук, появляющийся после замены масла или ремонта двигателя. Неравномерная работа двигателя. | Прокачка системы смазки. Удаление воздуха из системы. |
Неисправность системы смазки двигателя | Стук во всех или нескольких компенсаторах. Неравномерная работа двигателя. Низкое давление масла. | Проверка давления масла. Диагностика системы смазки. |
Дефект самого гидрокомпенсатора (заводской брак) | Стук с момента установки новых компенсаторов. | Замена на новые компенсаторы. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о гидрокомпенсаторах:
-
Принцип работы: Гидрокомпенсаторы работают на основе гидравлического давления, которое автоматически регулирует зазор между клапаном и толкателем. Это позволяет компенсировать тепловое расширение и износ деталей, обеспечивая стабильную работу двигателя и минимизируя шумы.
-
Причины стука: Стучание гидрокомпенсаторов может быть вызвано несколькими факторами, включая недостаток масла, загрязнение системы смазки или износ самих компенсаторов. Если масло не поступает должным образом, это может привести к образованию воздушных пробок, что и вызывает характерный стук.
-
Проверка работоспособности: Для проверки гидрокомпенсаторов можно использовать метод “на слух”. Запустите двигатель и послушайте, есть ли стуки при его работе. Также можно проверить уровень масла и его состояние, а также провести диагностику системы смазки. В некоторых случаях может потребоваться снятие клапанной крышки для визуального осмотра компенсаторов.
Принимаем меры
Если гидрокомпенсаторы начали стучать, не стоит паниковать. Это не означает немедленное исключение автомобиля из эксплуатации.
Работа этой детали зависит от системы смазки. Стук может указывать на потерю свойств масла.
Не спешите разбирать двигатель. Сначала замените масло и фильтр. После замены, при запуске двигателя, стук может продолжаться: во время слива масла оно выйдет из компенсаторов, а плунжеры заполнятся, когда заработает масляный насос.
Если замена масла не помогла, определите, какой гидрокомпенсатор стучит. Например, на ВАЗ 2112 с 16 клапанами, как узнать, какой из компенсаторов неисправен?
Установите кулачок распредвала в положение, не мешающее работе, и надавите на компенсатор с помощью выколотки. Исправный компенсатор поддастся при значительном усилии, неисправный легко уйдет вниз и требует замены.
Как проверить гидрокомпенсаторы без разборки? Неисправный компенсатор можно выявить и на работающем двигателе.
Место его установки можно определить с помощью фонендоскопа. Некоторые мастера используют металлический стержень и резонатор из алюминиевой банки. Опытные механики могут обнаружить проблему на слух. Далее необходимо устранить причину стука.
После выявления неисправных деталей, некоторые автовладельцы снимают их для очистки плунжеров от загрязнений, другие предпочитают замену. Часто стук удается устранить лишь на короткое время.
Анализ частоты ремонта этих узлов показывает, что их износ и условия эксплуатации схожи, поэтому рекомендуется заменять гидрокомпенсаторы комплектом.
Профилактика и уход за гидрокомпенсаторами
Гидрокомпенсаторы, или гидравлические компенсаторы, играют важную роль в работе двигателя внутреннего сгорания, обеспечивая автоматическую регулировку зазора между клапанами и кулачками распредвала. Для того чтобы они функционировали должным образом, необходима регулярная профилактика и уход. Это поможет избежать таких проблем, как стук гидрокомпенсаторов, который может свидетельствовать о их неисправности.
Первым шагом в профилактике является регулярная замена масла в двигателе. Масло не только смазывает детали, но и обеспечивает нормальную работу гидрокомпенсаторов. Загрязненное или старое масло может привести к образованию отложений, которые нарушают работу компенсаторов. Рекомендуется менять масло каждые 7-10 тысяч километров пробега, в зависимости от рекомендаций производителя автомобиля.
Также важно следить за уровнем масла. Недостаток масла может привести к недостаточной смазке гидрокомпенсаторов, что, в свою очередь, может вызвать их стук. Уровень масла следует проверять регулярно, особенно перед длительными поездками. Если уровень масла ниже нормы, необходимо долить его до требуемого уровня.
Кроме того, стоит обратить внимание на качество используемого масла. Для гидрокомпенсаторов рекомендуется использовать масла с определенными характеристиками вязкости и добавками, которые способствуют поддержанию чистоты и предотвращают образование отложений. Использование некачественного масла может негативно сказаться на работе гидрокомпенсаторов.
Проверка состояния гидрокомпенсаторов также является важной частью профилактики. Если вы заметили стук, который может указывать на неисправность, стоит провести диагностику. Для этого можно обратиться в сервисный центр, где специалисты проведут полную проверку системы ГРМ и состояния гидрокомпенсаторов. В некоторых случаях может потребоваться их замена, если они изношены или повреждены.
Не стоит забывать и о других компонентах двигателя, которые могут влиять на работу гидрокомпенсаторов. Например, состояние распредвала, клапанов и пружин также имеет значение. Регулярная проверка и обслуживание этих деталей помогут предотвратить проблемы с гидрокомпенсаторами.
В заключение, профилактика и уход за гидрокомпенсаторами включают в себя регулярную замену масла, контроль его уровня и качества, а также диагностику состояния самих компенсаторов и связанных с ними компонентов. Это позволит не только избежать стука, но и продлить срок службы двигателя в целом.
Вопрос-ответ
Что сделать, чтобы перестали стучать гидрокомпенсаторы?
Простой и действенный способ, помогающий в большинстве случаев, заключается в добавлении в масло специальной присадки Liqui Moly Hydro-Stossel-Additiv. Это позволяет промыть масляные каналы, удалить загрязнения и восстановить подачу в гидрокомпенсаторы.
Как понять, что гидрокомпенсаторы вышли из строя?
Неисправным считается гидрокомпенсатор, который стучит более пары минут после запуска двигателя или стучит после полного прогрева двигателя. Стук прослушивается сверху двигателя и может быть неслышен из салона автомобиля.
Как определить, что стучит гидрокомпенсатор?
Как определить, что стучит именно гидрокомпенсатор? Как определить, что именно гидрокомпенсатор начал стучать? Если звук в виде стука исходит из места расположения гидрокомпенсатора, это может свидетельствовать о его неисправности. При увеличении нагрузки на двигатель стук от гидрокомпенсатора может усиливаться.
Почему начали цокать гидрики?
Основной причиной стука в гидрокомпенсаторе является недостаточное давление масла в плунжерной паре. В этом случае он не успевает полностью убрать зазор между клапаном и кулачком распределительного вала. При вращении последний начинает ударять по крышке гидрокомпенсатора, что и приводит к стуку или “стрекотанию”.
Советы
СОВЕТ №1
Периодически проверяйте уровень масла в двигателе. Низкий уровень масла может привести к недостаточной смазке гидрокомпенсаторов, что в свою очередь может вызвать их стук. Регулярная замена масла и фильтров поможет поддерживать оптимальное состояние двигателя.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на качество топлива. Некачественное топливо может привести к образованию отложений в системе, что негативно скажется на работе гидрокомпенсаторов. Используйте проверенные заправки и добавки для очистки системы, если это необходимо.
СОВЕТ №3
При возникновении стука в двигателе не откладывайте диагностику. Своевременное обращение к специалисту поможет выявить проблему на ранней стадии и избежать более серьезных поломок. Не забывайте, что игнорирование стука может привести к дорогостоящему ремонту.
СОВЕТ №4
Проверяйте состояние и натяжение цепи или ремня ГРМ. Неправильная работа этих компонентов может вызвать неправильное функционирование гидрокомпенсаторов. Регулярная проверка и замена изношенных деталей помогут избежать проблем с двигателем.