Россия, Ставрополь, Кулакова проспект
Пн-вс: 08:30—19:00
whatsapp telegram vk email

Как снять барабан с заднего колеса велосипеда

Как снять барабан с заднего колеса велосипеда

image

Статья о том, как разобрать заднюю втулку велосипеда для техобслуживания и ремонта. В статье есть подробные иллюстрации.

Автор текста и фото: Pozis (г. Йошкар-Ола)

Примененные в статье термины:

Трещетка – узел, включающий в себя барабан, на который надевается кассета со звездами, основание трещетки, которое вкручивается в корпус, собачки с пружиной и шариковые насыпные подшипники, благодаря которым барабан имеет возможность вращаться на основании трещетки при её свободном ходе. Иногда трещетку на некоторых форумах ошибочно, как мне кажется, называют «орех», т.к. на орех больше похожа съемная кассета со звездами, одеваемая на барабан.

Гайка – деталь основания трещетки, служащая опорой главного правого подшпника втулки, т.е. подшипника, несущего вес байка.

Корпус втулки – все, что не трещотка и не главные подшипники 🙂

Кувалда – старинный русский универсальный инструмент для разборки узлов машин. В контексте статьи – молоток весом около 200 г 😉

image

image

2. «Слегка постукивая кувалдой» по оси со стороны барабана выбиваем осью левый подшипник 6200. Втулку при этом лучше всего держать в руке, чтобы не повредить фланцы. Совет: Если подшипник не выходит из алюминиевого корпуса, то прогрейте его промышленным феном или горелкой (акуратно!) градусов до 100 и попробуйте снова, не остужая корпус. Используйте варежки и рукавицы, чтобы не обжечься!

image

Вынимаем ось с левым подшипником 6200 из втулки (из правого подшипника 6000)

image

И снимаем левый подшипник 6200 с оси. Посадка без натяга, съемник тут не потребовался. В случае коррозии этого места, используйте горелку, промышленный фен и жидкость WD-40, смачивая место контакта.

3. Вставляем ось на место и выбиваем правый подшипник 6000, сидящей в «гайке» с прорезями, прикрученой к основанию трещетки.

Отмазка: Данный метод демонтажа подразумевает последующую замену подшипников, т.к. шарики и дорожки могут быть повреждены и впоследствии начнут крошиться. Но имхо все зависит от силы ударов. Если подшипники вышли достаточно легко, то имхо вполне еще походят 😉 !

Совет. Возможно, потребуется удлинитель ключа длиной 300-500 мм.

Обратите внимание на расположение уплотнительного кольца, чтобы потом поставить его также — выступом к барабану.

Разбираем трещетку 6. Зажмаем «спецключ» в тисках и устанавливаем на него трещетку, вставив ключ в прорези «гайки». Вставляем шестигранник «11» в основание трещетки и страгиваем «гайку» с места. Резьба левая, т.е. выкручиваем по часовой стрелке. Возможно потребуется некоторое усилие. Внутренне устройство узла трещетки для понятия принципа, что как крутить 🙂 :

Совет. Если не получается сразу стронуть «гайку» с места, прогреваем ее горелкой или промышленным феном градусов до 100–150. При попытках стронуть «гайку» крутим инструмент туда-сюда, легкими рывками. Учтите, что «спецключ» может согнуться или закаленные прорези на «гайке» срежут его край. Действуйте аккуратно.

Дополнение. Описанная процедура не даст шарикам рассыпаться из-за неловкого движения при манипуляциях с шестигранником и неудобным «спецключом», когда вы полностью разбираете снятую с колеса втулку. Если же нужно только сменить смазку, то выкручивать трещетку из корпуса втулки не требуется, а выкручивать удобне, страгивая «гайку» с места спецключом, зажатым вертикально в тисках и поворачивая колесо руками.

7. Ставим трещетку в тарелку. Аккуратно приподнимаем барабан, удерживая его основание, и извлекаем шарики. Не смешивайте шарики нижнего подшипника с шариками верхнего, т.к. они могут оказаться из разных размерных групп. Впрочем, если там уже поработала ржавчина, это не будет иметь значения 🙂

8. Извлекаем при необходимости собачки и кольцевую пружину из основания барабана.

Если не удалось снять регулировочные шайбы ранее, из-за того, что они прилипли к основанию трещетки, делаем это сейчас.

Трещетка разобрана (пружина на фотографии сломана пополам, исправная пружина имеет ус для фиксации)!

Анализ повреждений втулок, вызваных коррозией

Как правило, снятия основания трещетки с корпуса втулки для текущего обслуживания, т.е. чистки и смазки, не требуется. Но в нижеописаном случае потребовалась полная разборка втулки для очистки детелей от ржавчины и восстановления защитных покрытий. Подробнее об этих работах – в следующих статьях.

А для начала проанализируем причины такого бедственного состояния деталей этой втулки.

Как показало вскрытие, смерть втулки (анамнез – «заклинила так, что ехал, как на трековом веле, постоянно крутя педалями») произошла от длительного воздействия воды, попавшей в неё. Видимо, на заводе применили недостаточно стойкую жидкую смазку, т.к. никаких следов консистентной смазки не обнаружено (фото сделаны сразу после разборки, без промывки). Усугубило ситуацию также то, что применены. промподшипники! Обратимся к фактам и рассмотрим фото:

Деталь «Гайка», в которую запрессован промподшипник, была изготовлена по аналогии и из той же заготовки, что и аналогичная деталь «наружное кольцо подшипника-гайка» втулки на конусах. Об этом нам говорит проточка, которую видно на дне гнезда. Она похожа на фрагмент дорожки качения конусного подшипника, срезанной при расточке гнезда под пром. Вполне возможно, что деталь была переточена уже из готовой для конусного подшипника.

Как видим, уплотнительных колец между ней и барабаном не предусмотрено. Между тем, в каждой путёвой втулке на конусах применены уплотнения, запрессованые в барабан перед «гайкой» в виде резиновой манжеты, скользящей по конусу, а зазор между «гайкой» и барабаном, очевидно, заполнен консистентной смазкой, нужной для работы конусного подшипника. Этим достигается уплотнение узла трещетки с этой стороны.

С противоположной стороны применяется резиновое кольцо, уплотняющее барабан по торцу (резиновое колечко на резьбе трещетки – на фото)

В случае с промподшипником ВСЯ смазка заключена в нем, и зазор между «гайкой» и барабаном сухой и открытый. Бобышка для стопорения подшипника хоть и имеет грязеотбойник, но он не защищает от попадания воды внутрь трещетки при погружении в воду.

Первой от коррозии страдает пружина, которыя ломается, затем – шарики, потом покрываются язвами дорожки, и закисают собачки.

Сами промподшипники тоже не избежали коррозии по причине слабых уплотнений и малого количества уже закоксовавшейся смазки, не предотвратившей коррозию.

1. Перед установкой такой втулки на байк я бы рекомендовал разобрать трещетку, как описано выше (но без выкручивания из корпуса втулки самой трещетки) и заложить водостойкую смазку в промподшипники, подшипники трещетки и под бобышку правого подшипника. Подробнее об этом в следующей статье.

2. Во время эксплуатации байка втулку в воду надолго не погружать. Если же пришлось это сделать, то по воможности надо быстрее снять колесо и вытряхнуть воду из барабана, ударяя колесом по земле и держа его трещеткой вниз.

Тема: Не могу открутить барабан от втулки.

Втулки: Joy Tech Disc, 36h как было указано на каком-то сайте в конфиге моего вела, на самой втулке не нашёл ни чего.

Услышал периодические щелчки (один оборот заднего колеса — 1 щелчок) когда заднее колесо “катится”. Ну т.е. если перевернуть вел (или поднять колесо от земли) и крутануть заднее колесо — слышу щелчок. Т.к. посторонние звуки не есть хорошо я решил перебрать втулку. Для снятия кассеты, кстати, таки пришлось купить хлыст и съёмник, первый раз обошёлся кустарным инструментом.

Снял, вынул ось, вытряхнул подшипники, очистил всё от старой смазки и для чистоты душевной (инструмента нема так что скорее всего не разберу) я решил крутануть колесо держа за барабан — щёлкает, зараза! Думал это подшипники, а это что-то с барабаном.

Предусмотрительно порывшись в нете я прочёл соотв. статью в которой было написано что нужен будет шестигранник на 10 дабы барабан открутить от втулки. глянул — похоже на правду, звякнул другу — он как раз в гараже — сбегал. Пролетает со свистом — мал. Матюгнулся, перезвонил, попросил следующий номер — говорит есть 12 — принёс, проверил — не лезет! Матерился. сунул 3х гранный напильник и попробовал свернуть пасатижами — поскалывал грани с напильника.

Собственно вопрос: какой нужен съёмник чтобы открутить от втулки барабан? Если можно ссылку и ориентир где можно найти.

VELO.TOMSK.RU

Так все таки там левая или правая резьба, у меня сомнения закрались.

Re: “спецключ” для разборки задней втулки нужен

Сообщение alg » 11 июн 2010, 23:53

Вообщем почитал, посмотрел как это делают профики, понял что долбил молотком мало. Завтра продолжим.

Заодно запостю тут материал с Park Tool Website:

Freehub Service- Shimano® and loose ball bearing types

Use a hex wrench to loosen and remove the freehub holding-bolt. Most brands are accessed through the right side, but a few are accessed through the left side. The bolt is typically very secure and may require much effort to loosen.

Re: “спецключ” для разборки задней втулки нужен

Сообщение Руся » 12 июн 2010, 00:02

Re: “спецключ” для разборки задней втулки нужен

Сообщение alg » 12 июн 2010, 00:07

Re: “спецключ” для разборки задней втулки нужен

Сообщение Руся » 12 июн 2010, 00:11

Re: “спецключ” для разборки задней втулки нужен

Сообщение alg » 12 июн 2010, 00:16

У меня не такая.

Re: “спецключ” для разборки задней втулки нужен

Сообщение Dmitry K » 12 июн 2010, 08:26

Re: “спецключ” для разборки задней втулки нужен

Сообщение alg » 12 июн 2010, 12:46

Втулка с еще не снятым барабаном:

Потом делаем следующее, снимаем барабан и с обратной стороны выбиваем не сильными ударами молотком стопорное кольцо. Выбиваем аккуратно потому что выходить оно будет по резьбе и можно кольцом этим резьбу стесать. Чтобы почистить сами внутренности барабана и напихать новой смазки нужно его поставить без стопорного кольца на втулку и прикрутить стопорным болтом чтобы держался, но не сильно крепко (наживулить). Внутри у нас в барабане шарики которые с одной стороны держатся еще одной гайкой и собственно самим барабаном с другой стороны. Ее и надо открутить. Откручиваем отверткой или болтом кому как и чем удобнее. Внимание! Откручиваем по часовой стрелке! Легкими ударами молотком шайба откручивается, ларчик открывается. Сразу выпадывают шарики, поэтому чтобы этого не произошло, и, очень мелкие шарики не потерялись, делаем все это на ровной поверхности, желательно на тряпке. Мне хватило сделать четверть оборота стопорной гайки чтобы она потом легко пошла откручиваться. Полностью я ее сразу не откручивал, выкрутил болт стопорный сначала, снял барабан, потом вытащил стопорную гайку.

Как снять кассету с велосипеда: пошаговое руководство

Кассета – важный компонент велосипеда, ответственный за передачу движения от педалей к заднему колесу. Этот механизм состоит из нескольких звезд разного размера, которые образуют передаточное отношение и позволяют велосипедисту подбирать наиболее комфортную передачу в зависимости от условий дороги и уровня физической подготовки.

Как и любая часть велосипеда, кассета подвержена износу и требует регулярного обслуживания. Именно поэтому снятие кассеты может стать необходимой процедурой для велосипедиста. Некоторые из распространенных причин снятия кассеты включают замену изношенных звезд, проведение чистки и обслуживания передачи, а также установку более подходящей кассеты для различных целей, таких как горный велосипединг или шоссейные гонки.

Подготовка инструментов и места работы

Перед тем как приступить к снятию кассеты, необходимо убедиться, что у вас есть все необходимые инструменты под рукой. Для этой операции вам понадобятся кассетница, цепной ключ, рулетка или линейка и некоторые основные принадлежности для чистки и смазки. Убедитесь, что все инструменты находятся в хорошем состоянии и готовы к использованию.

Также не забывайте о выборе подходящего места для работы. Идеальным вариантом будет ровная поверхность, обеспечивающая устойчивую поддержку велосипеда во время процесса. Хорошее освещение также играет важную роль, позволяя вам лучше видеть детали и избежать возможных ошибок.

Следуя этим рекомендациям, вы готовы к выполнению следующего шага – отсоединению заднего колеса для доступа к кассете

Отсоединение заднего колеса

Перед тем как приступить к снятию кассеты с велосипеда, необходимо отсоединить заднее колесо, чтобы получить доступ к кассете и выполнить операцию без лишних помех.

  • Отцепите задний тормоз (если есть): В случае, если ваш велосипед оснащен задним тормозом, убедитесь, что он отцеплен перед тем, как приступить к снятию колеса. Это можно сделать, нажав на рычаги тормоза и аккуратно вынув тросик или разъемы, которые связывают тормозные колодки с рукоятками тормозов.
  • Ослабьте быстроотсъемное крепление или гаечные втулки: Большинство современных велосипедов используют быстроотсъемные крепления для крепления заднего колеса к раме. Если у вашего велосипеда такая система, откройте защелку быстроотсъемника, чтобы ослабить его хват и раздвинуть вилку заднего треугольника. Это позволит легко извлечь заднее колесо из рамы.

В случае, если ваш велосипед имеет гаечные втулки, возьмите подходящий инструмент (обычно ключ для гаек или шестигранный ключ) и ослабьте гайку, которая крепит заднее колесо к раме. Обратите внимание на то, чтобы не потерять мелкие детали, такие как пружины или шайбы, которые могут сопровождать гаечные втулки.

После того, как быстроотсъемное крепление или гаечные втулки ослаблены, заднее колесо будет легко сниматься с велосипеда, открывая доступ к кассете, которую вы можете демонтировать для обслуживания или замены звезд. Запомните порядок, в котором вы снимаете компоненты, чтобы потом без проблем собрать велосипед обратно.

Отсоединение кассеты от втулки

Когда вы уже успешно сняли заднее колесо, наступает время перейти к следующему этапу — отсоединению кассеты от втулки. Для этого потребуются специальные инструменты и немного внимательности.

  • Вставьте специальный кассетник в кассету: Кассетник (также известный как кассетный ключ) — это специальный инструмент, который позволяет надежно удерживать кассету во время откручивания. Убедитесь, что выбранный кассетник подходит под тип кассеты на вашем велосипеде. Обычно велосипеды имеют кассеты с разными типами крепления (например, Shimano или SRAM), поэтому выбор правильного кассетника важен.
  • Проверьте, что кассетник надежно зацепился: Перед тем как начать откручивать кассету, убедитесь, что кассетник правильно зацепился за зубцы кассеты. Это обеспечит надежное удержание и поможет избежать повреждения кассеты или инструмента. Если кассетник не зацепился должным образом, переставьте его, чтобы найти правильное положение.
  • Поворачивайте кассетник против часовой стрелки: Как только кассетник надежно удерживает кассету, начинайте поворачивать его против часовой стрелки. Важно помнить, что кассета крепится на втулке резьбовым соединением, поэтому для откручивания вам потребуется силовое усилие, особенно если кассета долго не снималась или была надежно закреплена.
  • Снимайте кассету аккуратно: Когда вы открутили кассету достаточно, чтобы ее можно было снять руками, продолжайте поворачивать кассетник до тех пор, пока кассета не снимется с втулки полностью. При этом обращайте внимание на мелкие детали и шайбы, которые могут сопровождать кассету — не потеряйте их, чтобы потом легко собрать всё обратно.

Теперь, когда вы успешно отсоединили кассету от втулки, вы можете переходить к очистке и обслуживанию кассеты или замене изношенных звезд для повышения производительности и удлинения срока службы вашего велосипеда.

Очистка кассеты и обслуживание

После успешного снятия кассеты с велосипеда наступает важный этап — очистка и обслуживание этого ключевого компонента передней трансмиссии. Грамотное обслуживание кассеты поможет поддерживать эффективную передачу движения и продлит ее срок службы.

  • Использование растворителя или чистящего средства: Прежде чем проверять состояние звезд кассеты, необходимо удалить грязь, жир и другие загрязнения с поверхности кассеты. Для этого используйте специальный чистящий средство, предназначенное для велосипедных трансмиссий. Также можно воспользоваться растворителем или обычным мыльным раствором. Очистите кассету с помощью мягкой щетки или тряпки, аккуратно удаляя грязь с каждой звезды.
  • Проверка состояния звезд кассеты: После очистки кассеты тщательно осмотрите каждую звезду. Обратите внимание на состояние зубьев — они должны быть ровными, без заметных признаков износа или повреждений. Если вы замечаете затупленные или изношенные зубья, это может негативно повлиять на производительность передачи и требовать замены звезд.
  • Замена изношенных звезд: В случае, если одна или несколько звезд кассеты износились, рекомендуется их заменить. Новые звезды обеспечат более точную и эффективную работу трансмиссии. Приобретите замену совместимую с вашей кассетой и установите их на место старых звезд.

Важно отметить, что регулярное обслуживание кассеты и замена изношенных звезд способствуют более гладкой и эффективной передаче движения, а также предотвращают излишний износ других компонентов трансмиссии.

Установка кассеты обратно на втулку

После тщательной очистки и обслуживания кассеты наступает время вернуть ее на место и закрепить на втулке, чтобы ваш велосипед снова был готов к приятным поездкам.

  • При необходимости добавьте немного смазки на резьбовую часть кассеты: Чтобы обеспечить более легкую установку кассеты и защитить резьбовое соединение от коррозии, рекомендуется нанести небольшое количество специальной велосипедной смазки на резьбовую часть кассеты. Используйте меру и не переборщите, чтобы избежать излишнего скольжения кассеты на втулке.
  • Вставьте кассету на втулку и аккуратно наденьте ее на кассетник: Убедитесь, что кассета правильно ориентирована, чтобы зубцы корректно соответствовали и вошли в звезды цепи. Осторожно поставьте кассету на втулку, убедитесь, что резьбовая часть верно соединилась с втулкой, и она прочно держится на месте.
  • Поворачивайте кассетник по часовой стрелке, чтобы закрепить кассету на втулке: Продолжайте поворачивать кассетник, пока кассета не будет закреплена крепко и надежно. Обычно требуется некоторое усилие, чтобы достичь правильной крепости, но не перекручивайте слишком сильно, чтобы не повредить резьбовое соединение.
  • Проверьте работу передач: После установки кассеты проверьте работу передач, переключая звезды. Убедитесь, что передачи переключаются плавно и без пропусков. Если все функции работают исправно, значит, вы успешно завершили установку кассеты обратно на втулку.

Закрепление заднего колеса на велосипеде

После успешной установки кассеты на втулку и убедившись, что передачи работают плавно и без проблем, наступает завершающий этап — закрепление заднего колеса на велосипеде.

  • Убедитесь, что кассета правильно установлена и работает плавно: Перед тем как закрепить заднее колесо, проведите финальную проверку кассеты. Переключите передачи и убедитесь, что они функционируют без перекосов, шумов или пропусков. Также убедитесь, что кассета не имеет свободного люфта и надежно закреплена на втулке.
  • Закрепите заднее колесо на велосипеде, затянув быстроотсъемное крепление или гайки втулки: Если ваш велосипед оснащен быстроотсъемным механизмом крепления, вставьте ось колеса в вилку заднего треугольника и закройте защелку, чтобы надежно закрепить колесо на месте. Если у вашего велосипеда гаечные втулки, аккуратно затяните гайки втулки, обращая внимание на правильное положение колеса и равномерное распределение нагрузки.

Регулярное обслуживание кассеты и замена изношенных звезд помогут продлить срок ее службы, уменьшить шумы и повысить качество передачи. Памятуйте, что важно следить за состоянием кассеты и других компонентов трансмиссии, чтобы наслаждаться комфортными и безопасными поездками на своем велосипеде.

Ссылка на основную публикацию
Похожее